ROCK AROUND THE CLOCK И ОФИЦИАНТЫ-ЭКВИЛИБРИСТЫ

Московская группа «Браво» — нечастый гость в столице Татарстана, так что появление в Казани легендарного коллектива, отметившего недавно свое 30-летие, вполне тянуло на статус солидного культурного события. Евгений Хавтан и его команда уже давным-давно занимают особое место на отечественной сцене, умудряясь, в отличие от большинства своих ровесников из числа коллег по цеху, не покрыться «мхом» и не восприниматься аудиторией исключительно как эхо из далекого прошлого. «Московский бит» от «Браво», который никогда не был перегружен социальной или политической тематикой, тем не менее так и не прибил группу к отечественным поп-берегам, хотя «марсианка» Жанна Агузарова покинула своих друзей на «космолете» еще четверть века назад. Но для эстрады этот живой рок-н-ролл всегда оставался и остается чужим, а сам Хавтан — лидер группы, который взялся за микрофон только тогда, когда воспитал в своем коллективе сразу несколько качественных вокалистов, готовых к самостоятельному музыкальному плаванию, за последние три десятилетия мало изменился, оставаясь все таким же «стилягой», не терпящим серой толпы.

В концерт-холле «Эрмитаж» собралось изрядно публики — и тех, кто еще не родился во времена, когда у Агузаровой были проблемы с московской пропиской, и тех, кто вполне мог быть на давнем-давнем первом концерте группы в Казани и кому Хавтан посвятил последней номер программы — композицию «Старый отель». Пока же зрители в ожидании героев вечера наслаждались звучавшей фоном в зале классикой рок-н-ролла. Причем это был тот редкий случай, когда произведения вроде Rock Around the Clock как раз хорошо «ложились на уши» перед появлением на сцене «Браво» — классика перед появлением на сцене классиков. Ждать пришлось почти час, причем за это время сразу от нескольких зрителей можно было услышать критические суждения относительно качества самой концертной площадки, крикливый интерьер которой, действительно, больше подходит для ночного клуба с непременными барышнями на шесте, нежели для респектабельного выступления знаменитой группы. Да и официантам «Эрмитажа» не позавидуешь, весь вечер им приходилось вместе со стаканами и тарелками лавировать между плотно стоящими зрителями, что доставляло неудобство и тем, и другим. Конечно, на фоне выступления Хавтана со товарищи это казалось мелочами жизни, но в очередной раз заставляло задуматься о том, о чем в один голос говорят казанские промоутеры: в городе не хватает хороших концертных площадок, их попросту нет.

«НАСТОЯЩИЙ МОСКОВСКИЙ АНСАМБЛЬ»

Группа «Браво» появилась на сцене внушительным по количеству участников составом с мощной духовой секцией, а также с убойным номером — инструментальной версией «Желтых ботинок». Первый успех закрепили старым хитом «Мой город — Москва». Хавтан и Роберт Ленц по очереди исполняли вокальные партии, еще один из основателей коллектива Александр Степаненко раскрывал свои таланты мультиинстурменталиста, а молодые духовики команды Хавтана показывали себя еще и отличными танцорами. Количество хитов, созданных «Браво» за эти 30 лет, конечно, впечатляет, хотя и композиции из последнего студийного альбома «Мода» отнюдь не затерялись между «Васей» и «Любите девушки». Песни, написанные Хавтаном, настолько хороши, что иногда даже и не вспомнишь, а собственно, кто был первым исполнителем того или иного старинного шлягера — Агузарова или Валерий Сюткин. Кроме того, и на счету нынешнего основного вокалиста Ленца уже немало побед, за артистом в свое время так закрепилось выражение «новый вокалист «Браво», что удивляешься, когда понимаешь, что он поет в этой группе уже без малого два десятка лет.

Коллектив Хавтана — настоящий московский ансамбль. Даже в том смысле, что его музыканты — это настоящие профи, развенчивающие миф о том, что в России не умеют играть. В концерте даже нашлось место для небольшого бенефиса самых культовых персонажей в любой рок-группе — бас-гитариста и барабанщика. Михаил Грачев и Павел Кузин справились со своими номерами на ура. Словом, не удивительно, что часть зрителей явно захлестнула ностальгия, кто-то из числа довольно взрослой аудитории со слезами умиления на глазах немного переоценил свои силы в местном баре.

DSC_1118.jpg
Евгений Хавтан

«НЕВЫСОКИЙ ЧЕЛОВЕК В ДУРАЦКОЙ ФУТБОЛКЕ»

Но, главный человек в «Браво» — это, конечно, Хавтан. Днем на пресс-конференции журналисты интересовались мнением автора песен группы о текущем политическом моменте и письмах, которые подписывает отечественная творческая интеллигенция. «Я не вправе осуждать кого-то, — ответил Хавтан. — У каждого была наверняка своя мотивация, очень надеюсь, искренняя, и это было сделано по совести. Меня в этом списке нет. Мое отношение, чтобы закрыть вопрос на политическую тему в этой ситуации: я против любого вмешательства в дела любого суверенного государства. Я против войны, против насилия и против того, чтобы в мирное время погибали люди». На вопрос об отсутствии в его творчестве ярко выраженных политических песен он ответил следующее: «Думаю, в наших песнях есть гораздо больше слов, чем если бы мы пели политические песни. Наши песни про любовь, про тот город, в котором это сохранилось, — это и есть самые политические песни, самые антивоеннные. Поэтому как музыкант на сцене я не выражаю своего мнения».

Деликатный лидер «Браво» тем не менее вполне себе определенно выразился на заданную тему, когда предварил исполнение совершенно новой песни «DJ Фантомас» спичем на тему вранья из телевизора и предложением сделать из него барбекю... Хавтан — один из самых удивительных людей на отечественной сцене. Этот невысокий, сутулый человек с «неправильной» национальностью в дурацкой футболке — один из лучших, если не лучший российский композитор, великолепный мелодист, который никогда не стремился к самопиару, предпочитая всегда оставаться немножко над схваткой, умудряясь всегда показать свою «фигу в кармане» еще в советские времена, даже исполняя песни о любви и любимом городе. И если вновь наступит эпоха, в которой будет «дифференцирование штанов по цвету», Хавтан, старый стиляга в «оранжевым галстуке», обязательно что-нибудь придумает. И ему за это ничего не будет.