Хотите быть в курсе важных новостей?
срочная новость
The New York Times: Россия начала эвакуировать своих дипломатов из Украины
  • $ 105.06
  • 110.49
  • ¥ 14.44
Челны 0.9°
Москва -3.9°
Реклама
Реклама
Рекламодатель
bizon.gallery
Джири Липке
на сайте 2 года 5 месяцев
место
репутация
0
комментарии
467
  • Чем займется герой танка «Алеша», что решили на совбезе по мигрантам и кто из топов покинет МВД

    - Чем на таких собраниях руководствовались, вынося приговор?
    - Мы наперебой их обсуждали. Даже существовал какой-то негласный конкурс - кто лучше сможет пристыдить, более злобно высказаться.
    Думаю, ошибкой было отрицать религию. Спустя годы только это понимаешь. Если вспомнить, что в 20-30-е годы, во времена НЭПа, 5 тысяч священнослужителей - и мусульман, и православных -были сосланы, замучены, расстреляны, невольно содрогаешься. У многих из них был выбор – отказаться от религии или последовать суровому наказанию. Многие выбрали второе. Так, может, настало время восстановить списки этих священнослужителей, чтобы реабилитировать их, а нам – раскаяться. Чтобы хазратам почитать дога, православным священникам – молитвы за упокой.
    Мне хотелось бы встретить сейчас эту мусульманскую и православную пары, которые прошли через наше собрание, и попросить у них прощения. Нужно объяснить им, что время такое было. Скажу откровенно, среди тех, кто состоит в руководстве Всемирного конгресса татар, татарских автономий, общественных организаций, были коммунисты. Более того, хочется в пример привести одного бывшего коллегу, который работал с нами в комсомоле, потом в партбюро, а сейчас он мулла одной из мечетей Нижнекамска. Я его как-то спросил, как он смог перестроиться. Наверное, сложно ему пришлось. «Да, - говорит, - очень долго думал, размышлял. Раньше я работал по велению партию, по инструкции. А теперь я работаю бесплатно по велению души». Он чистосердечно покаялся. Так что из раскаявшихся комсомольцев получаются хорошие муллы и православные священники. Они строят мечети и церкви, служат народу не за корысть. Я верю, что они искренне занимаются этим делом.
    Поэтому мы в Штабе татар Москвы хотим на 105-й день рождения комсомола собраться и обсудить эти наши нелицеприятные поступки. Устроить что-то вроде покаянного дня, прощеного воскресенья, очистить совесть.
    - А как же пословица - кто старое помянет - тому глаз вон?
    - Чтобы двигаться дальше в истории, чтобы смело говорить правду нашей молодежи, надо не только вспоминать нашу продуктивную молодость, грандиозные планы тех лет, молодежное братство, но и анализировать, признавать прошлый негативный опыт, ошибки.
    Возможно, мы чуть запоздали с этим раскаянием. Наверное, оно должно было состояться в 90-е. Тогда необходимо было провести полный анализ. Но и сейчас не поздно. Благодаря комсомолу мы вместе строили, созидали, творили. У нас была замечательная страна, а у граждан социалистическое воспитание.
    С распадом страны и комсомола молодежи навязали западные «ценности», которые нам чужды, которые растлевают наше общество. Потому наш Штаб татар Москвы во многом перенял принципы комсомола – любовь к родине, самоотверженность, самоотдачу, организаторские способности. Методы работы с молодежью, которые сейчас мы применяем в Штабе, взяты из нашей комсомольской жизни.
    - Что хотели бы пожелать коллегам по комсомолу накануне праздника?
    - Хочу пожелать нашему комсомольскому поколению помогать нашей молодежи правильно выбирать пути, оставаясь образцом для подражания, помня о нашей молодости, храня лучшие традиции дружбы, патриотизма, бескорыстия!

    Пресс-центр Национального конгресса татар.
  • Чем займется герой танка «Алеша», что решили на совбезе по мигрантам и кто из топов покинет МВД

    - В партию не успели вступить?
    - Я многие годы был на освобожденной основе на партийной работе. Кстати, я последний член коммунистической партии райкома Нижнекамскнефтехима. После меня туда уже никто не вступал. Я завершил этот список, став коммунистом. До сих пор бережно храню коммунистический билет. Не стал уподобляться главному режиссеру театра Ленком Марку Захарову, который ради пиара публично на площади Пушкина сжег свой партбилет. Конечно, можно было и тогда избежать вступления в ряды компартии. И многие так и делали. Даже знаменитая актриса Фаина Раневская, когда ее пригласили в партком и попросили обязательно вступить в партию, ответила: «Я о партии мечтала всю жизнь. Но я разговариваю во сне, и могу разболтать все партийные секреты. Когда я отучусь от этой привычки, сразу приду к вам». Я же горжусь, что был комсомольцем, был коммунистом.
    - В чем, на ваш взгляд, позитивная роль комсомола?
    - Комсомол имел хороший воспитательный эффект, благодаря четкой идеологической составляющей. Даже в конце 80-х, когда роль его была заметно снижена и уже появился Любимов, Бодров, Невзоров и Горбачев со своей программой трезвости. Кстати, мы тогда все поверили в нее. Наверняка многие помнят лозунг - трезвость – норма жизни. Проводили комсомольские антиалкогольные свадьбы проводили, новобрачным выдавали малосемейки, а они на следующий же день вновь устраивали торжество, но уже с алкоголем и с ключами от комнаты. Но это все равно имело воспитательное значение.
    В целом комсомол был школой жизни, и комсомольцы достигли больших высот, потому что они ее прошли. Многие чиновники, руководители – выходцы из партийной элиты. Можно вспомнить председателя Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиля Агеева, который был первым секретарем обкома комсомола, экс-министра образования Татарстана Рафиса Бурганова, который работал секретарем комитета ВЛКСМ «Казанькомпрессормаша», депутата Госдумы РФ Ильдара Гильмутдинова, который дослужился до секретаря Татарского обкома ВЛКСМ. Почти все депутаты у нас родом из комсомола. И это не случайность! У советской молодежи была любовь к родине, уважение к стране, к атрибутам государственности – флагу, гимну. Столько всесоюзных строек успешно завершили! Столько субботников провели! Нижнекамск, Набережные Челны, КАМАЗ строили люди, которые съехались по комсомольским путевкам со всей страны! И таких строек было много, десятки тысяч людей ехали месить ногами глину, жить в вагончиках, чтобы построить завод, город, железную дорогу…
    Комсомольцы были образцом для подражания для пионеров, была преемственность в воспитании человеческой личности – сначала ребенок был октябренком, потом шел в пионеры, вступал в комсомол, в партию. Считаю, надо детально изучать, а не отвергать этот хороший, годами накопленный идеологический опыт СССР.
    - Как он может пригодиться сейчас?
    - Сейчас у нас в стране идет борьба с Западом за влияние, за умы. Главная задача недругов –посеять межнациональный конфликт, межрелигиозную рознь, настроить людей против власти. Что можно этому противопоставить? На мой взгляд, только комсомольские принципы единения, консолидацию молодежи, национальные интересы, туристические походы, взаимоотношения между людьми, наставничество. Взять все лучшее от комсомола, и, отталкиваясь от этого, объединить нашу молодежь, чтобы она верила в Россию, в курс, который выбрало руководство.
    - Возможно, вы идеализируете прошлое, потому что у вас с комсомолом связаны только хорошие воспоминания. Но были ведь и другие.
    - Разумеется, были перегибы. Один из серьезных, на мой взгляд, – преследование религиозных убеждений, священнослужителей. Думаю, за это многим бывшим комсомольцам сейчас стыдно и неудобно. По крайней мере, мне.
    Нам каждое утро приносили списки тех, кто крестился или венчался в церкви, провел никах или процедуру имянаречения у хазрата. Мы в авральном порядке через начальников цехов, через директора завода вызывали эту молодежь на ковер и обсуждали их «недостойный» поступок. Некоторые в слезах рассказывали, что совершить обряд заставила бабушка, тетя или другие родственники. Раскаивались, обещали исправиться. Им выносили строгий выговор. Но, к слову, большая часть была непоколебима в своем решении. Верующие комсомольцы говорили, что это осознанный шаг. Конечно, таких сразу исключали из комсомола, а это автоматически вычеркивало людей из очереди на квартиру, из Совета молодых специалистов. О карьерном росте также можно было забыть, как и о дальнейшем вступлении в ряды КПСС. Вот такие были времена.
    В свое небольшое оправдание могу сказать, что на штабах никогда не голосовал против этих людей. Всегда воздерживался, но и «за» не голосовал. Помню молодую мусульманскую пару, которая прошла обряд никаха. Молодой муж сказал, что осознанно решил заключить союз перед Аллахом, так как не мог сожительствовать с девушкой до загса. Его исключили из комсомола. Потом я этого парня несколько раз видел на заводе. Когда у них родился ребенок, они снова пошли к хазрату, чтобы он дал ему имя.
    Такой же случай я припоминаю и в православной семье. После обряда венчания комсомол катком по ним прошелся. Два часа на собрании, унижая и оскорбляя, давили на молодую пару. Но они от своих убеждений не отступились, а после рождения ребенка крестили его в церкви.
  • Чем займется герой танка «Алеша», что решили на совбезе по мигрантам и кто из топов покинет МВД

    Итоги и результаты деятельности президента Национального конгресса татар Рустэма Ямалеева в 2023 году
    1. Проведено 14 бизнес практикумов с привлечением общественности тюркских народов по организации помощи участникам СВО с приглашением участников СВО и молодежи. Организована отправка двух гуманитарных грузов в зону СВО. Организованы лечение и реабилитация 60 военных СВО
    2. В начале года было оформление Татарского межрегионального национального центра Московской области города Домодедово с охватом 15-ти городов Подмосковья с организацией офиса и сайта. Была организована автономия в городе Домодедово. На интернет-площадках дополнительно было привлечено больше 20.000 подписчиков за этот год
    3. Снято 35 патриотических видеороликов с разъяснительной работой по СВО
    4. В 24 школах и 14 колледжах Татарстана была проведена презентация книги Штаба татар Москвы и лекция по патриотическому воспитанию, сохранению татарского языка и культуры, ответственностью перед будущими поколениями и 95-ти летию Фикрята Табеева. Лекции направлены на личностный и профессиональный рост, правильный выбор профессии. Посетил 5 городов России, где проживает больше 50 тысяч татар и 7 районов Татарстана. В результате сбора информации всех этих городов и районов, а так же опросу людей, сбора более сотни пожеланий выработал программу и стратегию, необходимые на сегодняшний день для сохранения татарского языка и культуры по итогу переписи населения.
    5. Принял участие в Петров дне, а так же в 3-х федеральных сабантуях, в Набережных челнах, Тукаевском районе, Нижнекамске и Заинске с написанием аналитических статей и снятием видеороликов.
    6. В феврале при Национальном конгрессе татар и тюркских народов было организовано офицерское собрание Национального конгресса с участием героев и генералов. Группа ежемесячно собирается, имеет чат в телеграмм. На встречи приглашается молодежь с целью патриотического воспитания и сохранению национальных ценностей и семейных традиций
    7. С начала года в результате поездок по России по обсуждению татарского языка и культуры была сформирована программа по сохранению татарского языка, состоящая из 35 пунктов и размещена на интернет-ресурсах Национального конгресса татар
    8. Ежемесячный сбор совета аксакалов Москвы с приглашением молодежи по обсуждению текущих злободневных вопросов.
    9. С начала года снял 60 видеообращений к молодежи с обсуждением актуальных насущных вопросов. Привлечение участников СВО для роликов. Они были выложены на 4-х ютьюб каналах: ДЛ-16, Штаб татарской молодежи, Штаб татар и Национальный конгресс татар. Общее количество просмотров за год 400-500 тысяч.
    10. Осуществление руководства и координации пула общественных организаций, входящих в Национальный конгресс татар: Межрегиональный Центр Национального развития, ДЛ-16, Штаб татар, Татарский национальный центр в городе Домодедово, автономию города Домодедово и Национальный конгресс татар и тюркских народов. Проведение центристской политики и размещение информации о деятельности Татарстана на всех сайтах.
    11. Ведение клуба аксакалов, клуба патриотов, Национального конгресса татар, клуба Тюркских народов и с этого года еще Офицерского собрания национального конгресса татар с привлечением 4-х тысяч новых участников за этот год
    12. С начала этого года организовал 10 мусульманских мероприятий доя тюркских народов Москвы: первый намаз, разъяснительная работа перед ифтаром и по другим религиозным праздникам с привлечением 60-80 человек на каждое мероприятие
    13. Организация сбора средств на ликвидацию последствий пожара в Кургановской области, деревне Юлдуз. Регулярно участвует в благотворительных проектах по сбору средств на строительство мечети Татарстана, Иркутской области, в фонд Вавилова, в детские дома.
  • Чем займется герой танка «Алеша», что решили на совбезе по мигрантам и кто из топов покинет МВД

    Покаянное интервью бывшего комсомольца
    Рустэм Ямалеев: «Из раскаявшихся комсомольцев получаются хорошие муллы»
    «Не расстанусь с комсомолом», - пели известные исполнители советских времен. Однако уже более 30 лет как ВЛКСМ прекратил свое существование, но бывших комсомольцев, видимо, не бывает. Накануне 105-летия молодежной организации мы поговорили с главой Национального конгресса татар Рустэмом Ямалеевым, который в 80-х был заместителем секретаря комсомола Нижнекамскнефтехима. О том, нужен ли современной молодежи комсомол и в чем должны покаяться комсомольские функционеры, – в нашем интервью.

    - В этом году 29 октября исполняется 105 лет комсомолу. Он оставил немало идейных последователей и вывел в люди немало руководителей разных рангов. И вы, Рустэм Фаизович, в их числе. Вы помните, как стали комсомольцем?
    - Каких-то торжественных собраний, оваций и салютов по этому поводу не было, как, например, когда принимали в ряды пионеров. Традиционно было нечто вроде кастинга, выражаясь современным языком. Сначала надо было получить рекомендации от комсомольцев со стажем, затем подать заявление в школьную комиссию. Затем пройти собеседование в комсомол райкома. Это было нечто вроде экзамена, где спрашивали о мотивах вступления в комсомол, просили спеть гимн, перечислить награды ВЛКСМ, какие-то основы учения марксизма-ленинизма. Обычно после этой процедуры выдавали комсомольский билет и значок.
    Но мне особых рекомендаций не требовалось. Мой отец Фаиз Нурмухаметович в Мензелинском районе успешно возглавлял колхоз. Трудовую деятельность начинал вместе с будущим первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, пользовался заслуженным уважением у коллег. Так что мое будущее в комсомоле было предрешено заранее.
    - Вы быстро росли в карьере по комсомольской линии?
    - Когда наша семья переехала из Мензелинска в Нижнекамск, я после окончания вуза стал работать на «Нижнекамскнефтехиме», где совмещал работу мастера ремонтно-механического цеха по обслуживанию оборудования перегонки сернистой нефти с должностью первого заместителя секретаря комсомола. Это был 1986 год. Помню, как в первый же день трудоустройства меня вызвали в комитет комсомола опытно-промышленного завода и попросили организовать субботник. Я вел активную общественную работу, кроме того, был руководителем ансамбля. В общем, представители комитета комсомола завода взяли меня на заметку, и буквально через полгода я уже дорос до заместителя секретаря комсомола химкомбината.
    - Сколько человек было у вас в «подчинении»?
    - Наша комсомольская организация обладала правами райкома, у нас было 6 тысяч комсомольцев. Мы организовывали всевозможные занятия с молодежью. Проводили комсомольские собрания и встречи, приобщали молодых людей к спорту. Главным направлением работы была помощь молодежи в адаптации на производстве, повышении ее профессионального уровня. Сначала я был заместителем, потом стал секретарем комсомола. Мне эта деятельность на общественных началах очень нравилась. Мы столько деревьев посадили на голом энтузиазме! Можно сказать, что мужскую миссию по посадке деревьев я на несколько жизней вперед выполнил. Наша команда занималась посадкой саженцев вдоль магистрали в аэропорт Бегишево, дороги в Корабельную рощу, Соболековской трассы. Когда надо было каучук грузить или на стройке помогать – с удовольствием все ходили и работали. И даже мысли ни у кого не возникало отлынивать!
    - Тяжело было руководить молодежью? Ведь вам тогда было всего 24-25 лет.
    - Мне очень помогало то, что из Москвы мне присылали номера «Московского комсомольца». А еще я ездил на собрания комсомольской организации КАМАЗа и многому у них учился. Да, я был в то время в комитете комсомола самый молодой. Все были старше.
    - Получается, вы застали комсомол, когда в страну уже пришла демократия.
    - Да, и я, можно сказать, стал ее жертвой (смеется). Помню, когда в 1989 году объявили выборы секретаря горкома комсомола в связи с уходом Рустема Талгатовича Бикмуллина, на эту должность претендовали три кандидатуры – я, Юрий Полянин и Владимир Фомин. Мой папа уже не мог повлиять на результаты, было открытое голосование, которое я, к сожалению, проиграл, потому что за меня выступало национальное татарское движение. Потому в горкоме комсомола у меня дальнейшая карьера не сложилась. Я так и остался на производстве, а потом после распада Союза ушел в коммерческие структуры. Но я всегда общался с моими коллегами-комсомольцами, многие из которых достигли руководящих постов и работают на них до сих пор. Это была незаменимая школа.
  • Где встретит гостей внучка Шаймиева, как Минниханов одарил Кадырова и чем тревожит М12 в Татарстане

    - Чем на таких собраниях руководствовались, вынося приговор?
    - Мы наперебой их обсуждали. Даже существовал какой-то негласный конкурс - кто лучше сможет пристыдить, более злобно высказаться.
    Думаю, ошибкой было отрицать религию. Спустя годы только это понимаешь. Если вспомнить, что в 20-30-е годы, во времена НЭПа, 5 тысяч священнослужителей - и мусульман, и православных -были сосланы, замучены, расстреляны, невольно содрогаешься. У многих из них был выбор – отказаться от религии или последовать суровому наказанию. Многие выбрали второе. Так, может, настало время восстановить списки этих священнослужителей, чтобы реабилитировать их, а нам – раскаяться. Чтобы хазратам почитать дога, православным священникам – молитвы за упокой.
    Мне хотелось бы встретить сейчас эту мусульманскую и православную пары, которые прошли через наше собрание, и попросить у них прощения. Нужно объяснить им, что время такое было. Скажу откровенно, среди тех, кто состоит в руководстве Всемирного конгресса татар, татарских автономий, общественных организаций, были коммунисты. Более того, хочется в пример привести одного бывшего коллегу, который работал с нами в комсомоле, потом в партбюро, а сейчас он мулла одной из мечетей Нижнекамска. Я его как-то спросил, как он смог перестроиться. Наверное, сложно ему пришлось. «Да, - говорит, - очень долго думал, размышлял. Раньше я работал по велению партию, по инструкции. А теперь я работаю бесплатно по велению души». Он чистосердечно покаялся. Так что из раскаявшихся комсомольцев получаются хорошие муллы и православные священники. Они строят мечети и церкви, служат народу не за корысть. Я верю, что они искренне занимаются этим делом.
    Поэтому мы в Штабе татар Москвы хотим на 105-й день рождения комсомола собраться и обсудить эти наши нелицеприятные поступки. Устроить что-то вроде покаянного дня, прощеного воскресенья, очистить совесть.
    - А как же пословица - кто старое помянет - тому глаз вон?
    - Чтобы двигаться дальше в истории, чтобы смело говорить правду нашей молодежи, надо не только вспоминать нашу продуктивную молодость, грандиозные планы тех лет, молодежное братство, но и анализировать, признавать прошлый негативный опыт, ошибки.
    Возможно, мы чуть запоздали с этим раскаянием. Наверное, оно должно было состояться в 90-е. Тогда необходимо было провести полный анализ. Но и сейчас не поздно. Благодаря комсомолу мы вместе строили, созидали, творили. У нас была замечательная страна, а у граждан социалистическое воспитание.
    С распадом страны и комсомола молодежи навязали западные «ценности», которые нам чужды, которые растлевают наше общество. Потому наш Штаб татар Москвы во многом перенял принципы комсомола – любовь к родине, самоотверженность, самоотдачу, организаторские способности. Методы работы с молодежью, которые сейчас мы применяем в Штабе, взяты из нашей комсомольской жизни.
    - Что хотели бы пожелать коллегам по комсомолу накануне праздника?
    - Хочу пожелать нашему комсомольскому поколению помогать нашей молодежи правильно выбирать пути, оставаясь образцом для подражания, помня о нашей молодости, храня лучшие традиции дружбы, патриотизма, бескорыстия!

    Пресс-центр Национального конгресса татар
  • Где встретит гостей внучка Шаймиева, как Минниханов одарил Кадырова и чем тревожит М12 в Татарстане

    - В партию не успели вступить?
    - Я многие годы был на освобожденной основе на партийной работе. Кстати, я последний член коммунистической партии райкома Нижнекамскнефтехима. После меня туда уже никто не вступал. Я завершил этот список, став коммунистом. До сих пор бережно храню коммунистический билет. Не стал уподобляться главному режиссеру театра Ленком Марку Захарову, который ради пиара публично на площади Пушкина сжег свой партбилет. Конечно, можно было и тогда избежать вступления в ряды компартии. И многие так и делали. Даже знаменитая актриса Фаина Раневская, когда ее пригласили в партком и попросили обязательно вступить в партию, ответила: «Я о партии мечтала всю жизнь. Но я разговариваю во сне, и могу разболтать все партийные секреты. Когда я отучусь от этой привычки, сразу приду к вам». Я же горжусь, что был комсомольцем, был коммунистом.
    - В чем, на ваш взгляд, позитивная роль комсомола?
    - Комсомол имел хороший воспитательный эффект, благодаря четкой идеологической составляющей. Даже в конце 80-х, когда роль его была заметно снижена и уже появился Любимов, Бодров, Невзоров и Горбачев со своей программой трезвости. Кстати, мы тогда все поверили в нее. Наверняка многие помнят лозунг - трезвость – норма жизни. Проводили комсомольские антиалкогольные свадьбы проводили, новобрачным выдавали малосемейки, а они на следующий же день вновь устраивали торжество, но уже с алкоголем и с ключами от комнаты. Но это все равно имело воспитательное значение.
    В целом комсомол был школой жизни, и комсомольцы достигли больших высот, потому что они ее прошли. Многие чиновники, руководители – выходцы из партийной элиты. Можно вспомнить председателя Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиля Агеева, который был первым секретарем обкома комсомола, экс-министра образования Татарстана Рафиса Бурганова, который работал секретарем комитета ВЛКСМ «Казанькомпрессормаша», депутата Госдумы РФ Ильдара Гильмутдинова, который дослужился до секретаря Татарского обкома ВЛКСМ. Почти все депутаты у нас родом из комсомола. И это не случайность! У советской молодежи была любовь к родине, уважение к стране, к атрибутам государственности – флагу, гимну. Столько всесоюзных строек успешно завершили! Столько субботников провели! Нижнекамск, Набережные Челны, КАМАЗ строили люди, которые съехались по комсомольским путевкам со всей страны! И таких строек было много, десятки тысяч людей ехали месить ногами глину, жить в вагончиках, чтобы построить завод, город, железную дорогу…
    Комсомольцы были образцом для подражания для пионеров, была преемственность в воспитании человеческой личности – сначала ребенок был октябренком, потом шел в пионеры, вступал в комсомол, в партию. Считаю, надо детально изучать, а не отвергать этот хороший, годами накопленный идеологический опыт СССР.
    - Как он может пригодиться сейчас?
    - Сейчас у нас в стране идет борьба с Западом за влияние, за умы. Главная задача недругов –посеять межнациональный конфликт, межрелигиозную рознь, настроить людей против власти. Что можно этому противопоставить? На мой взгляд, только комсомольские принципы единения, консолидацию молодежи, национальные интересы, туристические походы, взаимоотношения между людьми, наставничество. Взять все лучшее от комсомола, и, отталкиваясь от этого, объединить нашу молодежь, чтобы она верила в Россию, в курс, который выбрало руководство.
    - Возможно, вы идеализируете прошлое, потому что у вас с комсомолом связаны только хорошие воспоминания. Но были ведь и другие.
    - Разумеется, были перегибы. Один из серьезных, на мой взгляд, – преследование религиозных убеждений, священнослужителей. Думаю, за это многим бывшим комсомольцам сейчас стыдно и неудобно. По крайней мере, мне.
    Нам каждое утро приносили списки тех, кто крестился или венчался в церкви, провел никах или процедуру имянаречения у хазрата. Мы в авральном порядке через начальников цехов, через директора завода вызывали эту молодежь на ковер и обсуждали их «недостойный» поступок. Некоторые в слезах рассказывали, что совершить обряд заставила бабушка, тетя или другие родственники. Раскаивались, обещали исправиться. Им выносили строгий выговор. Но, к слову, большая часть была непоколебима в своем решении. Верующие комсомольцы говорили, что это осознанный шаг. Конечно, таких сразу исключали из комсомола, а это автоматически вычеркивало людей из очереди на квартиру, из Совета молодых специалистов. О карьерном росте также можно было забыть, как и о дальнейшем вступлении в ряды КПСС. Вот такие были времена.
    В свое небольшое оправдание могу сказать, что на штабах никогда не голосовал против этих людей. Всегда воздерживался, но и «за» не голосовал. Помню молодую мусульманскую пару, которая прошла обряд никаха. Молодой муж сказал, что осознанно решил заключить союз перед Аллахом, так как не мог сожительствовать с девушкой до загса. Его исключили из комсомола. Потом я этого парня несколько раз видел на заводе. Когда у них родился ребенок, они снова пошли к хазрату, чтобы он дал ему имя.
    Такой же случай я припоминаю и в православной семье. После обряда венчания комсомол катком по ним прошелся. Два часа на собрании, унижая и оскорбляя, давили на молодую пару. Но они от своих убеждений не отступились, а после рождения ребенка крестили его в церкви.
  • Где встретит гостей внучка Шаймиева, как Минниханов одарил Кадырова и чем тревожит М12 в Татарстане

    Покаянное интервью бывшего комсомольца
    Рустэм Ямалеев: «Из раскаявшихся комсомольцев получаются хорошие муллы»
    «Не расстанусь с комсомолом», - пели известные исполнители советских времен. Однако уже более 30 лет как ВЛКСМ прекратил свое существование, но бывших комсомольцев, видимо, не бывает. Накануне 105-летия молодежной организации мы поговорили с главой Национального конгресса татар Рустэмом Ямалеевым, который в 80-х был заместителем секретаря комсомола Нижнекамскнефтехима. О том, нужен ли современной молодежи комсомол и в чем должны покаяться комсомольские функционеры, – в нашем интервью.

    - В этом году 29 октября исполняется 105 лет комсомолу. Он оставил немало идейных последователей и вывел в люди немало руководителей разных рангов. И вы, Рустэм Фаизович, в их числе. Вы помните, как стали комсомольцем?
    - Каких-то торжественных собраний, оваций и салютов по этому поводу не было, как, например, когда принимали в ряды пионеров. Традиционно было нечто вроде кастинга, выражаясь современным языком. Сначала надо было получить рекомендации от комсомольцев со стажем, затем подать заявление в школьную комиссию. Затем пройти собеседование в комсомол райкома. Это было нечто вроде экзамена, где спрашивали о мотивах вступления в комсомол, просили спеть гимн, перечислить награды ВЛКСМ, какие-то основы учения марксизма-ленинизма. Обычно после этой процедуры выдавали комсомольский билет и значок.
    Но мне особых рекомендаций не требовалось. Мой отец Фаиз Нурмухаметович в Мензелинском районе успешно возглавлял колхоз. Трудовую деятельность начинал вместе с будущим первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, пользовался заслуженным уважением у коллег. Так что мое будущее в комсомоле было предрешено заранее.
    - Вы быстро росли в карьере по комсомольской линии?
    - Когда наша семья переехала из Мензелинска в Нижнекамск, я после окончания вуза стал работать на «Нижнекамскнефтехиме», где совмещал работу мастера ремонтно-механического цеха по обслуживанию оборудования перегонки сернистой нефти с должностью первого заместителя секретаря комсомола. Это был 1986 год. Помню, как в первый же день трудоустройства меня вызвали в комитет комсомола опытно-промышленного завода и попросили организовать субботник. Я вел активную общественную работу, кроме того, был руководителем ансамбля. В общем, представители комитета комсомола завода взяли меня на заметку, и буквально через полгода я уже дорос до заместителя секретаря комсомола химкомбината.
    - Сколько человек было у вас в «подчинении»?
    - Наша комсомольская организация обладала правами райкома, у нас было 6 тысяч комсомольцев. Мы организовывали всевозможные занятия с молодежью. Проводили комсомольские собрания и встречи, приобщали молодых людей к спорту. Главным направлением работы была помощь молодежи в адаптации на производстве, повышении ее профессионального уровня. Сначала я был заместителем, потом стал секретарем комсомола. Мне эта деятельность на общественных началах очень нравилась. Мы столько деревьев посадили на голом энтузиазме! Можно сказать, что мужскую миссию по посадке деревьев я на несколько жизней вперед выполнил. Наша команда занималась посадкой саженцев вдоль магистрали в аэропорт Бегишево, дороги в Корабельную рощу, Соболековской трассы. Когда надо было каучук грузить или на стройке помогать – с удовольствием все ходили и работали. И даже мысли ни у кого не возникало отлынивать!
    - Тяжело было руководить молодежью? Ведь вам тогда было всего 24-25 лет.
    - Мне очень помогало то, что из Москвы мне присылали номера «Московского комсомольца». А еще я ездил на собрания комсомольской организации КАМАЗа и многому у них учился. Да, я был в то время в комитете комсомола самый молодой. Все были старше.
    - Получается, вы застали комсомол, когда в страну уже пришла демократия.
    - Да, и я, можно сказать, стал ее жертвой (смеется). Помню, когда в 1989 году объявили выборы секретаря горкома комсомола в связи с уходом Рустема Талгатовича Бикмуллина, на эту должность претендовали три кандидатуры – я, Юрий Полянин и Владимир Фомин. Мой папа уже не мог повлиять на результаты, было открытое голосование, которое я, к сожалению, проиграл, потому что за меня выступало национальное татарское движение. Потому в горкоме комсомола у меня дальнейшая карьера не сложилась. Я так и остался на производстве, а потом после распада Союза ушел в коммерческие структуры. Но я всегда общался с моими коллегами-комсомольцами, многие из которых достигли руководящих постов и работают на них до сих пор. Это была незаменимая школа.
  • «Сплотил вне зависимости от национальности и возраста!»: в Татарстане отметили 105-летие комсомола

    - Как он может пригодиться сейчас?
    - Сейчас у нас в стране идет борьба с Западом за влияние, за умы. Главная задача недругов –посеять межнациональный конфликт, межрелигиозную рознь, настроить людей против власти. Что можно этому противопоставить? На мой взгляд, только комсомольские принципы единения, консолидацию молодежи, национальные интересы, туристические походы, взаимоотношения между людьми, наставничество. Взять все лучшее от комсомола, и, отталкиваясь от этого, объединить нашу молодежь, чтобы она верила в Россию, в курс, который выбрало руководство.
    - Возможно, вы идеализируете прошлое, потому что у вас с комсомолом связаны только хорошие воспоминания. Но были ведь и другие.
    - Разумеется, были перегибы. Один из серьезных, на мой взгляд, – преследование религиозных убеждений, священнослужителей. Думаю, за это многим бывшим комсомольцам сейчас стыдно и неудобно. По крайней мере, мне.
    Нам каждое утро приносили списки тех, кто крестился или венчался в церкви, провел никах или процедуру имянаречения у хазрата. Мы в авральном порядке через начальников цехов, через директора завода вызывали эту молодежь на ковер и обсуждали их «недостойный» поступок. Некоторые в слезах рассказывали, что совершить обряд заставила бабушка, тетя или другие родственники. Раскаивались, обещали исправиться. Им выносили строгий выговор. Но, к слову, большая часть была непоколебима в своем решении. Верующие комсомольцы говорили, что это осознанный шаг. Конечно, таких сразу исключали из комсомола, а это автоматически вычеркивало людей из очереди на квартиру, из Совета молодых специалистов. О карьерном росте также можно было забыть, как и о дальнейшем вступлении в ряды КПСС. Вот такие были времена.
    В свое небольшое оправдание могу сказать, что на штабах никогда не голосовал против этих людей. Всегда воздерживался, но и «за» не голосовал. Помню молодую мусульманскую пару, которая прошла обряд никаха. Молодой муж сказал, что осознанно решил заключить союз перед Аллахом, так как не мог сожительствовать с девушкой до загса. Его исключили из комсомола. Потом я этого парня несколько раз видел на заводе. Когда у них родился ребенок, они снова пошли к хазрату, чтобы он дал ему имя.
    Такой же случай я припоминаю и в православной семье. После обряда венчания комсомол катком по ним прошелся. Два часа на собрании, унижая и оскорбляя, давили на молодую пару. Но они от своих убеждений не отступились, а после рождения ребенка крестили его в церкви.
    - Чем на таких собраниях руководствовались, вынося приговор?
    - Мы наперебой их обсуждали. Даже существовал какой-то негласный конкурс - кто лучше сможет пристыдить, более злобно высказаться.
    Думаю, ошибкой было отрицать религию. Спустя годы только это понимаешь. Если вспомнить, что в 20-30-е годы, во времена НЭПа, 5 тысяч священнослужителей - и мусульман, и православных -были сосланы, замучены, расстреляны, невольно содрогаешься. У многих из них был выбор – отказаться от религии или последовать суровому наказанию. Многие выбрали второе. Так, может, настало время восстановить списки этих священнослужителей, чтобы реабилитировать их, а нам – раскаяться. Чтобы хазратам почитать дога, православным священникам – молитвы за упокой.
    Мне хотелось бы встретить сейчас эту мусульманскую и православную пары, которые прошли через наше собрание, и попросить у них прощения. Нужно объяснить им, что время такое было. Скажу откровенно, среди тех, кто состоит в руководстве Всемирного конгресса татар, татарских автономий, общественных организаций, были коммунисты. Более того, хочется в пример привести одного бывшего коллегу, который работал с нами в комсомоле, потом в партбюро, а сейчас он мулла одной из мечетей Нижнекамска. Я его как-то спросил, как он смог перестроиться. Наверное, сложно ему пришлось. «Да, - говорит, - очень долго думал, размышлял. Раньше я работал по велению партию, по инструкции. А теперь я работаю бесплатно по велению души». Он чистосердечно покаялся. Так что из раскаявшихся комсомольцев получаются хорошие муллы и православные священники. Они строят мечети и церкви, служат народу не за корысть. Я верю, что они искренне занимаются этим делом.
    Поэтому мы в Штабе татар Москвы хотим на 105-й день рождения комсомола собраться и обсудить эти наши нелицеприятные поступки. Устроить что-то вроде покаянного дня, прощеного воскресенья, очистить совесть.
    - А как же пословица - кто старое помянет - тому глаз вон?
    - Чтобы двигаться дальше в истории, чтобы смело говорить правду нашей молодежи, надо не только вспоминать нашу продуктивную молодость, грандиозные планы тех лет, молодежное братство, но и анализировать, признавать прошлый негативный опыт, ошибки.
    Возможно, мы чуть запоздали с этим раскаянием. Наверное, оно должно было состояться в 90-е. Тогда необходимо было провести полный анализ. Но и сейчас не поздно. Благодаря комсомолу мы вместе строили, созидали, творили. У нас была замечательная страна, а у граждан социалистическое воспитание.
    С распадом страны и комсомола молодежи навязали западные «ценности», которые нам чужды, которые растлевают наше общество. Потому наш Штаб татар Москвы во многом перенял принципы комсомола – любовь к родине, самоотверженность, самоотдачу, организаторские способности. Методы работы с молодежью, которые сейчас мы применяем в Штабе, взяты из нашей комсомольской жизни.
    - Что хотели бы пожелать коллегам по комсомолу накануне праздника?
    - Хочу пожелать нашему комсомольскому поколению помогать нашей молодежи правильно выбирать пути, оставаясь образцом для подражания, помня о нашей молодости, храня лучшие традиции дружбы, патриотизма, бескорыстия!

    Пресс-центр Национального конгресса татар

  • «Сплотил вне зависимости от национальности и возраста!»: в Татарстане отметили 105-летие комсомола

    - Тяжело было руководить молодежью? Ведь вам тогда было всего 24-25 лет.
    - Мне очень помогало то, что из Москвы мне присылали номера «Московского комсомольца». А еще я ездил на собрания комсомольской организации КАМАЗа и многому у них учился. Да, я был в то время в комитете комсомола самый молодой. Все были старше.
    - Получается, вы застали комсомол, когда в страну уже пришла демократия.
    - Да, и я, можно сказать, стал ее жертвой (смеется). Помню, когда в 1989 году объявили выборы секретаря горкома комсомола в связи с уходом Рустема Талгатовича Бикмуллина, на эту должность претендовали три кандидатуры – я, Юрий Полянин и Владимир Фомин. Мой папа уже не мог повлиять на результаты, было открытое голосование, которое я, к сожалению, проиграл, потому что за меня выступало национальное татарское движение. Потому в горкоме комсомола у меня дальнейшая карьера не сложилась. Я так и остался на производстве, а потом после распада Союза ушел в коммерческие структуры. Но я всегда общался с моими коллегами-комсомольцами, многие из которых достигли руководящих постов и работают на них до сих пор. Это была незаменимая школа.
    - В партию не успели вступить?
    - Я многие годы был на освобожденной основе на партийной работе. Кстати, я последний член коммунистической партии райкома Нижнекамскнефтехима. После меня туда уже никто не вступал. Я завершил этот список, став коммунистом. До сих пор бережно храню коммунистический билет. Не стал уподобляться главному режиссеру театра Ленком Марку Захарову, который ради пиара публично на площади Пушкина сжег свой партбилет. Конечно, можно было и тогда избежать вступления в ряды компартии. И многие так и делали. Даже знаменитая актриса Фаина Раневская, когда ее пригласили в партком и попросили обязательно вступить в партию, ответила: «Я о партии мечтала всю жизнь. Но я разговариваю во сне, и могу разболтать все партийные секреты. Когда я отучусь от этой привычки, сразу приду к вам». Я же горжусь, что был комсомольцем, был коммунистом.
    - В чем, на ваш взгляд, позитивная роль комсомола?
    - Комсомол имел хороший воспитательный эффект, благодаря четкой идеологической составляющей. Даже в конце 80-х, когда роль его была заметно снижена и уже появился Любимов, Бодров, Невзоров и Горбачев со своей программой трезвости. Кстати, мы тогда все поверили в нее. Наверняка многие помнят лозунг - трезвость – норма жизни. Проводили комсомольские антиалкогольные свадьбы проводили, новобрачным выдавали малосемейки, а они на следующий же день вновь устраивали торжество, но уже с алкоголем и с ключами от комнаты. Но это все равно имело воспитательное значение.
    В целом комсомол был школой жизни, и комсомольцы достигли больших высот, потому что они ее прошли. Многие чиновники, руководители – выходцы из партийной элиты. Можно вспомнить председателя Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиля Агеева, который был первым секретарем обкома комсомола, экс-министра образования Татарстана Рафиса Бурганова, который работал секретарем комитета ВЛКСМ «Казанькомпрессормаша», депутата Госдумы РФ Ильдара Гильмутдинова, который дослужился до секретаря Татарского обкома ВЛКСМ. Почти все депутаты у нас родом из комсомола. И это не случайность! У советской молодежи была любовь к родине, уважение к стране, к атрибутам государственности – флагу, гимну. Столько всесоюзных строек успешно завершили! Столько субботников провели! Нижнекамск, Набережные Челны, КАМАЗ строили люди, которые съехались по комсомольским путевкам со всей страны! И таких строек было много, десятки тысяч людей ехали месить ногами глину, жить в вагончиках, чтобы построить завод, город, железную дорогу…
    Комсомольцы были образцом для подражания для пионеров, была преемственность в воспитании человеческой личности – сначала ребенок был октябренком, потом шел в пионеры, вступал в комсомол, в партию. Считаю, надо детально изучать, а не отвергать этот хороший, годами накопленный идеологический опыт СССР.
  • «Сплотил вне зависимости от национальности и возраста!»: в Татарстане отметили 105-летие комсомола

    Покаянное интервью бывшего комсомольца
    Рустэм Ямалеев: «Из раскаявшихся комсомольцев получаются хорошие муллы»
    «Не расстанусь с комсомолом», - пели известные исполнители советских времен. Однако уже более 30 лет как ВЛКСМ прекратил свое существование, но бывших комсомольцев, видимо, не бывает. Накануне 105-летия молодежной организации мы поговорили с главой Национального конгресса татар Рустэмом Ямалеевым, который в 80-х был заместителем секретаря комсомола Нижнекамскнефтехима. О том, нужен ли современной молодежи комсомол и в чем должны покаяться комсомольские функционеры, – в нашем интервью.

    - В этом году 29 октября исполняется 105 лет комсомолу. Он оставил немало идейных последователей и вывел в люди немало руководителей разных рангов. И вы, Рустэм Фаизович, в их числе. Вы помните, как стали комсомольцем?
    - Каких-то торжественных собраний, оваций и салютов по этому поводу не было, как, например, когда принимали в ряды пионеров. Традиционно было нечто вроде кастинга, выражаясь современным языком. Сначала надо было получить рекомендации от комсомольцев со стажем, затем подать заявление в школьную комиссию. Затем пройти собеседование в комсомол райкома. Это было нечто вроде экзамена, где спрашивали о мотивах вступления в комсомол, просили спеть гимн, перечислить награды ВЛКСМ, какие-то основы учения марксизма-ленинизма. Обычно после этой процедуры выдавали комсомольский билет и значок.
    Но мне особых рекомендаций не требовалось. Мой отец Фаиз Нурмухаметович в Мензелинском районе успешно возглавлял колхоз. Трудовую деятельность начинал вместе с будущим первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, пользовался заслуженным уважением у коллег. Так что мое будущее в комсомоле было предрешено заранее.
    - Вы быстро росли в карьере по комсомольской линии?
    - Когда наша семья переехала из Мензелинска в Нижнекамск, я после окончания вуза стал работать на «Нижнекамскнефтехиме», где совмещал работу мастера ремонтно-механического цеха по обслуживанию оборудования перегонки сернистой нефти с должностью первого заместителя секретаря комсомола. Это был 1986 год. Помню, как в первый же день трудоустройства меня вызвали в комитет комсомола опытно-промышленного завода и попросили организовать субботник. Я вел активную общественную работу, кроме того, был руководителем ансамбля. В общем, представители комитета комсомола завода взяли меня на заметку, и буквально через полгода я уже дорос до заместителя секретаря комсомола химкомбината.
    - Сколько человек было у вас в «подчинении»?
    - Наша комсомольская организация обладала правами райкома, у нас было 6 тысяч комсомольцев. Мы организовывали всевозможные занятия с молодежью. Проводили комсомольские собрания и встречи, приобщали молодых людей к спорту. Главным направлением работы была помощь молодежи в адаптации на производстве, повышении ее профессионального уровня. Сначала я был заместителем, потом стал секретарем комсомола. Мне эта деятельность на общественных началах очень нравилась. Мы столько деревьев посадили на голом энтузиазме! Можно сказать, что мужскую миссию по посадке деревьев я на несколько жизней вперед выполнил. Наша команда занималась посадкой саженцев вдоль магистрали в аэропорт Бегишево, дороги в Корабельную рощу, Соболековской трассы. Когда надо было каучук грузить или на стройке помогать – с удовольствием все ходили и работали. И даже мысли ни у кого не возникало отлынивать!
  • «Сплотил вне зависимости от национальности и возраста!»: в Татарстане отметили 105-летие комсомола

    Перемен требуют наши сердца
    Человек – продукт воспитания, но этот процесс должен иметь преемственность, чтобы результаты удовлетворяли современным потребностям общества. 95% учеников попадают в школу из детского сада, поэтому между ними, а также между школьными блоками должна быть взаимосвязь, в том числе и преподавании истории, языков, культурных дисциплин.
    После личной беседы с мэром Нижнекамска Рамилем Муллиным глава НКТ был поражен тому, насколько он осведомлен о проблемах нижнекамских школ, знает каждого директора поименно, где какая ситуация, какие проблемы. Начальник управления образования города Айдар Гарифуллин также очень неравнодушный человек, переживает о нехватке учителей, о других школьных проблемах. Но несмотря на это у руководства очень позитивный настрой, в администрации города и района уверены, что все проблемы решаемы, они верят в своих директоров, педагогов и очень дорожат ими.
    Хорошо, что в школах сейчас занятия начинаются с гимна, поднятия флага. Это способствует формированию гражданственности у молодежи. Но в образовательном процессе учителя в школах излишне политкорректны. В школе, например, сейчас не обсуждаются предатели родины, хотя это с началом СВО многие уехали на Запад и оттуда поливают грязью своих же соотечественников. Всем, чего они добились, релоканты обязаны России, но при этом они смеют обращаться к молодежи и затуманивать ей головы. Кто как не учитель может назвать их предателями. Объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо?
    Хочется, чтобы и взрослые задумались над тем, какими они хотят видеть своих детей. Распоясанными, в наколках, с покрашенными волосами, с западной моралью и наклонностями? Или мы все же хотим, чтобы они сохранили наши традиции и передали их следующим поколениям, уважали старших, поддерживали тех, кто нуждается в помощи? Поэтому каждый директор и каждый родитель должны решить, что положить на чашу весов и в каких пропорциях – железную дисциплину или демократичные методы воспитания?
    Безусловно, каждый учитель хочет, чтобы его ученики показали высшие баллы на ЕГЭ, чтобы его предмет знали лучше других. Но может пора ставить цель воспитывать просто хороших людей, отзывчивых, неравнодушных? Кто и как должен прививать эти качества детям? Ведь, к сожалению, нельзя прийти в магазин и попросить взвесить килограмм доброты, полкило благотворительности, а на сдачу дать отзывчивость, преданность и уважение к людям.
    Все помнят известную песню Виктора Цоя «Перемен требуют наши сердца». Сейчас в таких переменах остро нуждается образование – они должны произойти в системе ценностей и взаимоотношений между родителями, школой, детьми, детсадом. Нельзя быть равнодушными, особенно общественникам, взявшимся за сохранение татарского языка и культуры. Они обязаны выступать в школах, видеть их проблемы, приглашать на встречи Героев Советского Союза, Героев соцтруда, орденоносцев, солдат, вернувшихся с СВО. В этом случае вместе можно противостоять западной пропаганде. Ведь нынешние школьники через 30 лет будут основой общества, основой страны.

    Пресс-центр Национального конгресса татар.
  • «Сплотил вне зависимости от национальности и возраста!»: в Татарстане отметили 105-летие комсомола

    Особая атмосфера
    Рустэм Ямалеев за один месяц объездил более 30 учреждений. Побывал в многопрофильном колледже, который готовит специалистов по рабочим профессиям – слесарей, электриков, сварщиков. В актовом зале собралось более 300 человек - будущий пролетариат, рабочий класс. В беседе со студентами глава НКТ настраивал их на то, чтобы молодые люди старались принести пользу обществу, чтобы жили по табеевским заветам, были патриотами своей страны.
    Продуктивные беседы прошли также в Нижнекамском химико-технологическом институте. Это единственный государственный вуз в Нижнекамске, гуманитарном колледже, филиале Ижевского финансово-юридического колледжа, где готовят кинологов, будущих работников МВД, органов следствия. Повторно по просьбе студентов прошла встреча в колледже им. Королева.
    Прежде чем идти в школы и вузы с лекциями, темы бесед обсуждаются на Координационном Совете Штаба татар Москвы. В него входят 10 героев интернациональных войн, более 20 уважаемых генералов, аксакалы штаба, один из которых известный певец Бедрос Киркоров, ученые, общественники и активисты. Они дают ценные советы, назидания, темы для обсуждения с подрастающим поколением. Молодые активисты штаба ездят в родные города Башкирии, Мордовии, Самару, Пензу, Саратов, где также проводят встречи с детьми, обсуждают насущные темы. Их язык более доходчивый, нет большого разрыва между поколениями, и такие беседы имеют большую пользу для обеих сторон.
    В штабе татар стараются, чтобы со школьниками получился живой душевный разговор. Рассказывают о жизни Фикрята Табеева и его вкладе в становление и развитие Нижнекамска и Набережных Челнов. Просят задуматься о своей мечте – кем они видят себя через 3, 5, 10 лет. В ходе беседы учащиеся узнают, что такое «Штаб татар Москвы», чем занимаются активисты татарского движения молодёжи, что такое землячества и для чего они нужны, что обсуждают в «Женском клубе». Школьники с подобных встреч уходят воодушевленные, с горящими глазами.
    Особая атмосфера царила в чувашской гимназии-интернате №34 - единственной в Татарстане, где преподают чувашский язык. В ней учится 350 детей, из них всего 70 - чуваши. На высоком уровне в гимназии организовано преподавание четырех языков – чувашского, татарского, русского, английского. В интернат с удовольствием отдают своих детей и русские, и татары, так как доверяют педагогам, ценят статус учреждения. Дети разных национальностей участвуют в чувашских праздниках, концертах, изучают чувашскую культуру, одежду, фольклор.
    Однако такие школы – скорее исключение из правил, и это большое упущение национального сектора образования. Что уж говорить, если даже на татарском языке предметы преподаются далеко не во всех татарских гимназиях. А языки «малых народов» вовсе рискуют бесследно исчезнуть. В НКТ выражают слабую надежду на то, что в национальных регионах – Удмуртии, Башкирии, Чувашии, Марий Эл – по инициативе малого бизнеса, неравнодушного к языковым и культурным проблемам, начнут создавать частные школы и детские сады для сохранения и популяризации национальных культур и традиций. Вся надежда на энтузиастов, которые, к счастью, есть.
    Рустэм Ямалеев вспомнил, как Всемирный конгресс татар год назад организовал экскурсию в два татарских района в Чувашии. Эти деревни отличает то, что количество жителей в них растет, и молодежь из деревни не уезжает. Это в первую очередь объясняется сильным влиянием ислама – все жители татарских деревень ходят в мечеть. Кроме того, в них царит особый микроклимат – жители активно занимаются каждый своим делом, развивают сельское хозяйство и не ищут счастья на стороне – в больших городах. Именно поэтому следующий этап встреч со школьниками глава НКТ намерен проводить в сельских школах, чтобы воспитывать у детей чувство любви к малой родине, чтобы культивировать желание выращивать свой урожай, возделывать свою землю.
  • «Сплотил вне зависимости от национальности и возраста!»: в Татарстане отметили 105-летие комсомола

    Укрепим дух молодежи
    Как и чем измерить тот колоссальный труд и объем знаний, которые учитель ежедневно вкладывает в своих подопечных? И как при этом не упустить детей, чтобы все они были в поле их внимания, чтобы учителя знали, чем они живут и дышат? Особенно сейчас, в наше непростое время, учитывая круглосуточную работу аппарата чуждой пропаганды, растлевающей неокрепшие молодые души и умы. Учителя в этом смысле оказываются на переднем крае защиты традиционных нравственных ценностей, служат духовным компасом среди минных полей и дронов западного влияния.
    Чтобы укрепить дух молодежи, она должна больше времени уделять чтению полезной классической русской и татарской литературы. Но надо признать, что школьники и студенты почти перестали читать книги. Если раньше в классе на перемене дети обсуждали повести и романы, делились своими мыслями, восхищались или осуждали героев, то сейчас этого нет. А ведь в Челнах, Казани и Нижнекамске есть писательские объединения. И авторы произведений могли бы приходить в школы, выступать перед учениками, и школьники будут видеть перед собой живого писателя, а не изучать их по портретам. В смутные времена очень важно, чтобы через искусство, творчество, литературу с патриотическим уклоном вырабатывать правильные ориентиры и жизненные установки для молодого поколения.
    В старшей школе классным руководителям необходимо создавать дружелюбный климат в классе, организовывать культурные выезды, прививать любовь к искусству. Чтобы возле классной мамы ученики и после окончания школы, спустя 5-10 лет, хотели собраться вместе, вспомнить насыщенную школьную жизнь, провести интересные мероприятия, помогать друг другу.
    Современная молодежь почти не ходит в национальные театры, совсем не интересуется этим видом искусства. Но если молодежь не идет в театр, значит, театр должен прийти к молодежи. Потому в Национальном конгрессе татар решили создать пилотный проект, открыв в нескольких школах театральные кружки. Так в Штабе татар хотят попытаться поднять татарскую национальную тему, заинтересовать ею молодых людей.
    В советское время популярным был телесериал «Рожденная революцией» о создании и истории советской милиции, которой приходилось работать в смутное послевоенное время. В таких сериалах сейчас нуждается общество – вне зависимости от национальности и вероисповедания. К слову, и русская культура сейчас не в почете: забывается русский фольклор, традиции, праздники, обычаи. И это тоже предназначение школы – не потерять самобытность русской нации, популяризировать русские праздники, традиции.
    Полтора года назад появился новый термин – релоканты, это те, кто уехали на Запад – в Грузию, Турцию. Но пошел и обратный процесс релокации - многие вернулись, поняв простую истину, что на Западе они особо не нужны. И миссия педагогов в том, чтобы настраивать детей на работу в своей стране, чтобы дети мечтали свою страну превратить в цветущую Россию, чтобы они могли здесь раскрыть свой талант, а знания применять на родной земле.
    Да, наверное, стоит признать, что мы многое упустили в воспитании подрастающего поколения за последние 30 лет, пустив все на самотек. Но ругать молодежь мы не можем – она отражение нашего времени. Даже в период Римской империи и Древнего Китая молодых людей называли бездельниками, всячески ругали и требовали измениться. Об этом свидетельствуют найденные во время раскопок древние документы, письма. Но, живя в 21 веке, не стоит уподобляться в этом своим предкам – мы не должны жаловаться, а общественникам и педагогам необходимо выковывать у молодежи стремление ставить серхзадачии и добиваться сверхдостижений.
  • «Сплотил вне зависимости от национальности и возраста!»: в Татарстане отметили 105-летие комсомола

    Работа над ошибками, или Что надо изменить в современных школах
    Национальный конгресс татар продолжает марафон по школам, колледжам и вузам

    У московского штаба татар насчитывается более 150 активистов, которые осенью проводят массовый объезд образовательных учреждений, встречаясь с учителями, директорами, студентами, школьниками и их родителями. Чаяния и думы общественников связаны в первую очередь с проблемами изучения национальных языков, культуры, традиций. Однако в беседах и встречах, на чаепитиях и совместных мероприятиях выявляются и другие тенденции, которые заботят активистов НКТ не меньше, а может даже и больше. О них подробно рассказал президент НКТ Рустэм Ямалеев.
    Анекдоты про Вовочку, феминизация образования и поток мигрантов
    В начале учебного дня перед каждой школой шумно и многолюдно. Детишки утром вприпрыжку бегут за знаниями. В этот момент интересно наблюдать за ними, за современными школьниками. Кого-то привозят на иномарке, кто-то приезжает на машине поскромнее, большинство приходят пешком. Младшеньких провожают родители, доводят до ворот школы и отдают их учителям в надежде, что они духовно и умственно обогатятся.
    Надежды эти в последнее время все чаще рассматриваются через призму статуса учителя. По мнению многих педагогов, проблема школы постсоветского периода в том, что статус этот стремительно падает на самое дно. К сожалению, во многом это зависит от самих родителей, которые относятся к школе и педагогам потребительски, при детях позволяя себе обсуждать действия, поступки, работу и даже внешность учителя. У многих семей финансовое состояние выше, чем социальное положение учителя, и это, как им кажется, дает право на любые высказывания в отношении педагогов, а некоторые и вовсе позволяют себе «учить ученого», то есть педагога. Многие даже не пытаются возвысить авторитет учителя, привить уважение у ребенка к педагогу, не говорят о его работе с уважением или восхищением. Можно сказать, что бесконечные анекдоты про Вовочку уже полностью перекочевали в жизнь и стали страшной реальностью.
    Еще одна проблема, которой поделились педагоги - феминизация отечественного образования. Она является причиной целого ряда проблем: буллинга, образования криминальных группировок, гендерных взаимоотношений. Отчасти это связано с тем, что оплата труда в школе не подходит мужской части общества, потому что прокормить всю семью на нее редко представляется возможным. Из-за этого в школе мужчин можно встретить только на двух должностях – директора и физрука. Да и их все чаще заменяют женщины. Между тем, есть даже такое выражение: школа без мужчины – как неполноценная семья. Кстати, и семьи сейчас все чаще либо неполные – без отцов, либо семейная модель больше походит на матриархат. На родительские собрания чаще всего приходят мамы, а отцы – редкий случай. И получается, что женщины задают тон в воспитательном процессе и дома, и в школе.
    Нехватка мужчин в школе – полбеды. А вот нехватка предметников – это уже трагедия. Директора в беседе с главой НКТ сетовали на то, что катастрофически не хватает учителей математики, физики, русского языка. Не все решаются брать классное руководство. Все дело опять же в отсутствии престижа, безденежье и бумажной волоките. Поэтому совершенно очевидно, что настало время поднимать статус учительской профессии, создать четкую и понятную шкалу оплаты труда, премий, наград. А также проводить разъяснительно-воспитательную работу с родителями, чтобы менять их менталитет, чтобы в семье воспитывалось уважительное отношение к педагогической профессии.
    В последние 5-10 лет в школах Татарстана появилась новая тенденция, связанная с потоком мигрантов. Таджики, узбеки, казахи, приезжая на заработки в республику, создают семьи. И в начальной школе уже довольно много детей от совместных браков. Менталитет этих детей несколько отличается от российского. Только в Нижнекамске на сегодня насчитывается 7 тысяч трудовых мигрантов, которые приехали на заработки. Тенденция эта будет со временем проявляться все явственнее, число детей от смешанных союзов будет расти, а значит, нужно решать по каким методикам с этими детьми заниматься. При организации учебного процесса этот момент необходимо учитывать.
  • Где встретит гостей внучка Шаймиева, как Минниханов одарил Кадырова и чем тревожит М12 в Татарстане

    Перемен требуют наши сердца
    Человек – продукт воспитания, но этот процесс должен иметь преемственность, чтобы результаты удовлетворяли современным потребностям общества. 95% учеников попадают в школу из детского сада, поэтому между ними, а также между школьными блоками должна быть взаимосвязь, в том числе и преподавании истории, языков, культурных дисциплин.
    После личной беседы с мэром Нижнекамска Рамилем Муллиным глава НКТ был поражен тому, насколько он осведомлен о проблемах нижнекамских школ, знает каждого директора поименно, где какая ситуация, какие проблемы. Начальник управления образования города Айдар Гарифуллин также очень неравнодушный человек, переживает о нехватке учителей, о других школьных проблемах. Но несмотря на это у руководства очень позитивный настрой, в администрации города и района уверены, что все проблемы решаемы, они верят в своих директоров, педагогов и очень дорожат ими.
    Хорошо, что в школах сейчас занятия начинаются с гимна, поднятия флага. Это способствует формированию гражданственности у молодежи. Но в образовательном процессе учителя в школах излишне политкорректны. В школе, например, сейчас не обсуждаются предатели родины, хотя это с началом СВО многие уехали на Запад и оттуда поливают грязью своих же соотечественников. Всем, чего они добились, релоканты обязаны России, но при этом они смеют обращаться к молодежи и затуманивать ей головы. Кто как не учитель может назвать их предателями. Объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо?
    Хочется, чтобы и взрослые задумались над тем, какими они хотят видеть своих детей. Распоясанными, в наколках, с покрашенными волосами, с западной моралью и наклонностями? Или мы все же хотим, чтобы они сохранили наши традиции и передали их следующим поколениям, уважали старших, поддерживали тех, кто нуждается в помощи? Поэтому каждый директор и каждый родитель должны решить, что положить на чашу весов и в каких пропорциях – железную дисциплину или демократичные методы воспитания?
    Безусловно, каждый учитель хочет, чтобы его ученики показали высшие баллы на ЕГЭ, чтобы его предмет знали лучше других. Но может пора ставить цель воспитывать просто хороших людей, отзывчивых, неравнодушных? Кто и как должен прививать эти качества детям? Ведь, к сожалению, нельзя прийти в магазин и попросить взвесить килограмм доброты, полкило благотворительности, а на сдачу дать отзывчивость, преданность и уважение к людям.
    Все помнят известную песню Виктора Цоя «Перемен требуют наши сердца». Сейчас в таких переменах остро нуждается образование – они должны произойти в системе ценностей и взаимоотношений между родителями, школой, детьми, детсадом. Нельзя быть равнодушными, особенно общественникам, взявшимся за сохранение татарского языка и культуры. Они обязаны выступать в школах, видеть их проблемы, приглашать на встречи Героев Советского Союза, Героев соцтруда, орденоносцев, солдат, вернувшихся с СВО. В этом случае вместе можно противостоять западной пропаганде. Ведь нынешние школьники через 30 лет будут основой общества, основой страны.

    Пресс-центр Национального конгресса татар
Хотите быть в курсе важных новостей?
срочная новость
The New York Times: Россия начала эвакуировать своих дипломатов из Украины