Нижнекамский городской суд на днях удовлетворил иск волжско-камского межрегионального управления Росприроднадзора о взыскании 2,4 млрд рублей за несанкционированное размещение отходов ООО «Нижнекамская ТЭЦ». Об этом сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в природоохранном ведомстве.

 Фото предоставлено Росприроднадзором

Более 81 тыс. т отходов 5-го класса опасности обнаружили на земельных участках, принадлежащих частному лицу — Тиграну Рашояну. Как выяснили природоохранники, Нижнекамская ТЭЦ для утилизации своих отходов заключила договор с ООО «БэстХим». Эта компания в свою очередь договорилась с Рашояном, а тот принял все на личных земельных участках.

В результате природе был нанесен ущерб на сумму свыше 2,4 млрд рублей, подсчитали в Росприроднадзоре. Нижнекамский суд удовлетворил иск управления о возмещении Рашояном в солидарном порядке с ООО «БэстХим» вреда, причиненного почве, в полном объеме.

 Фото предоставлено Росприроднадзором

Директор и учредитель ООО «БэстХим» — Дмитрий Бычков. Он сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что будет обжаловать решение суда. «Не согласен с решением суда, так как фактически нами производилась утилизация отходов 5-го класса опасности, то есть фактически неопасных для окружающей среды, мы вреда окружающей среде не нанесли никакого», — заявил Бычков.

Основным видом деятельности созданного в 2018 году в Нижнекамске ООО «БэстХим» является оптовая неспециализированная торговля. Выручка за 2023-й составляла 803 млн ​рублей, чистая прибыль — 8,2 млн рублей. Рашоян на телефонные звонки издания не отвечает, но мы готовы предоставить ему возможность для комментария.

 Фото предоставлено Росприроднадзором

Ранее Росприроднадзор через Арбитражный суд пытался взыскать с ООО «Нижнекамская ТЭЦ» 43 млн рублей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в 2022 году вместе с пени. Ведомство обнаружило, что отходы ТЭЦ хранятся с нарушением природоохранного законодательства, и рассчитало компенсацию за год в размере 41,8 млн рублей. Однако компания платить отказалась, после чего Росприроднадзор обратился в суд.

В суде выяснилось, что между ООО «Нижнекамская ТЭЦ» и ООО «БэстХим» в марте 2022 года был заключен договор на оказание услуг по утилизации отходов (осадков) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком. По договору, «БэстХим» обязался принять шлам в собственность. Компания заключила договор на утилизацию отходов с Рашояном.

Суд первой инстанции отказал экологам в удовлетворении искового заявления к Нижнекамской ТЭЦ, посчитав, что после передачи права собственности на отходы к новому собственнику ТЭЦ уже не несет за них ответственность. Рашоян пояснил суду, что хоть и принял отходы на своих участках, но их утилизацией занимался «БэстХим». По его словам, денег за использование участков он не получал, работы не производил, соответствующей лицензии, оборудования и транспорта не имеет. В «БэстХиме» в свою очередь заявили, что производили рекультивацию земель и негативного воздействия на окружающую среду не осуществляли. В Росприроднадзоре на это сказали, что у участников процесса отсутствует утвержденный проект рекультивации земель и положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Апелляционная инстанция поддержала позицию АС РТ. Однако 11 декабря 2024 года кассация отменила эти решения и направила дело на новое рассмотрение, объяснив это тем, что плательщиками платы за НВОС при размещении отходов являются юридические лица, при осуществлении которыми хозяйственной деятельности образовались отходы. Первое заседание в рамках повторного дела состоится в Арбитражном суде РТ 6 февраля 2025 года.

ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (принадлежит «Татнефти») обеспечивает тепловой энергией предприятия нижнекамского промышленного узла — «Нижнекамскнефтехим» и ТАНЕКО, а также снабжает Нижнекамск горячей водой для отопления и горячего водоснабжения. В декабре прошлого года директором предприятия был назначен Айрат Муртазин. Выручка за 2023-й составила 8,9 млрд ​рублей, чистый убыток — 1,3 млрд рублей. В пресс-службе «Татнефти» «БИЗНЕС Online» сообщили, что не смогут дать комментарии до окончания судебных разбирательств.