В Татарстане 10 церквей Пестречинского района и две Мензелинского планируют признать объектами культурного наследия. Об этом говорится в актах экспертизы на сайте комитета РТ по охране объектов культурного наследия.

Покровская церковь в селе Янцевары

Покровская церковь в селе Янцевары Фото: скриншот документации комитета РТ по охране объектов культурного наследия

Речь идет о деревянной Покровской церкви, которая находится в селе Янцевары Пестречинского района на улице Центральной, 1. Ее построили в период 1875–1884 годов на средства казанского купца Павла Щетинкина. Как рассказывается в документах, сейчас она в аварийном состоянии. В советское время ее закрывали, перестраивали, в здании находилась школа.

«Состояние объекта в целом аварийное, руинированное. В настоящее время здание бесхозное и заброшено, находится в густых зарослях», — отмечается в акте. Сегодня фрагментарно остались стены первого яруса из бревна, обшитого тесом, и тамбура декоративной отделки.

Покровская церковь в селе Тагашево

Покровская церковь в селе ТагашевоФото: скриншот документации

Кирпичная церковь, построенная в 1787 году, расположена в Тагашево Пестречинского района на улице Космонавтов, 18а. Сейчас объект находится в удовлетворительном состоянии, показала экспертиза. При этом первоначальные интерьеры церкви не сохранились.

Ее построили на средства помещика И.Д. Макарова. Это памятник культовой архитектуры в стиле позднего барокко. В период СССР не функционировала, в 1994 году ее вернули верующим.

Церковь Преображенская в селе Русская Серда

Церковь Преображенская в селе Русская СердаФото: скриншот документации

Эту кирпичную церковь в стиле барокко построили в XVIII веке с приделом во имя святой Великомученицы Параскевы в Пестречинском районе. Впоследствии к церкви был также пристроен придел во имя святой Мученицы Софьи. Дата постройки — 1774-й. Южный и северный приделы сооружены в 1882–1910 годах на средства А.В. Анастасьевой. Сейчас объект находится в аварийном состоянии.

Церковь Иоанно-Предтеченская в селе Селенгуши

Церковь Иоанно-Предтеченская в селе СеленгушиФото: скриншот документации

Церковь построили в 1763 году в Пестречинском районе на средства помещицы М.Г. Шамшевой. Она находится в неудовлетворительном состоянии, первоначальные интерьеры не сохранились.

Храмовый комплекс в селе Куюки

Храмовый комплекс в селе КуюкиФото: скриншот документации

В храмовый комплекс входит церковь Никольская (1905 года постройки) и часовня (1899-го). Как отмечается в документе, объекты возвели «на щедрые пожертвования».

В советское время в Никольском храме в Пестречинском районе в разные годы размещались зерновой, молочный склады, кузница и даже машинно-тракторная станция. Храм начали восстанавливать в конце 2000-х. Эксперты пришли к выводу, что храм находится в удовлетворительном техническом состоянии.

Церковь Происхождения честных древ креста Господня в селе Кулаево

Церковь Происхождения честных древ креста ГосподняФото: скриншот документации

Кирпичную церковь строили в период 1757–1763 годов. В качестве владельца указана община верующих. Сейчас строение в удовлетворительном состоянии. В 2002 году его включили в список вновь выявленных объектов Республики Татарстан, представляющих историческую, научную, художественную и иную ценность.

Церковь Благовещенская в селе Казыли

Церковь Благовещенская в селе КазылиФото: скриншот документации

Трехпрестольный храм построили в 1741 году. Его владелец — отар-дубровский ССМС. Техническое состояние объекта не уточняется, но в акте говорится, что церковь освящена и действующая — сейчас там ведутся службы. Первоначальные интерьеры не сохранились.

Церковь Вознесения в селе Елагино

Церковь Вознесения в селе ЕлагиноФото: скриншот документации

Двухпрестольный храм в русском теремном стиле построили в 1760 году на средства бывшего помещика генерал-майора Неофита Никитича Кудрявцева из деревни Русское Ходяшево. В 1884-м в храме открылась церковно-приходская школа. При церкви была библиотека на 120 томов. В 1909 году в школе обучались 33 мальчика и 11 девочек.

Эксперты указывают, что состояние постройки находится в заброшенном и частично руинированном состоянии.

Церковь Троицкая в селе Верхние Девлизери

Церковь Троицкая в селе Верхние ДевлизериФото: скриншот документации

Ее построили в 1904 году на средства предпринимателя и землевладельца, мещанина города Алатыря (ныне Чувашия) Василия Симбирина. Это памятник культовой архитектуры в стиле эклектики классицистического направления с псевдорусскими мотивами.

Храм действовал до 1930-х годов. Сюда ходили жители еще трех деревень — Екатериновки (Полян), Средних Девлизерей и Александровки (Каменовки). После закрытия в 1937-м купола с главками и крестом были демонтированы, здание передали под госнужды.

Церковь Успенская в селе Богородское

Церковь Успенская в селе БогородскоеФото: скриншот документации

Храм построили в период 1883–1888 годов по проекту архитектора П.Е. Аникина на средства, собранные священником И.И. Веселицким.

Этот объект — памятник культовой архитектуры в стиле эклектики. Храм закрыли в 1930 году, он вновь действующий с 1995-го. Колокольни были утрачены и восстановлены в конце 2000-х. Церковь расположена по адресу: ул. Центральная, 85.

Церковь Казанско-Богородицкая в Мензелинске

Церковь Казанско-Богородицкая в Мензелинске Фото: скриншот документации

Этот храм в Мензелинском районе построили в 1886-м, в период 1982–1987 годов на месте исторического памятника возвели новый храм. Он расположен он по адресу: ул. Октябрьская, 8.

Никольский кафедральный собор в Мензелинске

Никольский кафедральный собор в Мензелинске Фото: скриншот документации

Собор построили в 1807–1813 годах на деньги горожан и в основном на средства, предоставленные по обету отставным унтер-офицером М.Д. Ситниковым, который несколько лет собирал деньги, обходя пешком всю Россию, говорится в документе.

В 1878-м собор сильно пострадал от пожара, его обновили в 1880–1890 годах на средства елабужских купцов Ивана Григорьевича и Дмитрия Ивановича Стахеевых, а также казанского купца П.В. Щетинкина.

Уточняется, что признать культурным наследием предлагают только центральный объем храма.