Проблема невостребованности зерна урожаев 2022 и 2023 годов остро стоит перед аграриями Татарстана. По данным минсельхозпрода РТ, на начало сезона 2024-го на складах и элеваторах в регионе оставалось 1,3 млн т зерна, из них 430 тыс. т — урожай 2022 года, почти 900 тыс. т — 2023-го. В числе проблем, которые тормозят реализацию зерна, — высокие тарифы РЖД на транспортировку зерна по железной дороге, а также нехватка железнодорожных вагонов.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Для решения проблемы с реализацией зерна УК «Август-Агро» совместно с партнерами создает собственную машинно-транспортную компанию «Звено». Уже сформирован парк из 75 вагонов. К концу 2024 года вагонный парк должен увеличиться до 200 единиц, через пять лет парк вагонов достигнет 1 тыс. единиц, а годовой объем грузооборота — 1 млн т зерна.

С февраля по апрель 2024 года собственными вагонами было отгружено около 4 тыс. т (57 вагонов) пшеницы, произведенной хозяйствами «Август-Агро» как для внутреннего потребителя, так и на экспорт. Перевозка грузов осуществлена со станции Куланга (Татарстан) в направлении Санкт-Петербурга, в том числе порта Усть-Луга, сообщают в пресс-службе «Августа».

Это позволило снизить долю транспортных расходов в стоимости зерна с 45% (при использовании вагонов сторонних трейдеров) до 35% (собственным вагонным парком). «После запуска (планируется в июле 2024 года — прим. ред.) в эксплуатацию построенного „Августом“ крупнейшего в республике элеваторного комплекса „Свияжск-Зернопродукт“ станет возможным в течение суток осуществлять загрузку полноценных железнодорожных маршрутов — 50−60 вагонов в день», — комментируют в компании. Это увеличит оборачиваемость вагонов, сократит сроки поставок продукции и создаст условия для работы напрямую с крупнейшими трейдерами, мукомольными комбинатами.

«Ранее зерно перевозили вагонами сторонних компаний, однако в условиях постоянного роста тарифов и сопутствующих для заказчика экспедиторских услуг рисков, связанных с организацией перевозок (дефицит свободных мощностей, очереди, увеличение сроков поставки), требовались более эффективные логистические решения», — говорит генеральный директор УК «Август-Агро» Айдар Галяутдинов.

Он поясняет, что в регионе остаются значительные переходящие запасы прошлых лет, предложение существенно превышает внутренний спрос, что сильнейшим образом давит на цены. Для повышения рентабельности производства сельхозпредприятиям необходимо реализовывать зерновую продукцию за пределами республики. Однако отсутствие до недавнего времени технологий быстрой загрузки серьезно осложняло логистику: крупные трейдеры не были заинтересованы работать в республике.

С запуском новых элеваторных мощностей «Август» планирует расширение географии поставок зерновой продукции по железной дороге. В качестве перспективных направлений рассматриваются порты Новороссийска и Астрахани, изучаются возможности продажи зерна в Казахстан.