Китайские компании в марте впервые с декабря 2022 года сократили прямые поставки в Россию, пишет РБК со ссылкой на статистику главного таможенного управления КНР. Экспорт машин, механизмов и оборудования (включая электротехническое) снизился на 15% год к году (до $ 2,9 млрд). В последний раз снижение по такой продукции фиксировалось в декабре 2022-го (на 11%).

Bloomberg ранее сообщало, что общий экспорт товаров из Китая в Россию в марте сократился впервые с середины 2022 года. Агентство связало это с санкционными угрозами со стороны США, которые обещали вводить вторичные санкции в отношении зарубежных банков и иных учреждений, причастных к сделкам, связанным с поставками для российского ОПК.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Тренд на взаимодействие с дружественными странами и Китаем, в частности, продолжается. Делать какие-либо выводы на основании сравнения месячных показателей внешней торговли с отдельным торговым партнером преждевременно», — заявили в пресс-службе минэкономразвития РФ.

Данные таможни КНР свидетельствуют о снижении экспорта китайских товаров в Россию в марте, хотя еще в феврале наблюдался умеренный рост (плюс 9,6%), отмечает старший научный сотрудник РАНХиГС Александр Фиранчук. С его точки зрения, детализированные данные подтверждают влияние угроз вторичных санкций — сжатие поставок более выражено в товарных позициях, которые чувствительны с точки зрения санкций. Кроме того, экспорт китайских транспортных средств в РФ (легковые автомобили, грузовики, тракторы) снизился почти на 20% по сравнению с мартом 2023-го (до $ 1,4 млрд).

Эксперт подсчитал, что доля российского рынка в китайском экспорте в марте сократилась на четверть (до 2,7% — минимума с декабря 2022-го после 3,4% в феврале). Это означает, что динамика китайских поставок в Россию оказалась значительно хуже, чем в другие страны. Фиранчук заключил, что произошедшее сокращение наиболее вероятно связано с введением декабрьского института вторичных санкций и риском их расширения.

Опыт предыдущих санкционных ограничений показал, что возникают обходные пути поставок через третьи страны, сказал эксперт. «Наиболее вероятно, что угрозы введения вторичных санкций будут значимо ограничивать объемы прямых поставок из Китая. В то же время возникнут новые обходные логистические маршруты», — считает он. Это приведет к удорожанию импорта, т. к. потребует усложнения логистики и покрытия «премии за риск» для посредников.

Напомним, 12 апреля стало известно, что китайские банки начали блокировать оплату от российских компаний за детали для сборки электроники. Ситуацию «БИЗНЕС Online» прокомментировали представители различных компаний — по их мнению, дело в страхе кредитных организаций из КНР перед вторичными санкциями от США. На прошлой неделе сразу несколько крупнейших банков Китая перестали принимать платежи в юанях из России.