Пленум Верховного суда (ВС) доработает разъяснения по делам о правонарушениях, связанных с предвыборной агитацией. Согласно документу, к ответственности начнут привлекать не только СМИ, но и граждан, распространивших информацию в соцсетях. Об этом сообщает «КоммерсантЪ».

Фото: «БИЗНЕС Online»

Представляя проект постановления, судья ВС Сергей Кузьмичев отметил, что поначалу подразумевалось нарушение порядка информационного обеспечения выборов со стороны СМИ. Однако теперь нарушителями могут быть признаны и «иные лица», распространяющие информацию в интернете. Кроме того, санкции предусмотрены не только для юрлиц, но и для обычных граждан. Кузьмичев подчеркнул, что иное толкование постановления не отвечало бы целям закона.

По его словам, проект готовился с участием Генпрокуратуры, минюста, МВД, Роскомнадзора и Центризбиркома. Документ включает в себя 41 пункт, в которых разъясняются тонкости нарушения правил предвыборной агитации и отдельные процессуальные особенности таких дел. Например, доказательствами, подтверждающими нарушение в интернете, могут быть снимки экрана компьютера или мобильного телефона.

Кроме того, ВС разъяснил, что изготовлением агитматериалов считается не только заказ, но и выполнение соответствующих работ, а распространением — действия, направленные на получение (или возможность получения) таких материалов неопределенным кругом лиц или их передачу.

К ответственности за незаконное изготовление и размещение таких материалов могут привлекаться как участники кампании (кандидат, его представитель или исполнитель заказа), так и любое физлицо, осуществляющее агитацию самостоятельно по собственной инициативе. Однако ВС настаивает на том, чтобы в каждом конкретном случае суды устанавливали вину привлекаемого к ответственности лица.

ВС напоминает, что граждане, если они не выступают от имени кандидата или партии, не вправе проводить предвыборную агитацию методами, которые требуют финансовых затрат и не оплачены из избирательного фонда. Нарушением будет считаться создание самостоятельно за счет личных средств агитматериалов, изготовленных с помощью компьютерных технологий или из подручных средств. При этом безвозмездная помощь кандидату в распространении материалов, изготовленных за счет средств избирательного фонда, не возбраняется. Также изготовлением агитматериалов не вправе заниматься иностранные агенты (кроме случаев, когда они являются кандидатами). Если же иноагент выступает заказчиком агитации, то привлекать к ответственности следует как его самого, так и исполнителя заказа.

Если же агитация проводится во время публичного мероприятия, которое организовано с нарушением закона, наказывать следует сразу по двум административным статьям: за несанкционированный митинг и за проведение агитации в запрещенных местах.

Напомним, 7 декабря Совет Федерации назначил выборы президента России на 17 марта 2024 года. Юридически с этого момента стартует президентская кампания. ЦИК решил, что голосование продлится три дня — 15, 16 и 17 марта.