В Банке России разработали механизм возврата средств, переведенных мошенникам. Согласно инициативе, банки-плательщики могут обязать на два дня приостанавливать зачисление денег на подозрительные счета. Об этом рассказал директор департамента информационной безопасности Центробанка Вадим Уваров в интервью «Известиям».

Он рассказал, что ЦБ ведет базу о случаях и попытках перевода денег без согласия клиента. В ней в том числе содержатся данные о счетах, которые злоумышленники используют для вывода и снятия похищенных средств.

«Мы предлагаем следующий механизм возмещения гражданам похищенных злоумышленниками средств: если банк — отправитель платежа получил от нас информацию из базы, но не учел ее в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счет, то он будет обязан вернуть клиенту все похищенные средства. Даже если мошенническая операция произошла с использованием методов так называемой социальной инженерии», — рассказал Уваров.

Что касается добровольных переводов телефонным мошенникам, то здесь ЦБ предлагает обязать банк-плательщик на два дня приостанавливать зачисление денег на счет, информация о котором содержится в базе Банка России. «Другими словами, внедрить так называемый период охлаждения, когда у гражданина будет время обдумать и оценить совершаемые действия. По закону перевод совершается в срок до трех рабочих дней, таким образом, банк не нарушит права добросовестных граждан и законодательство», — пояснил спикер.

«На наш взгляд, проверять операцию на признаки мошенничества должен и банк — получатель средств. Если он видит, что деньги перечисляют на счет, содержащийся в нашей базе, то у него должно быть право приостанавливать доступ владельца такого счета к дистанционному обслуживанию. То есть человек не сможет сразу же перевести деньги на любой другой счет, как это обычно сегодня делают злоумышленники. Однако владелец счета сможет распорядиться деньгами, если придет в любое отделение своего банка с паспортом для подтверждения личности. Вряд ли дропперы пойдут на такой шаг, им будет крайне сложно совершать противоправные действия. В то же время будут соблюдены все гражданские права банковских клиентов», — отметил представитель ЦБ.

Кроме того, регулятор предлагает установить сроки, в течение которых банки должны возмещать клиентам похищенные злоумышленниками без согласия клиентов средства.