Глава МИД Сергей Лавров написал статью о принципах мирового устройства и недопустимости подмены международного права ситуативными правилами. Размышления о праве и правилах опубликовали «Коммерсантъ» и журнал «Россия в глобальной политике». «БИЗНЕС Online» собрал главные тезисы.

Сергей ЛавровФото: «БИЗНЕС Online»

О «правилах игры» с США

  • Лидеры России и США провели конструктивный и откровенный диалог в Женеве, где договорились о сотрудничестве по вопросам стратегической стабильности при важнейшей констатации недопустимости ядерной войны, а также достижением пониманий о целесообразности консультаций по вопросам кибербезопасности, деятельности дипмиссий, судьбе отбывающих наказание граждан России и США и по ряду региональных конфликтов.
  • Владимир Путин отметил, что диалог России с США возможен только через нахождение обоюдоприемлемого баланса интересов строго на паритетных началах. На переговорах возражений не прозвучало, но почти сразу после их завершения американские лица стали транслировать прежние установки: мол, мы Москве «указали, четко предупредили, выдвинули требования». Причем все эти «предупреждения» стали сопровождаться угрозами: если Москва «в течение нескольких месяцев» не примет изложенных ей в Женеве «правил игры», то будет подвержена новому давлению. Все эти настроения подхватили европейские столицы.
  • Время покажет, как пойдут на деле упомянутые консультации по конкретизации подходов к достигнутым в Женеве пониманиям.

О «понятиях» Запада

  • Есть ощущение, что «хор в поддержку солиста (речь о США — прим. ред.)» готовился заранее во время саммита «группы семи» и Североатлантического альянса, а также в ходе встречи Джозефа Байдена с председателем Евросовета Шарлем Мишелем и председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.
  • Серия саммитов «семерки», НАТО и США — ЕС значила возвращение США в Европу и восстановление консолидации Старого Света под крылом новой администрации в Вашингтоне.
  • Не остается каких-либо сомнений — Запад хотел, чтобы всем было ясно: он как никогда един и будет делать на международное арене только то, что считает правильным, а других — прежде всего Россию и Китай — заставлять следовать заданному им курсу.
  • Расшифровывать свои «правила» Запад не хочет. Он уходит от вопросов о том, зачем они нужны, если есть тысячи инструментов международного права, под которыми все подписались и которые содержат четкие обязательства государств и транспарентные механизмы проверки их исполнения.
  • Кроме того, «прелесть» западных «правил» именно в отсутствии конкретики: как только кто-то поступает вопреки воле Запада, тот мгновенно голословно заявляет о «нарушении правил» без предъявления фактов и объявляет о своем «праве „наказывать“ нарушителя».
  • Чем меньше конкретики, тем больше развязаны руки для произвола, включая сдерживание конкурентов нечистоплотными методами. В России лихих 1990-х это называлось «действовать по понятиям».

О демократии

  • Идейной основой воссоединения «западной семьи» стало декларирование либеральных ценностей в качестве «путеводной звезды» развития человечества. Вашингтон и Брюссель назвали себя «якорем демократии, мира и безопасности» в противовес «авторитаризму в любых его формах», заявив о намерении усилить использование санкций в интересах «поддержки демократии по всему миру».
  • Запад нацелен созвать «саммит за демократию», не скрывая, что участников он подберет самостоятельно и сам определит стоящие перед ними задачи, с которыми мало кто из специально отобранных приглашенных захочет спорить.
  • Новая Атлантическая хартия, подписанная «на полях» саммита «семерки» 10 июня Байденом и Борисом Джонсоном, тоже задумана как своего рода «отправной пункт» для строительства мирового порядка, но исключительно по западным «правилам». Новая хартия не содержит упоминаний ООН или ОБСЕ, жестко фиксируя приверженность коллективного Запада обязательствам в рамках НАТО.

Об авторитаризме

  • В качестве главного препятствия на пути реализации демократического курса обозначены Россия и Китай как «носители авторитаризма». К ним есть две группы претензий — условно внешних и внутренних.
  • Внешние: Пекину вменяется слишком напористое продвижение своих экономических интересов, Россию обвиняют в «агрессивной политике» в ряде регионов, также не нравится и то, что Москва вступается за страны, которые стали жертвой западных авантюр и подверглись нападению международного терроризма с угрозой утраты государственности, как это происходило в Сирии.
  • Внутренние: требования к Москве и Пекину (да и всем остальным) следовать западным рецептам по вопросам прав человека, гражданского общества, оппозиции, средств массовой информации, функционирования государственных структур, взаимодействия между ветвями власти.

О праве, а не «правилах»

  • Запад немедленно теряет интерес к разговору, как только Россия предлагает обсудить задачи демократизации международных отношений, включая отказ от высокомерия и готовность работать на основе общепризнанных принципов международного права, а не «правил».
  • Наращивая санкции и прочие меры незаконного давления на суверенные правительства, Запад насаждает тоталитаризм в мировых делах, занимает имперскую, неоколониальную позицию по отношению к другим странам.
  • Коллективный исторический Запад, доминировавший в течение 500 лет над всеми, не может не осознавать, что та эпоха невозвратимо уходит, однако хотел бы удержать ускользающие позиции, искусственно затормозить объективный процесс формирования полицентричного мира.
  • Внедряя свою концепцию «миропорядка, основанного на правилах», Запад преследует цель увести дискуссии по ключевым темам в удобные ему форматы, куда несогласных не приглашают.
  • Запад не хочет достигать согласия на универсальных площадках (хотя такие договоренности надежнее, устойчивее и объективно проверяемы), он «сочиняет рецепты человечества в узком кругу (где нет принципиальных споров, а стало быть, едва ли там родится истина)».
  • Политику Евросоюза все чаще определяет агрессивное русофобское меньшинство, что полностью подтвердилось на саммите ЕС в Брюсселе 24−25 июня, где обсуждались перспективы отношений с Россией. Ни НАТО, ни ЕС не намерены менять свою политику на подчинение других регионов мира и провозглашают самоприсвоенную глобальную мессианскую миссию.