В Казани завершился предпоследний театральный день XV международного фестиваля тюркских народов «Науруз-2021». Жители города и гости проекта увидели еще пять спектаклей. И на этот раз все вживую. Как и в предыдущие дни, основной площадкой фестиваля был театр им. Камала, где на малой сцене показали дилогию Айдара Заббарова «Я не вернусь», на большой — спектакль «Гульбустан» Башкирского театра драмы им. Гафури. Национальный театр Алтая сыграл «Колыбель» по роману Чингиза Айтматова в театре им. Тинчурина, а ближе к вечеру на набережной озера Кабан жизнерадостные ритуалы проводил Альметьевский уличный театр «Легкие крылья».

В этом году «Науруз» посвящен театральным культурам северных тюрков: Хакасия, Алтай, Тыва. И сегодня зрители увидели спектакль «Колыбель» Алтайского театра. Он создан по мотивам романа Айтматова «И дольше века длится день». А точнее, по малой его части — легенде о манкурте. Режиссер постановки Баатр Колаев решил поговорить со зрителями о личной ответственности и о том, что каждый из нас творит свою историю.

Фото: пресс-служба театра им. Камала

«Произведение Чингиза Айтматова затрагивает проблему исчезновения языка и национальной драматургии, — рассказала главный режиссер театра Эмма Иришева. — Хочу пожелать, чтобы мы сохранили свой язык, себя, чистоту, наивность и дух, это необходимое в современном мире для национального театра. Ведь театр — это жизнь».

О сохранении культуры и бедственном положении в самых отдаленных уголках говорили и с малой сцены Камаловского. Там подряд показали две части документального спектакля Заббарова «Я не вернусь» и «Я не вернусь. Мечты». Это большая истории о жизни в деревне, основанная на реальных историях, которые режиссер собирал, объезжая татарстанские деревни.

А на большой сцене театра труппа башкирского театра сыграла спектакль «Гульбустан» по мотивам пьесы «Тансулпан» Кадыра Даяна. Во время действия зрители находятся на одной площадке вместе с актерами. Как рассказал режиссер постановки Айрат Абушахманов, это вынужденное явление. Театр долгое время был на ремонте, спектакли выпускались с учетом, что будут играться на разных сценах.

А завершил поистине День народного единства уличный театр из нефтяной столицы Татарстана. Актеры «Легких крыльев» рассказали личные истории о природе своего этноса, соткав из них единое мифологическое полотно карнавального представления, в котором причудливо и весело переплелись культуры разных народов.

«Легкие крылья» — это театр маски, клоунады, пантомимы, на ходулях, пластический театр с минимальным использованием речи, разговорного жанра, — рассказала директор Гульназ Ханнанова во время пресс-конференции. — В нашем спектакле «Этно» есть сцена о размышлениях самобытности каждого актера, кем они чувствуют себя изнутри. В труппе есть татары, башкиры, белорусы, цыгане".