Пандемия коронавируса может укрепить нарастающую тенденцию сокращения модельного ряда на российском авторынке. По подсчетам «Коммерсанта», в 2020 году с рынка ушло сразу 45 моделей — это рекорд как минимум с кризиса 2014 года.

Издание отмечает, что данной тенденции способствует как падение покупательной способности россиян, так и стремление властей увеличить локализацию производства машин в РФ без учета реалий рынка и направлений развития технологий.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Сейчас российский рынок делят несколько альянсов: Renault-Nissan, Volkswagen Group, Hyundai и Kia, говорит председатель «BCG Россия и СНГ» Владислав Бутенко. По его словам, в прошлом году доля брендов, не входящих в эти группы, упала до 16%. При этом порядка 40% рынка заняли автомобили всего двух марок — LADA и KIA. Это говорит о значимой консолидации рынка в руках нескольких производителей и, соответственно, о снижении модельного разнообразия, подчеркивает эксперт.

Сокращение числа моделей в основном происходит в среднем ценовом сегменте, что напрямую связано с резким падением доходов населения и сужением среднего класса. После кризиса 2014 года средний ценовой сегмент так и не восстановился, отмечает Сергей Удалов из «Автостата».

Абсолютно все зарубежные концерны, в том числе имеющие производство в РФ, главной проблемой рынка называют снижение курса рубля и рост утилизационного сбора. Если к концернам продолжат выставлять высокие требования по локализации, а объем продаваемых машин останется небольшим, то производить их в России станет непросто, отмечает Удалов. В итоге многие модели дорожают, проигрывают конкуренцию и уходят с рынка.