Бывший министр по делам «Открытого правительства», арестованный в 2019 году, невиновен в инкриминируемых ему незаконном участии в предпринимательстве (ст. 289 УК) и отмывании преступных доходов (ст. 174.1 УК). Об этом заявил РБК адвокат бывшего чиновника Юлий Тай.

Сегодня суд в Москве начнет рассматривать иск генпрокуратуры в отношении бывшего госслужащего об изъятии имущества на сумму более 32,5 млрд рублей.

В январе 2012 года, после назначения советником президента, а затем министром, Михаил Абызов должен был перестать заниматься предпринимательством и стал обязан ежегодно декларировать свои доходы и имущество. Как считает генпрокуратура, все это время чиновник скрывал свое участие в капитале пяти кипрских компаний, учрежденных в 2007–2009 годах, между которыми была распределена доля Абызова (95,52%) в СИБЭКО.

Михаил АбызовФото: «БИЗНЕС Online»

В декларациях госслужащий указывал, что является акционером лишь двух российских компаний — «Ру-Ком» и «Промышленные технологии» и что его доли в них отданы в доверительное управление. Впоследствии Абызов, по версии ведомства, решил продать свою долю в СИБЭКО, «приискал покупателей» и провел переговоры, используя статус министра.

По словам адвоката, кипрские фирмы не упоминались в отчетах о доходах и имуществе по той причине, что Абызов владел ими не напрямую, а через его компанию «Ру-Ком».

«Чиновник должен сообщить, что ему принадлежат, например, акции „Роснефти“ или „Газпрома“. Но он не должен и не может указать сотни дочерних, внучатых, правнучатых компаний, принадлежащих „Роснефти“ и „Газпрому“, в том числе потому, что он их зачастую просто не знает и не может знать», — указал Тай.

То, что СИБЭКО опосредованно принадлежало Абызову через «Ру-Ком» и еще несколько звеньев, никогда не было секретом ни для прессы, ни для госорганов, подчеркнул адвокат.

Законы о госслужбе и противодействии коррупции действительно не обязывают чиновника отчитываться о дочерних компаниях, которые контролирует непосредственно принадлежащее ему юрлицо, отметил заместитель директора российского отделения Transparency International Илья Шуманов. По его мнению, это пробел в законодательстве и проявление «формального подхода», который не помогает избежать ситуаций конфликта интересов.