Крупная российская торговая сеть по продаже книг, подарков и аксессуаров «Республика» начала испытывать финансовые проблемы, пишет «Коммерсантъ». По данным газеты, компания начала задерживать выплаты поставщикам. Из-за долгов сеть может закрыть некоторые убыточные магазины, отмечает издание.

О сложностях «Республики» рассказали два источника на издательском рынке. Один из них утверждает, что в январе у сети не хватило средств, чтобы расплатиться с поставщиками. Другой собеседник связывает возникшие сложности с агрессивным ростом сети. Он отметил, что лишь после приостановки поставок компания начала расплачиваться. «Дыра» в оборотном капитале «Республики» якобы достигла около 150 млн рублей.

Судя по информации на официальном сайте, магазины сети открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. При этом компания доставляет онлайн-заказы в любой российский город. Она также развивает собственную коллекцию канцелярии и аксессуаров. В 2006 году «Республику» основал владелец продуктовой группы «Дымов» Вадим Дымов.

В 2018 году выручка ООО «Республика», по данным «СПАРК-Интерфакса», составила 1,8 млрд рублей, чистая прибыль — 29,25 млн рублей.

Представитель «Республики» заявил, что сейчас все взаиморасчеты и отгрузки происходят в рамках взаимных договоренностей с поставщиками. Он признал, что в 2019 году компания столкнулась с трудностями, вызванными неправильным прогнозированием и неверным расчетом сроков окупаемости затрат на открытие новых точек при предыдущем руководстве. В компании указали, что на этот год не планируют активной экспансии и сосредоточатся на развитии онлайн-канала продаж.

Источник не исключил, что «Республике» теперь придется закрывать некоторые нерентабельные точки.

Ранее СМИ сообщили о скором закрытии некогда крупнейшей сети магазинов подарков «Красный куб». В самой компании опровергли эту информацию.

В редакцию «БИЗНЕС Online» поступил официальный комментарий от представителей «Республика»:

«Опубликованную ИД „Коммерсантъ“ информацию о якобы имеющихся у компании на текущий момент проблемах нельзя назвать актуальной: „Республика“ на данный момент не испытывает сложностей в работе с поставщиками, все взаиморасчеты и отгрузки происходят в рамках взаимных договоренностей. В прошлом году сеть действительно столкнулась с рядом трудностей, связанных в первую очередь с отдельными управленческими ошибками предыдущего руководства, но все проблемы на данный момент устранены. Определенные трудности во взаимоотношениях с поставщиками в прошлом году были связаны с неправильным прогнозированием и неверным расчетом сроков окупаемости затрат на открытие новых точек, и на данный момент компания успешно с ними справилась.

Модель управления и развития была скорректирована в сторону эффективности, в команду привлечены опытные специалисты по маркетингу, закупкам, развитию розницы и e-commerce, поэтому ни о какой заморозке программы развития речи не идет. У нас нет масштабных планов по изменению формата всей сети „Республика“ как магазинов книг и подарков — формат наших магазинов в целом является довольно гибким и подразумевает в первую очередь качественный ассортимент книг и подарков (гаджеты, интерьерные аксессуары, винил и проигрыватели, сувениры и т. д.), экспертизу продавцов, стильный интерьер и приятную атмосферу социального клуба, в котором можно не только выбрать книги, но и отдохнуть. У нас уже сейчас есть магазины большей и меньшей площади, и мы не исключаем возможности тестирования различных форматов, но о стандартизации всех магазинов под какой-то единый новый формат речи на данный момент не идет.

У нас также нет плана по закрытию магазинов, при этом, безусловно, как и любая розничная компания, мы не исключаем возможности релокации торговых точек, демонстрирующих низкую эффективность, как не исключаем и возможности открытия новых магазинов в удачных локациях с высоким трафиком, в том числе и в связи с некоторыми изменениями на рынке. Говорить о „приостановке планов по экспансии“ несколько некорректно, поскольку на 2020 год у нас и не было планов по активной розничной экспансии — на данный момент компания в первую очередь сконцентрирована на развитии онлайн-канала и повышении эффективности сети, в том числе и благодаря запуску новых направлений».