Почти все крупные банки России из топ-30 за последние годы вышли из бизнеса по выдаче займов (POS-кредитов) в магазинах. Об этом свидетельствуют результаты исследования «БКС Премьер», сообщают «Известия».

Отмечается, что только три банка из 30 в прошлом году продолжили выдавать займы в магазинах — «Тинькофф», Почта Банк и Хоум Кредит Банк. Притом за последние три года от этого отказались Сбербанк, Альфа-Банк и Росбанк: раньше в магазинах можно было встретить представителей банков, которые лично заключали с покупателем кредитный договор, но сейчас продуктовые займы данных кредитных организаций перешли в цифровой формат, объясняет издание. Другие банки сказали, что они либо не выдавали такие кредиты вообще, либо отказались от них еще раньше.

Так, например, в Совкомбанке объяснили, что вместо «классической модели займа в магазине» они развивают карту рассрочки «Халва». Другие собеседники издания из крупных банков сказали, что делают ставку на классические кредитные карты. На этом фоне наблюдается тенденция по увеличению времени, в течение которого клиент не платит проценты: если раньше это было 30 дней, то сейчас — 90−120. Отмечается, что по картам ставка может быть на 10−15 п. п. выше, чем при займе наличными.

В ЦБ изданию сказали, что пока не планируют дополнительных регуляторных изменений в сегменте POS-кредитования. Там же отметили, что качество портфеля по займам в магазинах достаточно высокое: доля ссуд с просроченными платежами более 90 дней не превышает 4,2%. В целом POS-займы за три квартала 2019 года составляют 3,2% от совокупной задолженности по необеспеченным потребительским ссудам, то есть менее 200 млрд рублей, объяснили в Центробанке. Таким образом, этот вид кредитования никаких системных рисков для банковского сектора не несет, заверили в пресс-службе регулятора.

Собеседник в одном из банков сказал «Известиям», что из бизнеса вышли те, кто не умеет работать с моделью «кредит в магазине». «Через этот канал к нам приходят около миллиона новых клиентов в год, а за последние три года — 4 миллиона. Задача — через кросс-продажи заработать дополнительный комиссионный доход, который не подвержен влиянию макроэкономической ситуации и колебаниям ставок», — пояснил источник.