Производство нового российского пассажирского самолета МС-21, элементы механизации крыла которого собирают в Казани, оказалось под угрозой из-за американских санкций. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на двух топ-менеджеров отрасли и высокопоставленного чиновника в аппарате правительства.

Фото: Wikimedia Commons/ Denis Fedorko/(CC BY-SA 4.0)

По данным издания, американские санкции в отношении АО «Аэрокомпозит» (входит в ОАК) и АО «ОНПП „Технология“ имени Ромашина» («Ростех») перекрыли поставки материалов для композитного «черного крыла» самолета МС-21 из Японии и Америки. Именно это «черное крыло» и должно стать одним из конкурентных преимуществ нового самолета: оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Отмечается, что сейчас уже готовы три опытных образца МС-21−300 с «американской» нитью, а четвертый самолет находится в стадии сборки.

Один из источников отметил, что оставшегося запаса композитов хватит на шесть самолетов. Сейчас обсуждается несколько вариантов решения проблемы, так как рассчитывать на возобновление поставок не стоит. Один вариант — брать китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, другой — ждать, пока российские предприятия смогут создать что-то похожее, говорит другой собеседник. Он указывает, что специализацию — теоретически — может освоить Елабужский завод композитных изделий, но для этого придется провести ОКР и найти станочно-производственный парк, а это уже приведет к сдвигу сроков как минимум на пять лет.

Еще один вариант — подключение к импортозамещению структур «Росатома», он уже обсуждался на совещании с участием чиновников и правительства, подчеркивает «Ъ». В итоге «композитный дивизион» «Росатома» (Umatex) согласился участвовать в проекте разработки и тестировании материалов для МС-21, заказчиком работ станет «Аэрокомпозит». Однако собеседник «Ъ» указывает, что сейчас в РФ нет предприятий, производящих такие авиакомпоненты, и прогнозировать сроки для ОКР крайне сложно.

Третий вариант — избавиться от композитов в МС-21 и перепроектировать крыло и киль в металле. Источники издания отмечают, что это «убьет композиты, которые подавались как одно из основных преимуществ лайнера».

В «Ростехе» называют проблему «надуманной». В аппарате вице-премьера Юрия Борисова заявили, что знакомы «со всем, что происходит с МС-21», и что «проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует». В ОАК сказали, что «замена материала не влечет конструктивных изменений и может быть оформлена дополнением к сертификату типа без изменения сроков сертификации». Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев заявил, что создание МС-21 без композитного крыла не имеет смысла, поскольку «есть готовый Ту-204 с металлическим крылом без санкционных рисков».