Комитет по политическим технологиям российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) подготовил исследование «Инструменты избирательной кампании: наступила ли новая политическая реальность?». Авторы документа пришли к заключению, что в России наступила новая политическая реальность, а ее ключевая характеристика — рост антиистеблишментных настроений. Этот тренд кардинально меняет факторы успеха на выборах и эффективность различных инструментов. В частности, по сравнению с данными аналогичного исследования 2016 года, при сохранении на первом месте значимости элитных договоренностей, резко выросла значимость социальных сетей, которые по своей эффективности опередили полевые кампании «от двери к двери».

Фото: «БИЗНЕС Online»

В то же время резко упала значимость медийных инструментов и наружной рекламы. Их обогнали такие стремительно развивающиеся инструменты, как мессенджеры и интернет-кампании. Среди социальных сервисов чемпионом по частоте использования оказалась такая платформа, как Telegram, опередившая находящиеся на примерно одном уровне по частоте использования «ВКонтакте», YouTube, «Инстаграм», WatsApp, «Одноклассники» и «Фейсбук». В то же время Telegram воспринимается в качестве эффективного средства воздействия не на массовую аудиторию, а на элиты, хотя и в этом сегменте мессенджер уступает федеральному TV и деловым СМИ.

Среди повесткообразующих тем, влияющих на исход выборов, лидером предсказуемо оказалось изменение параметров пенсионной системы. Затем идет утилизация отходов, недоверие конкретным представителям власти. «Электорат и в России, и в мире уходит от модели „рационального голосования“. Этот эмоциональный период тоже пройдет через несколько лет. Но в ближайшие годы публичная политика будет напоминать по своей модели политической коммуникации древние Афины или Древний Рим эпохи расцвета Республики, — комментирует доклад председатель комитета по политтехнологиям РАСО, президент коммуникационного холдинга „Минченко Консалтинг“ Евгений Минченко. — Если еще десятилетие назад было возможно вести „кампанию без кандидата“, то в эпоху информационной прозрачности и многоканальности предъявляются принципиально иные профессиональные требования к публичному политику. Чтобы побеждать, надо быть опытным психологом и переговорщиком, тренированным оратором, понимающим силу позиционирования и значимость образа».

А исполнительный секретарь Комитета Евгения Стулова отмечает, что пенсионная реформа — это топор, который разрубил политическую реальность на «до» и «после», а пыль от нее не уляжется еще очень долго.