Схема завершения налогового маневра нефтяной отрасли с вводом отрицательного и плавающего акцизов приведет к тому, что цены на бензин для потребителей не должны подорожать более чем на 1% в год, а вот цены на мазут и дизтопливо вырастут в полтора раза. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на соответствующий законопроект, который минфин разослал участникам рынка. 

Отмечается, что маневр заключается в постепенном обнулении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты к 2024 году с одновременным повышением НДПИ на нефть, за счет чего бюджет рассчитывает получить дополнительно 1,6 трлн рублей. В итоге экспорт нефти и нефтепродуктов станет более выгодным, а внутренние цены на них, а также на нефть для переработки вырастут. 

Для стабилизации внутренних цен на бензин и дизтопливо крупнейшие НПЗ получат отрицательный акциз на нефть: например, заводы, у которых более 10% первичной переработки приходится на бензин 5-го класса, положен отрицательный акциз из расчета примерно 3 тыс. рублей на тонну сырья. Этот акциз будет дополнен так называемым плавающим акцизом, с вводом которого, если экспортный netback (стоимость поставки на экспорт с учетом пошлины и затрат на транспортировку по Argus) превысит текущую цену бензина или дизтоплива (по бирже), бюджет возвратит НПЗ половину разницы

С учетом этих инструментов налоговый маневр, как ожидается, должен привести к росту оптовой цены на бензин и дизтопливо примерно на 400 рублей на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 рубля на литр). Однако рост цен на другие нефтепродукты должен быть гораздо больше — не менее чем на 50% на битум и мазут, а также существенно на судовое топливо и авиакеросин (источники газеты полагают, что в таком случае иностранные авиакомпании перестанут заправляться в России).