Госдума 24 мая в третьем, окончательном чтении приняла закон об уполномоченном по защите прав потребителей финансовых услуг. Финансовый омбудсмен будет заниматься случаями нарушения прав граждан со стороны финансовых организаций. При этом обращение к омбудсмену до суда станет обязательным.

Фото: duma.gov.ru

Институт финансового омбудсмена предполагает облегченную процедуру урегулирования имущественных споров между гражданином и финансовой организацией в досудебном порядке. При этом размер требований не должен превышать 500 тыс. рублей. Для граждан услуги финомбудсмена будут бесплатными.

Документ будет вступать в силу поэтапно. На первом этапе служба омбудсмена будет заниматься спорами со страховщиками (в первую очередь ОСАГО), которых будут стимулировать урегулировать претензии до суда, освободив их от штрафов в случае исполнения решения омбудсмена. Сейчас, если страховщик производит возмещение по решению суда, то он выплачивает не только саму сумму, но и штраф в размере 50% от нее. Такие штрафы делают привлекательными тяжбы со страховщиками недобросовестных автоюристов, которые работают по договору переуступки прав требования и взыскивают штрафы по ОСАГО в свою пользу.

С 1 января 2020 года финансовый омбудсмен получит полномочия разбирать претензии к микрофинансовым организациям, с 1 января 2021 года — к потребкооперативам, ломбардам, негосударственным пенсионным фондам и кредитным организациям. Банки будут вступать в систему с отсрочкой в три года, но их будут стимулировать участвовать в ней добровольно.

Кандидатуру финансового омбудсмена утвердит президент РФ. Первоначально его деятельность будет финансироваться Банком России, затем он перейдет на самоокупаемость за счет взносов с финансовых организаций. Чем больше обращений по поводу конкретной организации будет поступать к омбудсмену, тем большим будет ее взнос.