В успехе реализации реформ большую роль играет фактор прозрачности — их не нужно проводить скрытно. Об этом говорится в докладе «Политическая экономика реформ», который подготовила старший экономист исследовательской группы всемирного банка по вопросам развития Стути Кхемани.

В документе, на который обратил внимание РБК, приводятся четыре фактора, на которые элиты должны опираться при проведении реформ. Первый момент — не называть реформами любые изменения в полите или институтах. «Реформы, скорее всего, окажутся успешными, если они действительно будут реформами — они принесут масштабные преимущества по сравнению с дорогостоящим статусом-кво», — пишут авторы доклада.

Второй фактор успешных реформ — их обширное обоснование. У инициаторов реформ должны быть неидеологические и беспристрастные «технические доказательства»: населению необходимо показать, какие позитивные изменения принесут реформы и насколько невыгодным является существующее положение. В этом могут помочь аналитические и исследовательские центры с хорошей профессиональной репутацией, предполагают авторы исследования.

Если оба этих пункта соблюдены, но ущерб, который они нанесут определенным группам, становится препятствием для проведения реформ, власти должны пообещать людям компенсации.

Но на деле такие компенсации могут оказаться слишком большими, и политики не смогут их возместить. В этом случае есть третий фактор успешных реформ: государство должно будет сосредоточиться не только на краткосрочных реформах, но и начать проводить долгосрочные институциональные изменения. Это нужно для снижения уровня возможностей недовольных групп, которые, вероятно, будут пытаться убедить других граждан, что изменения и не в их интересах тоже.

Последний совет всемирного банка касается ситуации, когда распространяемая «проигравшими» группами информация становится препятствием для реформ. Тогда власти должны более качественно предоставлять доказательства необходимости изменений. То есть, например, если государство хочет отказаться от какой-то субсидии для граждан, то единовременной компенсацией оно отделаться не сможет: при следующем ценовом шоке люди будут просить новые субсидии. В этом случае людям следует объяснить, какие другие преимущества они получат при отмене поддержки.

В РФ структурные реформы содержатся в стратегии развития государства, которую готовит центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина. Этот документ планируется сделать основой программы будущего президента, отмечает РБК. Кроме того, МЭР готовит план по ускорению темпов роста экономики на период до 2025 года. Еще одним масштабным стратегическим документом является «Стратегия роста» бизнес-омбудсмена Бориса Титова.