Органы контроля и надзора не смогут проверять компании по нормам, разработанным в СССР и РСФСР. Эти и другие положения прописаны в законопроекте о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который сегодня на парламентских слушаниях представит министр экономического развития Максим Орешкин.

Максим ОрешкинФото: «БИЗНЕС Online»

Как сообщает РБК, законопроект готовился с 2015 года, и в скором времени будет внесен в Госдуму. При этом отмечается, что формально контрольно-надзорные органы уже с 1 июля этого года не имеют права проверять бизнес по советским нормам, а сейчас «идет пересмотр обязательных требований».

«На сегодняшний день массив нормативно-правовых актов, которые устанавливают требования различного уровня, насчитывает в общей сложности порядка 2 миллионов требований. Многие из них исторически сложились во времена СССР и РСФСР или в 1990-х годах, какие-то из них устарели, другие являются избыточными, не соответствуют новым технологическим трендам», — сказал РБК министр по делам открытого правительства Михаил Абызов, добавив, что расчистка «законодательных завалов» от «багажа советских времен» — самое трудное в обсуждении нового законопроекта.

Согласно проекту закона, власти не смогут осуществлять контроль в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии. Кроме того, будет запрещено требовать от граждан или компаний разрешительные документы, которые и так уже есть у других государственных органов.

Также один из ключевых блоков законопроекта — оценка эффективности контроля и надзора, для чего предлагается установить внутри- и межведомственные KPI (индикатор фактически достигнутых результатов): для его выполнения ведомства должны будут разрабатывать совместные программы, обмениваться внутренней информацией, повышать квалификацию сотрудников. Устанавливается и перечень самих мероприятий контроля — проверка, плановое обследование, мониторинг, постоянный госнадзор и другие.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов сказал изданию, что поддерживает законопроект, хотя по нему еще есть достаточно замечаний. В частности, понятие «охраняемых законом ценностей» в нем прописано абстрактно (жизнь и здоровье граждан, их имущество, исторические и научные объекты, на минимизацию вреда которым, согласно проекту, и должен быть направлен надзор), но их уберут из проекта, утверждает Титов.