Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с агентством FleishmanHillard Vanguard провели исследование «Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России». Согласно полученным данным, которыми оперирует «Газета.Ru», 77% опрошенных иностранных бизнесменов отмечают ухудшение делового климата в стране за 2015 год: 53% опрошенных считают, что предпринимательский климат ухудшился, а 24% – что незначительно ухудшился. Только 6% опрошенных предпринимателей отметили незначительное улучшение бизнес-климата в России, 17% респондентов не заметили изменений в деловой среде.

По сравнению с 2014 годом увеличился процент отметивших отсутствие существенных изменений. При этом процент отметивших существенное ухудшение в целом стабилен: 53% в 2015 по сравнению с 55% в 2014-м.

Наиболее острыми проблемами, стоящими перед международным бизнесом в России в 2015 году, признаны рост цен и тарифов (55%), недостаток квалифицированных кадров (49%), высокие административные барьеры (41%). Также большую роль играют сложность с доступом к кредитным ресурсам (35%), коррупция в органах власти (34%), политическая неопределенность (29%), недостаточная защищенность прав собственности и контрактных прав (29%), неразвитость инфраструктуры (24%) и неэффективная судебная система (23%).

«Иностранные инвесторы отмечают существенное влияние экономических вызовов на бизнес-климат России. При этом в противовес 2014 году в 2015 году отмечается снижение влияния вопросов политической стабильности на бизнес-климат: на 53 процентный пункта с 82 процентов в 2014-м до 29 процентов в 2015-м и рост роли фактора наличия квалифицированных кадров. По этому показателю произошел возврат к тренду 2013 года: 50 процентов в 2013 году и один из лидеров рейтинга, что соответствует росту на 22 процентов в 2015 по сравнению с 2014 годом. Как и в прошлом году одним из важнейших факторов, влияющих на деловой климат в стране, участники опроса считают рост цен и тарифов, с аналогичным 2014 году показателем – 55 процентов», — отмечает гендиректор FleishmanHillard Vanguard Елена Фадеева.

Бизнесмены по-прежнему высоко ценят связи с властью, так как от них зачастую зависит успех дела. Среди эффективных инструментов взаимодействия бизнеса и власти лидируют, как и прежде, личные контакты (88%) и участие в бизнес-ассоциациях и отраслевых объединениях (77%). По мнению респондентов, в 2015 году по сравнению с прошлым годом выросла роль бизнес-ассоциаций (на 13%) и личных контактов (на 6%).