Первый президент Татарстана, ныне госсоветник Минтимер Шаймиев, комментируя 19-ю годовщину путча, заявил, что была реальная возможность сохранить СССР: "Срыв подписания союзного договора, Беловежское соглашение и ряд последующих политических процессов – послесловие, а не первопричина развала Советского Союза".

Шаймиев заявил Интерфаксу, что "начатая Горбачевым перестройка в силу поспешности и непродуманности действий приняла во многом характер стихийного и неконтролируемого развития… Тогдашним руководством была недооценена экономическая составляющая, отсутствовал прогноз времени перехода от тотально плановой экономики к рыночной". А к тому времени плановая система экономики СССР зашла в тупик. Шаймиев вспоминает: "Еще при генсеке Леониде Брежневе доходило до того, что он с трибуны партийного съезда критиковал Госплан за упущение в планировании производства ниток и иголок, так как даже эти изделия оказались в дефиците. До такой степени все было зацентрализовано".

Татарстан, который производил тогда достаточное количество мяса и масла, постоянно получал указания сверху: сколько и чего нужно было расходовать, вплоть до того, что указывали, какого процента жирности должны быть сливочное масло или творог. Ну а доходы от нефтегазового сектора уходили на нужды обороны, она съедала все до последней копейки. Шаймиев говорит: "Прибавьте к этому упавшие до минимального уровня цены на нефть, и страна, по сути, оказалась в условиях перестройки на фоне стагнирующей советской экономики".

Но главным моментом в развале СССР, с точки зрения Шаймиева, стало отсутствие единства в руководстве страны и политической воли у ее первого президента: "Выступив на Съезде народных депутатов и партийных конференциях с обличительной речью в адрес "бюрократов, засевших во власти", Горбачев тем самым настроил руководящую элиту против себя и поэтому не получил опоры, оставшись, по сути, один".