Нравится это или нет, но по модели, выстроенной крупными ИТ-компаниями, придется идти и другим сферам бизнеса: необходимо обновлять офисные пространства. В противном случае молодежи вам не видать как своих ушей. Даже если вы поставите зарплату существенно выше рынка, но ваш офис будет на выезде из города, а внутри ремонт из 90-х или нулевых — работать молодой специалист пойдет не к вам. Учредитель ДОФ Вячеслав Пимурзин рассуждает о том, почему для поколений, родившихся в околонулевые годы, комфорт в офисе важнее зарплат и как бизнесу создать привлекательные рабочие пространства без крупных инвестиций.
Учредитель ДОФ Вячеслав Пимурзин: «Даже если вы поставите зарплату существенно выше рынка, но ваш офис будет на выезде из города, без парковки, а внутри ремонт из 90-х или нулевых — работать к вам молодой специалист не пойдет»
Деньги решают не все: как зумеры и альфы меняют правила офисной игры
Согласно данным Международной организации труда, почти каждый пятый человек в возрасте 15–24 лет не учится, не работает и не проходит стажировку. Для них даже придумали отдельный термин — NEET (not in education, employment or training*). Причем проблема носит международный характер. Например, лидер в этом рейтинге Великобритания — там к «нитам» относится около трех миллионов экономически неактивных жителей. В Испании таких людей более полумиллиона. Согласно данным Росстата, в 2022 году в России 12% молодых людей не работали и не учились, что вписывается в общемировые тренды развитых стран.
Пока основной костяк тех, кому не особо хочется трудиться, состоит из поколения Z. Это зумеры, родившиеся с 2001 по 2010 год. Не пройдет и десяти лет, как их ряды начнет пополнять поколение А (альфа), родившееся с 2010 года по настоящее время…
Почему молодежь не стремится работать? Причин много, и одна из них пандемия: молодежь просто не хочет возвращаться в офисы. Одними из первых этот тренд увидели работодатели в сфере ИТ. Сначала они бились за кадры зарплатами, а потом «раскусили», что бороться за человеческий капитал можно еще и через комфорт офисного труда. И если поначалу они привлекали игровыми приставками, настольными играми, комнатами отдыха, то сейчас многие компании пошли еще дальше и добавляют свою столовую в стиле кафе, бесплатные завтраки или снеки, сеансы с психологами, массажи прямо в офисе и так далее.
Нравится это кому-то или нет, но по модели, выстроенной ИТ-компаниями, придется идти и другим сферам бизнеса. Необходимо менять свои офисные пространства. В противном случае молодежи в своих рядах вам не видать как своих ушей.
Даже если вы поставите зарплату существенно выше рынка, но ваш офис будет на выезде из города, без парковки, а внутри ремонт из 90-х или нулевых — работать к вам молодой специалист не пойдет. Найдутся места покрасивее.
Расскажу личный пример: несколько лет мы снимали просторный и дорогой офис в ТРЦ «Корстон». Его аренда обходилась нам в 270 тысяч рублей в месяц. В какой-то момент нам потребовались дополнительные руки под ряд проектов. И мы без труда привлекли около 10 сотрудников в возрасте 18–25 лет на зарплату 20–25 тысяч рублей в месяц! Важная деталь: привлекали мы их не на полный рабочий день.
Но, по их собственным признаниям, ключевое было не сколько они заработают, а в каких условиях будут трудиться. Панорама на весь город, современные рабочие места, шикарная переговорная комната, где они могли вместе собираться для работы по проекту, разнообразный фуд-корт на первом этаже и отличная транспортная доступность — все это оказалось значимее, чем доход.
«К сожалению, зумеры и альфы любую свободную минуту проводят в гаджетах и не так хорошо видят разницу между реальной и виртуальной картиной мира»
Зумеры очень зависимы от мнения общества, и это надо принять
Одна из причин такого отношения к жизни — молодое поколение более податливо общественному мнению.
К сожалению, зумеры и альфы любую свободную минуту проводят в гаджетах и не так хорошо видят разницу между реальной и виртуальной картиной мира. Для них очень важно транслируемое мнение в социальных сетях. Они очень ведомые… И если несколько блогеров высказывают мысль о том, что не надо боятся экспериментировать, ищите свое, то молодежь так и делает. Устроились в одну компанию, что-то не понравилось, пошли в другое место и так «прыгают» до тех пор, пока не найдут себя или не встретят иное мнение другого блогера.
То, что молодежь, в большей степени поколение Z, живет совсем по другим принципам, нужно просто принять. Другого варианта я не вижу.
Это в корне отличается от того, к чему привыкло более старшее, наше поколение. Большинство моих ровесников начинали свой карьерный путь в совершенно иных условиях. Нас не пугало, что на работу надо ехать час на автобусе — просто вставали пораньше, чтобы точно не опоздать. Совсем не беспокоило, какая мебель установлена внутри, каким цветом покрашены стены и есть ли внизу аппарат с моккачино.
Для них же очень важно создавать видимость успешной и красивой жизни. Но как это делать на ежедневной основе, если у вас в офисе нет даже красивого места для селфи с кофе в руках?
«Не скупитесь на зелень в офисе. Пускай она будет искусственная, но она создает дополнительный уют и намек на экологичность»
Как бизнесу не проиграть в «офисной войне»?
Многие люди моего поколения сейчас собственники бизнеса, которым для развития компании необходимо набирать молодежь. Чтобы это сделать, нужно трансформироваться. В противном случае можно проиграть в «офисной войне», и это будет стратегическое поражение. Чем дольше вы живете прошлым, тем сложнее будет привлекать молодых соискателей к себе в компанию.
Возникает резонный вопрос: как этого не допустить? Я вижу два решения.
Первое — трансформация офиса. Пожалуй, актуально в большей степени для тех компаний, которые имеют собственное помещение или снимают очень большие площади на протяжении многих лет.
Трансформация офисного пространства — затратное мероприятие. И у многих компаний просто может не быть средств в моменте, чтобы существенно изменить условия, ведь даже на косметический ремонт может потребоваться немалая сумма.
В таких случаях я бы рекомендовал вести ремонтные работы частями: это позволит не съезжать с привычной локации и не тратить на эту задачу более 3–4% от оборота компании. Таким образом, удастся избежать крупных трат, обновить наполнение в соответствии с современными нормами, сохранить штат и привлечь новых специалистов — на собеседовании вы можете их заинтересовать тем, как меняете пространство в угоду молодежи.
Что важно учесть при трансформации:
- Наполнение. Зумеры очень зациклены на экологичности. Подбирайте соответствующие материалы отделки и мебели. И не скупитесь на зелень в офисе. Пускай она будет искусственная, но она создает дополнительный уют и намек на экологичность.
- Возможность уединиться. Для поколения Z крайне важно иметь возможность посидеть в одиночестве, а для этого должно быть какое-то помещение. Можно как-то креативно обыграть небольшую переговорную комнату, которая станет точкой притяжения или будет служить в качестве арт-объекта.
- Общепит в шаговой доступности. Зумеры обожают кофе и предпочитают вкушать его в модных заведениях. Если у вас под боком нет популярной сети кофеен, обязательно обустройте соответствующую зону в офисе и не забудьте поставить кофемашину. Но обязательно с биоразлагаемыми стаканчиками.
Если ваш офис на выселках, возможно, не стоит делать его трансформацию. И лучше рассмотреть переезд.
Второе решение — поиск нового офиса. Поколения Z и альфа очень трепетно относятся к тому, как быстро они могут добраться до работы. Также им важно наличие по соседству общественных мест, где можно прогуляться. Если ваш офис где-то в центральной части города рядом со сквером, парком и остановками общественного транспорта, это будет однозначным преимуществом перед другим работодателем из вашей сферы.
«Если у вас под боком нет популярной сети кофеен, обязательно обустройте соответствующую зону в офисе и не забудьте поставить кофемашину»
Собственно, когда мы искали новый офис для себя, тоже руководствовались этим критерием. И поэтому «приземлились» рядом с Лядским садом. Все молодые сотрудники нашей компании работают именно здесь, хотя у нас есть еще несколько более просторных помещений в других частях города.
Вячеслав Пимурзин
* не в образовании, трудоустройстве или обучении
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.