Фото: «БИЗНЕС Online»

При всех стараниях навести внешний лоск на древний обряд не наблюдается никаких подвижек очеловечить его внутреннее содержание

На днях совет казыев и совет улемов ДУМ РТ утвердили порядок проведения Курбан-байрама и праздничного намаза в Татарстане в 2022 году. Среди прочего был определен и порядок убоя жертвенного скота. Сейчас, слава Аллаху, баранов возле подъездов уже не режут. Давно мы не видим никаких сцен с перерезанием горла животным на глазах детей и мирных обывателей с лужами крови на асфальте и кишками в тазиках. Подобное происходит только в специально отведенных местах. Это, конечно, радует. Но вот что любопытно: при всех стараниях навести внешний лоск на древний обряд не наблюдается никаких подвижек очеловечить его внутреннее содержание. Он как был обрядом, в котором главное — принести саму жертву, нежели пользу, таковым и остается по сей день.

Можно возразить, что, дескать, мясо жертвенных животных помимо прочего раздается и нуждающимся людям. Это правда. Однако помощь беднякам в данной случае не конечная цель, а просто декорация. Обряд жертвоприношения, вопреки религиозной риторике большинства наших уважаемых имамов, нужен ради самого обряда, а не ради того, чтобы помочь ближнему.

Как я это могу доказать? Очень просто.

На днях один из имамов, ведущих свою деятельность за пределами Татарстана, прислал мне сообщение в WhatsApp, в котором просил совета. По сути, это была арифметическая задачка. Накануне грядущего праздника в распоряжении религиозного деятеля оказалось 135 тыс. спонсорских рублей, пожертвованных в целях курбана. Вооружившись телефоном и калькулятором, он вскоре выяснил, что на эту сумму для бедных членов своей общины он сможет приобрести в сухом остатке 270 кг баранины. А если деньги потратить на курицу, то КПД увеличивается в 2,5 раза: нуждающиеся в таком случае получат больше полтонны мяса — 675 кг. Как говорится, почувствуйте разницу.

В чем же тут подвох? А в том, что, по толкованиям наших мусульманских богословов, курицу в жертву приносить нельзя. И никакие рациональные аргументы и призывы к состраданию им не указ. Другими словами, нашим богословам откровенно плевать на нужды голодных и страждущих. Складывается впечатление, что для улемов курбан действительно не более чем самоцель, призванная подчеркнуть богатство богачей и потешить их самолюбие, нежели инструмент оказания помощи тем, кто оказался в нужде и испытывает голод.

В Татарстане соотношение стоимости баранины и курятины примерно то же, о чем мы можем судить даже по ценам в магазинах. Баранина у нас стоит в районе 600 рублей, а курица — в районе 200 рублей. Но доводилось ли вам в этой связи встречать фетву о том, что на Курбан-байрам можно приносить в жертву и курицу тоже? Нет. Каждый год казыи и улемы оповещают нас, во сколько нужно проводить праздничную молитву, в какие дни нужно произносить такбирные славословия ташрика, каков размер нисаба — все, что угодно, но только не то, что может накормить в разы больше людей, чем сейчас.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Для чего была сделана уступка этой древней религии, имевшей хождение в общесемитской среде?

Мало, кто знает, но Курбан-байрам — это доисламский праздник, который перешел в нашу религию от ветхозаветной традиции, восходящей еще к пророку Аврааму/Ибрахиму.

Вообще Коран упразднил многие суровые нормы этой древней традиции, как, например, предписание убивать за инакомыслие/вероотступничество или забивать насмерть камнями за грех прелюбодеяния. Но многие вещи были оставлены, в том числе и в обрядовой части. «Нет греха на том, — говорится в Коране про паломничество, — кто совершит обход (таваф) между холмами ас-Сафа и аль-Марва» (2:158). Подобные уступки религии (миллят) Ибрахима были сделаны не только в отношении церемоний хаджа и, соответственно, курбана, но и в целом в отношении тех обрядов, которые по итогу были сохранены и в исламе, став частью его традиции. То, что все ключевые исламские обряды имеют неисламское происхождение, отмечали, в частности, мусульманские толкователи Корана, поясняя смысл аята 2:124, где упомянуты предписания, коими Бог испытал Ибрахима. Эти предписания, включая хадж, пост, намаз, перешли из религии Ибрахима и в ислам.

Для чего была сделана уступка этой древней религии, имевшей хождение в общесемитской среде? По двум причинам. Во-первых, жесткая регламентация духовной жизни больше соответствовала менталитету людей, среди которых проповедовал Пророк и которые были не готовы принять принесенную им идею отрытой религии, строящуюся не на тотальном контроле человека и регулировании всех сторон его жизни, а на доверии ему. А во-вторых, во многих из древних обрядов сохранялся потенциал социальной пользы. А это вполне соответствовало духу новой религии. Это касалось и курбана.

Как известно, мясо жертвенных животных делится на три части: своей семье, на угощение друзьям и родственникам и на раздачу всем неимущим. Вообще данная триада есть выражение великой философии ислама. Ее смысл в том, что каждый человек должен мыслить себя тремя кругами: ближним, средним и дальним. Нельзя достичь совершенства, если ты печешься только о себе и своей семье, но забываешь про все человечество. Точно так же нельзя служить чужим людям в ущерб самым близким. Все должно быть в гармонии: один круг должен перетекать в другой, как в матрешке. В целом это правильная идея.

Проблема в другом. Изначальный смысл Курбан-байрама состоял в том, чтобы принести радость всем трем кругам. Раньше мясо было роскошью, и потому делиться и угощать им — самый настоящий праздник. Аналогичное предписание действует и в связи с Ураза-байрамом, когда раздается так называемая милостыня разговения (фитр садака) в виде натурального продукта: изюма, пшена, фиников и т. д.

Такие предписания возникали не просто так. В былые времена голод был главной проблемой людей. Однако сегодня все уже по-другому. Наличие еды — по крайней мере в развитых обществах — давно перестало быть в центре нашей озабоченности. Да, везде есть ужасно бедные люди, но даже они в крайнем случае могут сегодня найти себе еду в мусорных баках и на помойке. В древности же у нищих даже такой возможности не было: они голодали и умирали от голода в буквальном смысле этого слова, так как еда была в дефиците в принципе. Неудивительно, что в религии и возникло предписание делиться с ближними прежде всего едой: мясом на Курбан-байрам и сыпучими продуктами на Ураза-байрам.

Но вот что интересно. Когда в мусульманском государстве появились деньги, ученые ханафитского мазхаба приняли фетву, согласно которой фитр садака можно заменять на денежный эквивалент. Почему? Все очевидно. Потому что деньги, как писал Абу Юсуф, удовлетворяют потребности нуждающихся самым полным образом. Поэтому каждый год верующие раздают эту милостыню часто не натуральным продуктом, как это было во времена Пророка, а в виде денежных пожертвований. Согласитесь: это разумно.

Однако почему та же самая логика не распространяется и на мясо жертвенных животных? Абсолютно не ясно. Как так получилось, что до сих пор не принята фетва, разрешающая заменять курбан денежными выплатами или подарками, которые были бы актуальны для каждого круга его адресатов, — непонятно. Другими словами, курбан из инструмента помощи ближнему почти целиком превратился в самоцель. И запрет на принесение в жертву курицу лишь одна из граней этого, по сути, античеловеческого подхода.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Жертва может быть не только материальной

Если бы наших богословов заботила не сохранность доисламского обряда, а люди, то они указали бы нам и другое: жертва может быть не только материальной.

Судите сами. В нашу эпоху, пожалуй, главным ресурсом становятся знания. Так почему бы в связи с Курбан-байрамом специалистам своего дела не проводить бесплатные семинары, лекции, мастер-классы, тренинги для тех, кто еще не достиг в профессии больших вершин? В чем больше нуждаются люди современной эпохи: в мясе или в новых компетенциях? Особенно это актуально именно для бедных, ведь обучение их новым навыкам не что иное, как «удочка», которая навсегда может решить их материальные трудности, в отличие от единоразовой подачки в виде еды. Мы часто говорим, что ислам — религия науки и знания, а по факту у нас вся благотворительность сводится к пище, к какому-то культу желудка.

А почему бы в Курбан-байрам не проводить донорские акции по сбору крови? Жертвовать бараном легко, а ты пожертвуй ради ближнего самим собой. Вот это и будет отражать ту великую готовность к самопожертвованию, о которой и призван нам напомнить праздник Курбан-байрам. Словом, вариантов того, как древний обряд поставить на службу человеку, может быть множество. Было бы желание меняться к лучшему.

Однако мы, мусульмане, дико боимся перемен. А потом удивляемся, почему исламские страны самые отсталые в мире. Лишь нефть помогает некоторым из них подняться до приличного уровня, хотя в религии знаний нас должна поднимать не нефть, а живая мысль. Нефть скоро перестанет быть актуальной, а мысль будет востребована всегда.

Итак, если курбан есть доисламский обряд и его сохранение в исламе не более чем уступка религии Ибрахима, то каково, собственно, было отношение самого ислама к этому обряду? Об этом Бог в Коране говорит вполне недвусмысленно: «Не доходят до Бога ни мясо, ни кровь жертвенных животных. Но доходит до Него лишь ваша богобоязненность» (22:37).