Северокавказские мусульмане оказались в эпицентре громкого скандала. Они потребовали от властей запретить концерты известного эстрадного певца Филиппа Киркорова на всем Кавказе «Северокавказские мусульмане оказались в эпицентре громкого скандала. Они потребовали от властей запретить концерты известного эстрадного певца Филиппа Киркорова на всем Кавказе» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нас просто раздражает тот факт, что измываются над чувствами верующих»

Северокавказские мусульмане оказались в эпицентре громкого скандала. Они потребовали от властей запретить концерты известного эстрадного певца Филиппа Киркорова на всем Кавказе. Причиной требований мусульманского общества стало выступление поп-артиста на своем юбилее в Кремлевском дворце. Тогда Киркоров во время исполнения трека «Мария Магдалена» ходил по декоративному кресту, установленному на сцене. Лидер движения «Наш дом — город Грозный» Сайпуддин Гучигов заявил, что такое выступление является глумлением над символом христианства. «Нас просто раздражает тот факт, что измываются над чувствами верующих. Это делает не только Филипп Киркоров. Это стало уже в обиходе в нашем шоу-бизнесе», — отметил Гучигов. Он также добавил, что вместе с другими мусульманами уже обратился к губернатору и в минкульт Ставропольского края, чтобы больше не допустить проведения концертов артиста на Кавказе.

Сами православные, естественно, также не остались в стороне. Против концерта Киркорова выступила Пятигорская епархия. Святотатный номер, как пояснили в ее пресс-службе, вызвал осуждение верующих. «Мы не можем ничего запрещать, но официально заявляем, что не рады предстоящему шоу, и призываем верующих людей и тех, кто с уважением относится к своей религиозной традиции, проигнорировать представление, на котором может повториться кощунство», — отметили в епархии.

В итоге концерт Киркорова в Пятигорске, запланированный на 19 июня, отменили.

На критику артист ответил словами о том, что похожая ситуация произошла и с певицей Мадонной, которая во время одного из концертов «распяла» себя на большом сверкающем кресте. При этом певец уверен: устроенная травля — не что иное, как результат его недавних высказываний о бывшей супруге Алле Пугачевой, недавно покинувшей страну вместе с мужем Максимом Галкиным. «До моего выступления в защиту Аллы и Максима, — отметил артист, — этот крест никого не волновал. Ее (Мадонну — прим. авт.) за такой же крест вообще отлучили от католической церкви. Теперь зовут обратно, но она сама уже не хочет».

Рустам Батров: «Пожалуй, самое трогательное во всей этой истории — участие мусульман, вступившихся за святыню христианства. Это красивый жест. Это акт солидарности с людьми, разделяющими сходные духовные ценности» Рустам Батров: «Пожалуй, самое трогательное во всей этой истории — участие мусульман, вступившихся за святыню христианства. Это красивый жест. Это акт солидарности с людьми, разделяющими сходные духовные ценности» Фото: «БИЗНЕС Online»

Это красивый жест

Пожалуй, самое трогательное во всей этой истории — участие мусульман, вступившихся за святыню христианства. Это красивый жест. Это акт солидарности с людьми, разделяющими сходные духовные ценности.

Гучигов так пояснил свое возмущение: «Мы мусульмане, и верующих людей возмущает то, что эти пляски на кресте никто не запретил. Вдруг подумалось: а что бы было, если бы этот „артист“ замахнулся на святыни ислама?.. Уверен, что последствия были бы печальными. Все мы помним события, произошедшие во Франции, когда Charlie Hebdo опубликовал карикатуры на пророка Мухаммада (мир ему) и как православный мир поддержал мусульман и представители православного мира приехали в город Грозный на протестный митинг. И сегодня мы, общественные деятели Чеченской Республики, поддерживаем православных братьев и считаем, что такие, как Филипп Киркоров, не имеют права посещать с концертами благословенный Кавказ, где тесно и мирно переплетаются сотни культур и где мусульманский мир мирно сосуществует и процветает с православным миром. И вот такие отдельные личности измываются над святынями единобожия».

Такой позиции придерживаются не только мусульманские общественники, но и представители официальных структур ислама. В духовном управлении мусульман Ставропольского края, куда я обратился за разъяснениями, отметили, что полностью поддерживают возмущение православных скандальным номером Киркорова. «А почему бы нам не поддержать? — сказал мне заместитель муфтия Ставропольского края Закир Шарыпов. — Библия — Слово Божие. Мусульмане не потерпят, если кто-то будет, например, рвать Библию, ведь она хоть и была изменена, но в целом является Книгой от Аллаха. Над ней издеваться нельзя. Так же и крест — это символ христиан. А Аллах в Коране говорит: „Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха“ (6:108)». Религиозный деятель при этом напомнил, что первая хиджра (т. е. переселение мусульман времен Пророка, спасавшихся от гонений мекканских язычников) была совершена в христианскую Эфиопию. «Когда-то христиане поддержали нас, поддержали Пророка, и мы имеем полное право поддержать христиан», — заключил Шарыпов.

Здесь, кстати, можно добавить, что существует предание, которое приводит средневековый мусульманский историк Абу аль-Валид аль-Азракы (умер в 854 году) в своем труде «Повествования о Мекке» (Ахбар Макка) о том, что Пророк Мухаммад, когда очищал Каабу от языческих идолов, повелев уничтожить также и все изображения, имевшиеся на стенах внутри нее, сделал единственное исключение в отношении образа Девы Марии и Иисуса Христа. Так что у уважительного отношения мусульман к святыням и символам христианства имеются глубокие теологические корни.

Концерт — это закрытое мероприятие, на которое попадают лишь те, кто купил билет. Киркоров ни на чье личное пространство не посягал. Он собрал людей, разделяющих его ценности, тех, кому близко его творчество, в отдельном зале «Концерт — это закрытое мероприятие, на которое попадают лишь те, кто купил билет. Киркоров ни на чье личное пространство не посягал. Он собрал людей, разделяющих его ценности, тех, кому близко его творчество, в отдельном зале» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи!»

Как бы ни была прекрасна солидарность мусульман и православных, само стремление верующих контролировать жизнь светских людей у меня не вызывает большого восторга. Любые попытки «запрещать и не пущать» в конечном итоге бумерангом бьют по тем, кто инициирует подобные запреты, ведь джинна запрета и несвободы, раз выпущенного из бутылки, обратно затолкнуть уже сложно: он будет постепенно подминать под себя все общество, что, собственно, сегодня и происходит в России.

Концерт — это закрытое мероприятие, на которое попадают лишь те, кто купил билет. Еще можно понять возмущение верующих, когда неприемлемое для них творчество им навязывают, бесцеремонно вторгнувшись на их территорию, как это было, например, с провокацией Pussy Riot в стенах храма Христа Спасителя в Москве или клипом Резеды Ганиуллиной, в полуголом виде спевшей во дворе Белой мечети в Болгаре. Однако в данном случае Киркоров ни на чье личное пространство не посягал. Он собрал людей, разделяющих его ценности, тех, кому близко его творчество, в отдельном зале. Желание же навязывать посетителям шоу свое виденье нравственных норм и духовности, на мой взгляд, не красит верующих. Мусульмане и православные сами ведут себя здесь в определенном смысле как Pussy Riot.

Перестанут ли вследствие этого поклонники Киркорова любить его творчество? Вряд ли. Но совершенно очевидно, что подобным поведением верующие отталкивают современных людей от веры и религии как таковой. Они формируют в обществе устойчивый образ верующих как людей, которые вечно всем недовольны, постоянно портят людям досуг и все на свете хотят запретить. Назвать такой образ притягательным сложно. Другими словами, верующие, борясь за ценности веры, на самом деле оказывают ей медвежью услугу. Они создают религии самую настоящую антирекламу, настраивают людей и против себя, и против веры как таковой.

Запреты, адресованные не себе, но другим — частая история в жизни российских верующих.Так, казанские мусульмане активно выступали за запрет проведения в столице Татарстана ежегодного рок-фестиваля «Сотворение мира», созданного известным рок-исполнителем Андреем Макаревичем. В 2012 году фестиваль в итоге перенесли в Пермь. Выиграла от этого Казань? Нет. Мы не только упустили мощный магнит в контексте событийного туризма, но и потеряли интересную нотку в многогранной палитре нашего города, в котором чувствовать себя комфортно должны все, а не только богомольцы. Мы сделали шаг в сторону условной Чечни. Мусульмане в данном случае не создали ничего, кроме неприязни в адрес ислама.

Верующие не понимают и другой простой мысли. Когда артисты используют в своем творчестве религиозные темы, они на самом деле рекламируют и продвигают религию как таковую в широкие массы. Но верующие брызжут негативом даже тогда, когда нет никаких провокаций против веры. Достаточно вспомнить прекрасного казанского стендап-комика, сооснователя Standup Club Kazan Артура Шамгунова. У него была шутка о мусульманском посте. Вся ее суть сводилась к тому, что пост в исламе строже, чем в христианстве. Мусульмане по этому поводу сильно негодовали. А ведь на самом деле Шамгунов и на мизерную толику не выступил против ислама. Наоборот, он транслировал мысль, что ураза — часть обычаев и традиций татарского народа, т. е. он де-факто работал на упрочнение ее позиций в массовом сознании татар. За такой пиар, вообще-то говоря, публичным людям принято приплачивать. А у нас богомольники могут только хейтить и бросаться оскорблениями.

Невозможно, да и не нужно, людей других взглядов силком заталкивать в свое понимание духовности. Тот, кто активно озабочен «бездуховностью» других людей, на самом деле не занимается самим собой. Только и всего. Именно отсюда и проистекает это неугомонное желание строить других под свое виденье мира. Истинно же верующие выбирают иной путь. О нем прекрасно сказал преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи!» И раз уж некоторые мусульмане так озабочены святостью христианского креста, то им было бы нелишне хотя бы иногда интересоваться и тем, чему, собственно, учили людей великие праведники христианства, не просто почитавшие святыню, но и понимавшие смыслы, которая она несет миру.