Идеал открытой религии никуда не делся. Просто нужно вспомнить то, в чем состояло собственное послание Корана человечеству Фото: «БИЗНЕС Online»

«Вы не обрели имана, говорите: «Мы следуем исламу». Иман еще не вошел в ваши сердца»

Для многих людей, в том числе и мусульман, ислам представляется крайне жесткой религией. Религией ригоризма, абьюза и насилия. Отговорка самих мусульман о том, что, дескать, «ислам идеален, а мусульмане нет» здесь не работает. Не в мусульманах, а именно в доктрине ислама мы находим, скажем, требование преследовать человека за отказ исполнять намаз или шариатские нормы, предписывающие забивать насмерть камнями грешников. На неверное понимание толкователями такие вещи не спишешь. В чем же тут дело?

Мало кто осознает, но под знаменем нашей религии на самом деле сокрыто как бы две религии, точнее два типа религиозности. Они обозначены в Коране как иман и ислам. Широкой общественности в глаза чаще бросается второе, а первое зачастую остается в тени. Отсюда и такой перекос в восприятии.

Ислам (не в значении мусульманской религии, а в узком терминологическом смысле) — религиозность старого типа, продолжение традиций, идущих с незапамятных ветхозаветных времен. Здесь каждый шаг человека зарегулирован и зарегламентирован. Здесь царит суровый закон, который призван сдерживать зверя, живущего внутри дикого человека. Этот тип религиозности нужен был незрелым личностям, которые не умели самостоятельно выстраивать свою нравственную жизнь. Только внешний контроль и принуждение могли хоть как-то на них повлиять. Поэтому ислам — пространство запретов и предписаний. Именно на этом смысловом каркасе вырастает идея так называемых столпов ислама — обязанностей, за отрицание которых человек объявляется отступником и подвергается смертной казни, а за простое неисполнение — уголовному преследованию (например, за отказ добровольно исполнять намаз — тюремный срок или даже казнь).

Коран ниспосылался в среде дикарей, которые живьем закапывали собственных детей, и был вынужден учитывать их менталитет. Он приучал их к духовности, но в одночасье отбросить их варварство было невозможно. При этом нужно понимать, что суровые нормы Закона и в целом детализированные религиозные предписания не были инициированы Кораном. Они пришли в шариат из древности. Коран лишь фиксирует эти нормы, смягчает их, а в ряде случаев и вовсе отменяет. Сам же Коран инициирует другое. Он провозглашает новый тип религиозности — иман (букв. «вера»).

Иман — идея духовности, апеллирующая уже к зрелым личностям, которым не нужны внешние подпорки, чтобы быть нравственными и порядочными. Этот тип религиозности строится на доверии человеку, которому дарован разум, и потому он вполне самостоятельно и без подсказок свыше сможет разобраться в том, что есть хорошо, а что плохо. Вот почему Бог с приходом Мухаммада, «печати пророков» (33:40), завершает эпоху Откровения. Люди больше не малые дети, которым все нужно разжевывать. Человечество вступает в этап взросления.

Именно на такой парадигме строится иман. Обязанности и запреты в его контексте излишни. Веруйте и творите добро — таков посыл коранического имана. По сути, иман просто нравственность, человечность. Иман — это убрать камень с дороги, учил Пророк, и быть скромным. У имана десятки ветвей, наставлял он в другом хадисе, однако в чем они состоят, Пророк не разъяснял: человек сам в этом прекрасно разберется.

Данный открытый тип религиозности отражен во многих аятах Священного Корана. Например, читаем: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Бога, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, творил молитву, раздавал милостыню, соблюдал договоры после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177). Стоит обратить внимание, что здесь основной акцент сделан не на зацикленности человека на себе, как многие по старинке понимают религиозную практику и личное спасение, а на социальной значимости благочестия.

Вполне недвусмысленно различие между иманом и исламом Бог проводит в знаменитом аяте о диких бедуинах. Читаем: «Арабы сказали: «Мы обрели иман». Скажи: «Вы не обрели имана, говорите: «Мы следуем исламу». Иман еще не вошел в ваши сердца» (49:14).

Нужно понимать, что суровые нормы Закона и в целом детализированные религиозные предписания не были инициированы Кораном. Они пришли в шариат из древности. Коран лишь фиксирует эти нормы, смягчает их, а в ряде случаев и вовсе отменяет Фото: «БИЗНЕС Online»

Идея открытой религии, провозглашенная Кораном, ушла в тень

Идея открытой религии тяжело давалась носителям средневековой ментальности. Им было трудно понять, что величие нашей религии заключается не в том, что она регулирует и контролирует каждый шаг человека, а как раз таки в том, что она этого не делает. После смерти Пророка традиционная ментальность начинает отвоевывать утраченные позиции. Ислам идет в атаку на иман и в конечном итоге подминает его под себя.

Эта идеологическая борьба, в частности, хорошо видна на примере сборника хадисов имама аль-Бухари.

Вторая ее глава называется «Об имане», т. е. о вере. Казалось бы, в главе с таким названием должны быть помещены хадисы о вере в единого Бога, пророков, священные книги, ангелов, Судный день и т. п. Однако ничего этого нет. Глава об имане вовсе не раскрывает вероучительных положений нашей религии, как можно было бы ожидать исходя из названия. Ее цель состоит совсем в другом: доказать, что иман и ислам суть одно и то же. Именно этому и посвящены помещенные в нее хадисы. Среди них мы находим даже известный хадис о том, что «ислам строится на пяти [столпах]», что крайне странно, ведь согласно хадису Джибриля, иман и ислам — две совершенно разные сферы духовной жизни, легшие в основу двух самостоятельных дисциплин, позднее обозначенных как акыда (вероучение) и фикх (каноническое право), и по логике вещей хадисы о них должны быть помещены в разные главы.

Другими словами, аль-Бухари целенаправленно спаивал иман с исламом, первое растворял во втором, т. е. занимался демонтажом идеи открытой религии.

Это его участие в глобальной фальсификации коранических терминов не прошло незамеченным. Вот что писал в комментарии к «Сахиху» аль-Бухари ханбалитский богослов Ибн Раджаб: «Мухаммад ибн Наср аль-Маруази и аль-Бухари считали, что нет разницы между исламом и иманом и что если исчезнет одно, то исчезнет и другое. И это же мнение выбрал Ибн ‘Абдуль-Барр и сказал, что так считало большинство приверженцев Сунны из числа сторонников Малика, аш-Шафи’и и Дауда». И далее: «Заявление Ибн Насра и Ибн ‘Абдуль-Барра о том, что большинство считало ислам и иман одним и тем же, неправильно! Более того, было сказано, что саляфы не передавали ничего, кроме того, что ислам и иман — это разные вещи!»

Борьбу с открытой религией активно поддерживали халифы, что неудивительно: подданные, воспитанные в духе полной покорности (а именно так переводится слово «ислам») правителям всегда были милее. Аль-Бухари в самом начале главы об имане открыто пишет о желании власть предержащих пересмотреть данное понятие, низведя его до былой жесткой и детальной нормативности, до религиозности по типу ислама. Читаем: «Умар ибн ’Абдульазиз (халиф династии Омейядов — прим. авт.] написал ‘Адию ибн ‘Ади: „Поистине, у имана (веры) есть формальные обязанности (фараид), юридические законоположения (шараи), уголовные нормы (худуд) и сложившиеся практики (сунан). Кто все это реализует в полноте, тот и обладает полным иманом, а кто не реализует это в полноте, тот полного имана не имеет. Коли мне еще суждено будет жить, я вам это втолкую, дабы вы действовали согласно этому, а коли умру, то у меня и нет желания находиться в вашем обществе“».

Стоит ли после этого удивляться, что идея открытой религии, провозглашенная Кораном, ушла в тень, а на авансцену духовной жизни мусульман вышел старый тип религиозности, основанный на жесткости и тотальном контроле человека?

Идея пяти столпов ислама, отсутствующая в Коране, была сформулирована для грубых и неотесанных бедуинов

Сам Пророк очень четко различал тех, кто следует новому типу религиозности и тех, кто живет по старинке, т. е. является не му`мином — верующим, а всего лишь муслимом — мусульманином.

В сборнике хадисов Муслима мы находим историю, переданную со слов Са`да ибн Абу-Ваккаса, в которой это деление обозначено вполне четко. «Божий посланник оделил подарками группу людей, — рассказывает Са`да ибн Абу-Ваккас, — при этом он ничего не дал одному человеку, который нравился мне больше всех из них, и я спросил: „О Посланник Аллаха, почему ты так отнесся к такому-то? Клянусь Аллахом, я считаю, что он верующий (следующий иману)!“ Он сказал: „Или мусульманин (следующий исламу)“».

О том, что ислам (в узком смысле слова) предназначен именно для темных людей, хорошо показал имам Муслим. В своем сборнике «Сахих» он приводит целое множество хадисов, в которых выражается одна и та же мысль: идея пяти столпов ислама, отсутствующая в Коране, была сформулирована для грубых и неотесанных бедуинов. Именно в ответ на их запросы Пророк говорил об этом.

Сегодня «бедуины» вытеснили му`минов с авансцены ислама (в широком смысле). Поэтому наша религия многим и кажется примитивной и ригористской. Однако это дело поправимое. Идеал открытой религии никуда не делся. Просто нужно вспомнить то, в чем состояло собственное послание Корана человечеству.