Сборная Германии по спортивной гимнастике выступила на токийской Олимпиаде в закрытых комбинезонах, отвергнув традиционные открытые купальники Сборная Германии по спортивной гимнастике выступила на токийской Олимпиаде в закрытых комбинезонах, отвергнув традиционные открытые купальники (на фото: Сара Восс (слева), Полин Шефер, Элизабет Зейтц и Ким Буй) Фото:  © Marijan Murat/dpa/ www.globallookpress.com

«Мы всегда можем свободно решать, хотим ли надеть купальник или закрытый комбинезон»

Сборная Германии по спортивной гимнастике выступила на токийской Олимпиаде в закрытых комбинезонах, отвергнув традиционные открытые купальники. Строгую форму олимпийцы надевали и раньше, но впервые подобное случилось именно в спортивной гимнастике. И впервые отказ от оголения тела был сделан в большом спорте не по религиозной мотивации, а в знак протеста против сексуализации спорта.

Костюмы, закрывающие ноги, не запрещены правилами многих спортивных федераций, однако до сегодняшнего дня к этому прибегали только спортсменки из мусульманских стран. Такое право они получили еще в 1993 году и в 1996-м впервые воспользовались им на Олимпийских играх в Атланте. Однако среди костюмов гимнасток все же преобладал купальник. При этом если за последние годы в художественной гимнастике костюмы изменились — спортсменкам разрешили выступать не только в купальниках, но и в коротких юбках и платьях, то костюмы в спортивной гимнастике остаются неизменными на протяжении многих десятилетий.

В немецкой команде отмечают, что гимнасткам психологически некомфортно выступать в обнажающих тело купальниках, но многие просто боятся об этом заявить. Кроме того, бытует мнение, что спортсменкам в закрытой форме занижают оценки. Мотивируя свое решение, немецкая гимнастка Сара Восс отметила, что такая форма может обнажать интимные зоны и доставлять неудобства во время менструального цикла. Это она подчеркнула отдельно. Вместе с тем немецкая спортсменка не предлагает всем следовать ее примеру, а настаивает лишь на том, что каждая спортсменка имеет право сама решать, в каком костюме ей удобнее выступать. «У тебя бывает такое чувство, что купальник сползает с места, и этот момент могут поймать камеры или фотографы. Мы всегда можем свободно решать, хотим ли надеть купальник или закрытый комбинезон», — сказала Восс.

За право выступать в более закрытой форме борется также норвежская женская сборная по пляжному гандболу. Она неоднократно обращалась в международную федерацию гандбола с просьбой разрешить выходить на соревнования не в плавках-бикини, а в шортиках, однако неизменно получала отказ. Все дело в том, что для спортивных чиновников оголенные попы гандболисток крайне важны, т. к. повышают просмотры матчей (это не шутка). В итоге на чемпионате Европы, который прошел накануне токийской Олимпиады, норвежские пляжные гандболистки весь турнир провели в разрешенной экипировке, а вот на матч за третье место вышли в шортах, рассудив, что тут-то их уже никто не дисквалифицирует. За отказ показывать интимные места сборную наказали штрафом. В ответ президент федерации гандбола Норвегии Каре Гейр Лио заявил, что штраф будет уплачен, но борьба не остановится.

В марте 2021 года в Швейцарии состоялся референдум, на котором была одобрена законодательная инициатива по запрету закрывать лицо в общественных местахФото: © MANUEL GEISSER via www.imago-ima/www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

Кто носит хиджаб, скажем, у нас в России?

По сути, спортсменки из Европы заявили миру о том, о чем мусульманки, носящие хиджаб, говорят уже давно: каждая женщина имеет право на приватность тела и не обязана выставлять свои красоты на всеобщее обозрение. Потребность в подобной самозащите сегодня возникает от того, что в современном западном и прозападном обществе женщин часто лишают права на природную стыдливость в публичном пространстве. Лишь всеобщее право на бесстыдство в наши дни остается неприкосновенным. Его лощеные церберы новой этики берегут от любых посягательств и инакомыслия свято и люто.

Против женщин, которые не согласны сделать свою привлекательность всеобщим достоянием, в западных странах разворачивается самая настоящая травля. Эта агрессия получает даже законодательную поддержку. Так, например, в марте 2021 года в Швейцарии состоялся референдум, на котором была одобрена законодательная инициатива по запрету закрывать лицо в общественных местах. Отныне одежда консервативных мусульманок, скрывающая лицо, то есть никаб, там вне закона. При этом, само собой, подобный запрет не коснулся медицинских масок. Любопытно, что, как отмечают эксперты, во всей Швейцарии никаб носят лишь около 30 женщин. На столь ничтожное число, которое в сотни или даже тысячи раз меньше статистической погрешности, казалось бы, можно и закрыть глаза. Ну живут люди со своими, быть может и диковинными, но, в сущности, никому не мешающими принципами, ну и пусть себе живут. Но нет! Ни одна женщина не должна вообразить, что ее красота принадлежит только ей самой и мужу. И вот ради этой маленькой группки противники инаковости другого, в данном случае исламофобы, не поленились организовать целый референдум и потратить на его проведение немалые суммы. К слову, в Швейцарии через референдум также запретили в свое время и строительство минаретов.

Женщин, которые выступают против публичности своего тела, самым беспощадным образом третируют в СМИ. Против них развернута целая пропагандистская машина. Ее рупоры, т. е. сторонники женского оголения, нам внушают мысль, что хиджаб — символ забитости и патриархального притеснения, порабощения и угнетения личности.

Подобные утверждения если в чем-то и справедливы, то только в отношении непосредственно традиционалистских мусульманских обществ, где женщины действительно порой носят длинные платья и платки против своей воли. Но и там женщины по большей части воспринимают такую одежду как вполне естественную и отвечающую их собственным потребностям. Однако когда мы говорим о неисламских странах, включаю Россию, то здесь подобная пропаганда совершенно неоправданна.

Кто носит хиджаб, скажем, у нас в России? По большому счету это постсоветские неофиты (к которым следует отнести не только русских, но в том числе и этнических мусульман), то есть люди, которые пришли к исламу сами, осознанно, а не под чьим-то принуждением. При этом российские мусульманки, надевшие хиджаб, часто сталкиваются с непониманием и даже давлением близких, родственников, с трудностями в учебе, проблемами при трудоустройстве и на работе. В Татарстане, как условно мусульманском регионе, таких ситуаций, особенно в последние годы, становится все меньше, а вот в других субъектах страны практикующим мусульманкам и по сей день приходится пить из бездонной чаши долготерпения.

Носить хиджаб в условиях ксенофобии непросто. Для этого требуется характер и выдержка. Поэтому ни о какой забитости тут речи быть не может. Напротив, здесь речь идет о сильных, волевых людях, способных пойти обществу наперекор и бросить вызов его доминирующей системе ценностей. Хиджаб в урбанизированных обществах носят не гульчатаи, которые боятся открыть лицо, и не зулейхи, которым надо открыть глаза, а самые настоящие бойцы и борцы за свои права и достоинство, если хотите, активистки исламского феминизма. Феминизма в том смысле, что женщины, сделавшие хиджаб осознанным выбором, выступают тем самым против сексистско-потребительских установок общества, навязывающих им унизительную роль кукол барби и марионеток индустрии красоты, и заявляют о своем праве быть личностью, профессионалом, человеком — в общем, о своей самоценности вне привязки к формам тела, которыми мужчины так желают их мерить.

Протесты европейских спортсменок в этом смысле можно рассматривать как акт солидарности если не с исламом, то с идеей, которая лежит в основе мусульманского хиджаба, — правом на уважение, которого женщины достойны и без сексуального подтекста. В самом деле, пора уже признать, что такое уважение и свобода личности должны быть у всех без исключения, а не только у представителей ЛГБТ-сообщества и прочих протеже новой этики.

Необоснованную агрессию в связи с хиджабом проявляют не только исламофобы, но и сами мусульмане Необоснованную агрессию в связи с хиджабом проявляют не только исламофобы, но и сами мусульмане Фото:  © Anke Waelischmiller/SVEN SIMON/ www.globallookpress.com

Агрессия, с какой бы стороны — от исламофобов или мусульман — она ни исходила, это всегда зло

Впрочем, необоснованную агрессию в связи с хиджабом проявляют не только исламофобы, но и сами мусульмане. Стоит какой-нибудь мусульманке отказаться от платка и длинных платьев или даже вовсе не надевать их, то на нее религиозные ригористы тотчас спускают всех собак, будто хиджаб то единственное, ради чего стоит жить и будто без него не бывает благочестия и ислама. Хиджаб в представлении отдельных мусульман и мусульманок превратился в самоцель.

При этом если открыть книги по исламскому праву, то мы увидим, что шариат даже самого консервативного толка не разделяет такого подхода. Исламский закон весьма суров к самым разным моральным проступкам, предусматривая за них те или иные виды наказания. Так, например, употребление алкоголя карается хаддом в виде 80 (40) палок по спине, оставление намаза — дисциплинарным наказанием ат-тазир на усмотрение шариатского судьи (например, тюрьмой), нарушение поста в месяц Рамадан каффарой, т. е. искупительной епитимьей. А вот за отказ носить хиджаб шариат (что у салафитов, что у традиционалистов) не предусматривает абсолютно никакого наказания, ибо не криминализирует такое поведение, т. е. не рассматривает его как нарушение исламских устоев. На этот факт полезно обратить вниманием всем тем псевдосвятошам, которые сегодня сыплют нескончаемые проклятия на непокрытые волосы мусульманских девушек, и всем тем исламским интернет-хейтерам, которые оставляют гневные комментарии под их якобы развратными фотографиями в соцсетях.

Неслучаен и тот факт, что Коран весьма обтекаемо формулирует предписания касательно целомудренности одежды мусульманок. Да, под прожектором целенаправленного филологического толкования там можно разглядеть намек на хиджаб, но без стремления выдать желаемое за действительное там имеется в виду просто приличная одежда. Впрочем, не будем погружать читателя в эти герменевтические разборки. Как правило, в такого рода дискуссиях каждый остается при своем мнении. Аргумента, что согласно традиционному (а отнюдь не реформаторскому!) шариату в отказе от хиджаба нет никакого нарушения норм ислама, вполне достаточно.

Агрессия, с какой бы стороны — от исламофобов или мусульман — она ни исходила, это всегда зло. Мы должны научиться принимать инаковость другого и все вместе строить общество плюральности. И потому смелый поступок немецких и швейцарских спортсменок мы вправе записать золотыми чернилами на скрижалях нашей благодарности.