«Совершенно беспрецедентная для российской индустрии халяль судебная история завершилась буквально на днях. Поставлена окончательная, уже финансовая, точка в претензиях сертифицирующей структуры совета муфтиев России к ООО «Международный сертификационный центр «Халяль»

Суд обязал ответчика рассчитаться рублем

Совершенно беспрецедентная для российской индустрии халяль судебная история завершилась буквально на днях. Поставлена окончательная, уже финансовая, точка в претензиях сертифицирующей структуры совета муфтиев России к ООО «Международный сертификационный центр „Халяль“». Последнее почти слово в слово скопировало фирменное название истца. В результате, как установил суд, наименования двух организаций «имеют сходство до степени смешения», что «может вводить в заблуждение потребителей оказываемых ими аналогичных услуг». За плагиат нейминга суд, завершившийся во всех инстанциях, обязал ответчика рассчитаться рублем. Этим дело не ограничилось. Ответчику пришлось полностью сменить личину. Теперь он выступает под вывеской ООО «Интернейшенл Халал Сертификейшен Сентр».

Судебный запрет на имитацию чужого названия — лишь один из эпизодов в скандальной деятельности сертификатора, созданного в Ульяновске и позднее перекочевавшего в Подмосковье. Еще раньше данная контора братьев Марата и Рушана Курамшиных (первый — учредитель и директор, второй — фактический соруководитель) попала в другой скандал. Она зарегистрировала в Росстандарте знак соответствия собственной системы добровольной сертификации. Знак соответствия, грубо говоря, — это та наклейка со словом «халяль» и мусульманским полумесяцем, которую вы видите на халяльной продукции в магазинах. Так вот, этот знак указывал, что сертифицирующая фирма братьев Курамшиных была создана ни много ни мало при центральном духовном управлении мусульман России (муфтий Талгат Таджуддин), при этом визуально знак очень уж напоминал знак соответствия ни много ни мало совета муфтиев России (муфтий Равиль Гайнутдин). Проще говоря, Курамшины хотели погреться в лучах славы сразу двух авторитетнейших исламских организаций страны (конечно же, зарабатывая на их авторитете копеечку себе в карман).

Исламских лидеров такое поведение, естественно, возмутило. В Росстандарт было направлено соответствующее письмо. В результате Курамшиным в 2019 году пришлось отказаться от прежнего знака и зарегистрировать новый, в котором исчезло упоминание ЦДУМ России и который визуально уже не напоминал знак соответствия СМР.

Тянется столь устойчивый шлейф скандалов и разоблачений

Наши герои умудрились наследить и в Казани. В том же году, когда они перерисовывали свой знак соответствия, хорошо известный в республике мусульманский деятель Рафик Мухаметшин направил в Росстандарт письмо с настойчивой просьбой исключить организацию братьев Курамшиных из проектного технического комитета «Продукция и услуги халяль». Данный комитет объединяет представителей халяльной отрасли со всей России и занимается разработкой ГОСТов в сфере халяль. Чем именно Курамшины задели Мухаметшина, осталось за кадром. Но, зная Рафика-абыя как человека совершенно бесконфликтного и, если позволите, панически боящегося любых скандалов, надо полагать, что причина имелась весьма серьезная, раз он пошел на такой шаг. Из официальных документов известно лишь, что речь шла о «совершении действий, дискредитирующих идеи и цели национальной стандартизации в области производства и оказания услуг халяль». Воззвание Мухаметшина было услышано, и в июле 2019-го братьев Курамшиных попросили на выход.

Хотя в российской индустрии халяль случалось всякое, еще никогда прежде ей не приходилось сталкиваться с дельцами, за которыми тянется столь устойчивый шлейф скандалов и разоблачений. Перед нами словно реинкарнация героев бессмертного романа Ильфа и Петрова «12 стульев», с той лишь разницей, что новое воплощение Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова вызывает не улыбку, а грусть. Однако самое интригующее — впереди. Похоже, что теперь наши герои всерьез нацелились найти свой заветный стул в Татарстане, ведь многие думают, что здесь зарыта та самая золотая жила, которая их обогатит.

Что же за компания такая World Halal Trust?

Околохаляльная бизнес-активность братьев Курамшиных уже попадала в поле зрения вашего покорного слуги. Еще до их изгнания из технического комитета Росстандарта в статье «На российском рынке появились новые халяль-аферисты?» я указывал на целый ряд сомнительных аспектов в деятельности этих дельцов: от отсутствия декларируемого офиса до всевозможных заявлений, не соответствующих действительности. К сказанному можно лишь добавить, что за два с половиной года, прошедших с момента публикации статьи, справочно-аналитические ресурсы, специализирующиеся на предоставлении информации по юридическим лицам, накопили некоторые факты о фирме Курамшиных. Теперь, опираясь на данные ФНС, мы можем взглянуть на их контору уже изнутри. Так, в частности, выясняется, что в ее штате числится лишь один-единственный сотрудник (а именно: Марат Курамшин — учредитель и руководитель в одном лице) с бутафорской среднегодовой зарплатой в районе 23,1 тыс. рублей в месяц, что, впрочем, не помешало фирме иметь выручку в 2019 году в объеме 7,2 млн рублей и в 2020-м — в объеме 9,5 млн рублей. Эти и другие факторы вынудили портал «За честный бизнес» оценить рейтинг организации как «низкий», а уровень риска как «высокий».

Каково же было мое удивление встретить старого знакомого с подобными рейтингом в компании не кого-нибудь, а руководителя агентства инвестиционного развития РТ Талии Минуллиной. Листая в конце прошлой недели ленту «Инстаграма», я наткнулся на сообщение  пресс-службы АИР РТ: «Сегодня утром руководитель агентства инвестиционного развития Талия Минуллина провела встречу с представителями компании World Halal Trust. Совещание проходило под эгидой подготовки к предстоящему международному экономическому саммиту „Россия — Исламский мир: KazanSummit“. World Halal Trust предоставляет услуги сертификации халяль-продукции, занимается расширением географии рынка своих клиентов в области продвижения халяль-лайфстайла». А рядом фото, где среди других участников встречи присутствует и наш герой Марат Курамшин собственной персоной, словно хамелеон, меняющий обличье в виде названия своей фирмы и знака соответствия.

Что же за компания такая World Halal Trust и какое отношение имеет к ней Курамшин? Выяснить это не составляет ровным счетом никакого труда. Все данные по юрлицам имеются в открытом доступе. Пару кликов мышкой, и читаем, что ООО «Ворлд халал траст» было создано лишь полтора месяца назад (25.05.2021), а ее учредителями выступают два человека: Фаррух Азимов (51%) и, собственно, Марат Курамшин (49%). Более того, ООО «Ворлд халал траст» и уже известное нам ООО «Интернейшенл Халал Сертификейшен Сентр» (в прошлом — ООО «Международный сертификационный центр „Халяль“») зарегистрированы по одному и тому же адресу: Московская область, город Королев, проспект Космонавтов, 20а, помещение 471. Круг замкнулся.

Азимов — тоже любопытный деятель, достойный отдельного расследования. Предварительно могу лишь сказать, что у профессионального сообщества индустрии халяль к нему имеется немало вопросов и претензий. Впрочем, не будем растекаться мыслью по древу. Нам и Курамшина достаточно с лихвой.

Что же получается? Если верить пресс-службе АИР РТ, то к подготовке грядущего международного экономического саммита «Россия — Исламский мир: KazanSummit», который, к слову, пройдет 28–30 июля, причастен персонаж, имеющий, мягко говоря, не самую однозначную репутацию в халяльном кластере нашей страны. Хочется надеяться, что речь в данном случае идет об ошибке и недосмотре помощников Минуллиной, не удосужившихся проверить тех, кого допускают к уважаемой республиканской чиновнице, а не об осознанном решении. В противном случае Татарстан имеет все шансы получить новый скандальный эпизод в уже нашумевшем сиквеле «12 стульев псевдохаляль».

Фирмы «Рога и копыта», накопив хвост токсичности, легко скидывают шкурку

Вывод, который напрашивается, из истории Курамшиных, на мой взгляд, только один. Сертификацией халяль должны заниматься лишь надежные организации. Но как этого добиться? Единственный путь — выстроить (возможно, при участии государства) такую систему, при которой сертификацией халяль смогли бы заниматься исключительно структуры, действующие при муфтиятах.

Исламские организации, как ни крути, дорожат своим авторитетом, и самое главное — им некуда бежать. Их сотрудники тоже не застрахованы от ошибок, но ни один муфтият в случае халяль-скандала не может провести ребрендинг и тем самым укрыться в тень. А шарашкины конторы — могут. Муфтияты, допустившие косяк при сертификации, продолжают оставаться на лобном месте публичности, и потому им ничего не остается, как проводить работу над ошибками и повышать качество халяль-сертификации, чтобы впредь не приходилось краснеть. А фирмы «Рога и копыта», накопив хвост токсичности, легко скидывают шкурку, либо меняя свои названия, либо регистрируя новые организации. Увы, такое в России имеет место быть.

Указанное различие в общественном положении порождает еще одну проблему. Услуги муфтиятов, проводящих реальную, а не номинальную сертификацию, стоят всегда дороже псевдоуслуг шарашкиных контор, которые зачастую чуть ли не вслепую продают липовые сертификаты халяль. Естественно, многие бизнесмены (кто от алчности, кто от незнания тонкостей халяль-сертификации) ведутся на дешевизну. А страдаем мы, простые потребители, получая под видом халяль условную царицынскую колбасу, нашпигованную свининой.

Сегодня государство фактически самоустранилось от этой системной проблемы, мотивируя свою позицию тем, что не может вмешиваться в рынок свободной конкуренции, тем более когда речь заходит о религиозной сертификации. Однако, как мне представляется, проблема тут не в конкуренции, а в оскорблении чувств верующих. И государство в данном случае может и даже должно вмешаться. Если сертификацией халяль будут заниматься только централизованные исламские организации, то конкуренция сохранится, но возможность обмана российских граждан упадет в разы.

Право на халяль-сертификацию должно принадлежать исключительно муфтиятам еще и потому, что это справедливо. Именно религиозные деятели муфтиятов через просветительскую работу в значительной степени формируют у верующих потребность в халяльном образе жизни и соответствующий рынок товаров и услуг, актуализирующих по цепочке необходимость в сертифицирующих органах. Поэтому муфтияты и должны получать с этого дивиденды. А что сейчас? Из щелей алчности вылезают всевозможные бизнес-паразиты, которые на чужой поляне бессовестно «стригут купоны», а муфтияты вынуждены искать деньги на ремонт мечетей и содержание медресе. Может, подобный вопрос стоит поднять и на грядущем KazanSummit, дабы уже начать наконец-то двигаться в этом направлении?