Нации и граждане

Очевидно, нация, как социально-политическое явление - большая группа людей, объединенная едиными историческими, политическими экономическими культурными интересами, единым языком межнационального общения, отличается от такого социально-политического явления как «этнос» также, как и подпонятие «гражданин» от понятия «население».

Возьмем в качестве примера Францию. Очевидно, что «французы», как нация, это гораздо уже, чем например понятие «граждане Франции». По той причине, что гражданин Франции – араб, исповедующий ислам, совершенно не обязательно отождествляет себя с французской нацией, а может считать себя частью арабского мусульманского мира, то есть алжирцем, гражданином Франции. Причем гражданство в данной ситуации - это  сугубо регистрация в паспорте, определенной государственной принадлежности, дающая субъекту определенные очевидные преимущества.

Также понятно, что «француз», житель Квебека, носитель французского языка и культуры, но считающий себя гражданином Канады, подданным английской королевы и являющийся патриотом своей страны, очевидно, является частью французского этноса, но частью французской нации не является.

Так же, как и население Франции, не тождественно понятию французской нации, по той причине, что все население Франции, включает в себя и граждан, и гастарбайтеров всех мастей, проживающих на территории данного государства.

Гражданство просто определяет принадлежность индивида к тому или иному государственному образованию, но частью нации этого индивида делает долгий, исторически детерминированный процесс, формирующий его мировоззрение. То есть идеология, образование, экономический интерес, чувство защищенности.

Все это в итоге формирует чувство единения данного индивида со всеми прочими, принадлежащими к этой нации, и чувство патриотизма и преданности этой стране и своим соотечественникам. И в случае угрозы данному государственному образованию, нация в едином порыве встает на защиту этого государственного образования, его политических, культурных, экономических и религиозно-конфессиональных интересов.

Не навреди: опыт Российской империи

Но не всякий гражданин государства ощущает себя частью нации. Для того чтобы полиэтническое и поликонфессиональное государство реагировало как нация на различные внешние и внутренние угрозы, для этого режим должен проводить очень грамотную и осторожную национальную политику, поскольку основной принцип в политике, как и в политическом врачевании социальных недугов – не навреди.

Возьмем в качестве альтернативного примера Российскую империю. В процессе исторического развития здесь формировалась позитивная политика по поводу национально-этнического и конфессионального вопроса, которая в итоге привела к тому, что империя во многом сохранила весь тот калейдоскоп этнических и конфессиональных образований, который существовал со времен оно.

Начиная с XVI-го века, администрация проводила работу с мусульманскими религиозными деятелями, которые, ощущая государственную, в том числе и финансовую поддержку работали уже непосредственно с «электоратом» в плане воспитания в нем преданности по отношению к государству, царю и отечеству.

Постепенно в России сложилось такое положение, что жители империи, независимо, от своей национальной и религиозной принадлежности, воспринимали страну как собственную Родину и отождествляли себя частью нации. И в результате государство российское реагировало на внешнюю и внутреннюю угрозу как единая нация.

Причем наиболее ярко это проявилось в ее советской ипостаси, поскольку именно тогда она столкнулась с жесточайшей внешней угрозой. Хотелось бы подчеркнуть, что с 1928-32 гг. в Средней Азии проводилась жестокая политика разбасмачивания, которая столкнулась с резким антагонизмом коренного населения, а в 1941-ом году тех же басмачей взяли в армию, кого-то из лагерей, кого-то из кишлаков. И они дрались за эту страну, как за свою, не жалея ни себя ни противника. А женщин и  детей из охваченных войной регионов отправили в теплую и спокойную Среднюю Азию – Ташкент, как известно, город хлебный, и с ними там делились последним.

Ошибки, ведущие к террору

Возвращаясь к недавним событиям - терроризм это очень неприятная угроза. Тем более что это порождение индустриального века, поскольку террористический акт, это ничто иное, как соответствующим образом организованная пиар-акция. Понятно, что индустриальное государство характеризуется определенным качеством коммуникативных связей и как следствие возможностью быстро и широко осветить любое конкретное событие. Что во многом и породило терроризм в той форме, в какой он существует сейчас. К примеру, при социализме такой возможности не было и терроризм в таких широких и изуверских проявлениях, как сегодня, не существовал.

При этом, как показали парижские события, прав был Президент Чечни Рамзан Кадыров, когда предлагал определенным образом воздействовать на родственников людей, запятнавших себя террором, причем с применением репрессивного аппарата. Очень забавно сейчас выглядит вой, поднятый нашими правозащитниками по поводу двух «случайно» сгоревших домов в чеченской республике. Однако, как только теракт произошел во Франции, оказалось, что уничтожать дома родственников террористов, выселять их из страны, применять против них любые очень жесткие, мягко говоря, недемократические меры это правильно и демократично. И никто из правозащитников, как наших, так и европейских, по поводу данных предложений никак не возмущался, а наоборот воспринял их как должное, с большим энтузиазмом.

Понятно, что убивать людей это серьезнейшее преступление, за которое следует очень жестоко наказывать. Однако оскорблять значительное количество граждан государства во имя удовлетворения мелких сиюминутных амбиций небольшого количества журналистов и средств массовой информации никто не имеет права.

Слава Богу, в нашем государстве существует специальное законодательство, которое прямо запрещает оскорбление религиозных чувств россиян. Только хотелось бы, чтобы оно все-таки было ужесточено в отношении представителей именно средств массовой информации, которые будучи на острие идеологических и конфессиональных дискуссий должны чувствовать большую персональную ответственность перед народом, поскольку широкие народные массы – это стихия. И как любая стихия – торнадо, наводнение, смерч, она персонально виноватой быть не может.

Как работать с населением

Хотелось бы подчеркнуть, что в нашей стране сформировалось стойкая политическая традиция работы государства с религиозными деятелями. Если касаться ислама, то в советское время было очень правильно сделано, что религиозным адептом мог быть только тот, кто здесь родился, учился и вырос. Хочу подчеркнуть, учился именно в наших религиозных образовательных учреждениях и воспитывался именно нашими духовными наставниками, кроме всего прочего еще и в национально-патриотическом духе. Поэтому они, религиозные деятели всех рангов и конфессий, в массе своей были горячими патриотами этого государства.

И следует помнить, что в Чечне в борьбе с террористами погибли полицейские – такие же мусульмане, на Кавказе убили многих патриотически-настроенных имамов. И оскорблять их память карикатурами на пророка было бы не только вредно, но и недостойно. Нас, россиян, как нации.

Поэтому еще раз подчеркнем, что терроризм нужно выжигать каленым железом, причем именно государственными, репрессивными мерами, детерминированными законом, а господина  Ходорковского, который предложил напечатать эти карикатуры, следовало бы застрелить, как бешеного пса (метафора). Поскольку оскорблять наших сограждан, исповедующих ислам, а, тем более, являющихся горячими патриотами и отдающих за Россию жизнь никто не имеет права. При этом, если подобная политика будет проводиться государством и приобретет характер закона – спокойствия и мир в регионах населенных преимущественно мусульманами, будет гарантировано.

 Кстати, любой, кто видел эти карикатуры, подтвердит, что они для россиянина, довольно омерзительного содержания, независимо от конфессиональной принадлежности.

Любопытно, что французы, например Саркози, уже говорят, о том, что Франция должна сама работать со своими мусульманским адептами. А не оставлять это на откуп саудитам и катарцам. Однако по поводу оскорбления религиозных чувств мусульман дискуссия приобретает очевидный острый антиисламский характер. Россия прошла долгий путь как полинациональное и поликонфессиональное государство, еще с того момента, когда была Великой Монголией. Франции, как и в  целом в Европе, это еще предстоит. Я считаю, что им следовало бы многому у нас поучиться.

Реклама фобии

Вообще ситуация с исламским терроризмом и исламофобией в Европе довольно любопытна. Процесс, что очевидно, имеет ярко-выраженный рекламно-постановочный характер. Причем этот процесс, развивается в Европе довольно давно, еще со времен противостояния двух систем, когда империя Соединенных штатов стремилась быть более привлекательной для ближневосточных народов, и одним из элементов подобной привлекательности была возможность довольно широко иммигрировать в Европу.

Что естественно в духе англо-саксов. То есть дивиденды получаешь ты - США, а расплачивается кто-то другой - Европа. По этой причине, во второй половине ХХ-го века огромные толпы иммигрантов с арабского востока, Турции, Ирана, Пакистана и Афганистана хлынули в Западную Европу. Где постепенно сформировалась довольно широкая прослойка выходцев из вышеперечисленных стран, однако никакой конфессиональной и национальной политике в Европе не было выработано, для того чтобы хоть как-то адаптировать в существующую политическую структуру. Однако возможность получить гражданство у этих слоев населения была, а их потомки стопроцентно становились гражданами Европы, но при этом европейцами себя не ощущали.

Следует учесть, что европейская национальная и религиозная политика формировалась со времен Крестовых походов, как крайне нетерпимая по отношению к представителям любых не европейских этнических групп, и иных других не католических или вышедших из католицизма конфессий. Именно в Европе понятие этнос всегда стремилось заменить понятие нация или стать ей тождественной. Именно здесь понятие национальной автономии воспринимали, как возможность одного этноса либо угнетать, либо поглотить другой. Типичный пример – Бельгия, полиэтническое европейское государство. Фраконофоны не выносят фламандцев, и наоборот, на фламандской территории можно говорить на любом языке, суахили, санскрите. Но не на французском.

Все это породило мелкие проблемки, которые постепенно накапливаясь, превратились в большую проблему, которая рискует стать для Европы глобальной.

Как проигрывают победители

После падения СССР, вдруг оказалось, что многие представители клана победителей, не являющимися выходцами собственно из европейского католического мира вдруг оказались вычеркнутыми из списка, собственно, победителей. Например, Турция, Египет и даже Израиль.

В период противостояния было очевидно, что США без труда управляли своими ближневосточными мусульманскими провинциями – хотите светское государство – пожалуйста, хотите, чтобы женщины носили мини-юбки – пожалуйста, хотите калейдоскоп партий на политической доске – тоже не вопрос, правда, с заранее предрешенным результатом выборов.

Понятно, что править на Ближнем Востоке может паша или имам и властные отношения формируются именно так, как было принято в этом регионе на протяжении веков. Что США вполне устраивало до определенного момента. Пока не рухнул Советский Союз. И вот здесь вдруг как по волшебству возникла череда войн, цветных революций всех мастей, начали формироваться и пышным цветом цвести различные ультраисламистские террористические организации.

 В общем, слом политической инфраструктуры на Ближнем Востоке пошел полным ходом, причем, это любопытно наложилось на те военизированные исламистские организации, как-то Талибан и прочие, которые формировались в период противостояния как оружие в политической борьбе. Эти организации обладали сформированной структурой, оружием, боевиками и прочими средствами борьбы, как для открытого, так и для завуалированного противостояния.

И как-то так получилось, что они не исчезли, а наоборот стали процветать в этой, как будто специально для них организованной питательной среде. Их адепты, используя старые, налаженные еще в период Холодной войны каналы, имели возможность работать с мусульманским электоратом западной Европы, настраивая его ультраисламистски и вербуя среди него боевиков, активно участвующих в горячих точках, как в Чечне, так и в Сирии, так и в Ираке.

Этот процесс, постепенно развиваясь, достиг такой степени своего развития, что с одной стороны является угрозой для всей социальной структуры, сформировавшейся на Ближнем востоке во второй половине ХХ-го века и соответственно становится большой проблемой для Европы. При этом хотелось бы подчеркнуть, что Европа и Ближний восток как сиамские близнецы, сильно связаны в процессе своего исторического и экономического развития. И деструктивные процессы на Ближнем Востоке больнее всего ударят по европейскому сообществу в целом.

В чем цель этого процесса – непонятно. Вполне возможно, что все это театральная рекламная пиар-акция, направленная на то, чтобы отвлечь европейцев от большого количества насущных проблем, вызванных затяжным экономическим кризисом, являющихся следствием крайне тенденциозной политики США в период правления Обамы. С одной стороны,  эмбарго с Россией, с другой, договор о сотрудничестве, который очевидно очень больно ударит по широким слоям европейских производителей.

Второй аспект проблемы состоит в том, что США долгое время пытались объединить Европу в едином порыве, что в принципе практически невозможно, поскольку Европа всегда после падения Римской Империей была единой именно в том виде, котором существует сейчас.

Священная Римская империя всегда останется Священной римской империей и вряд ли в обозримом будущем превратится в Соединенные штаты Европы по образцу Соединенных штатов Америки.

И, тем не менее, теракт во Франции объединил Европу в едином порыве. Мы все имели возможность наблюдать типичную «первомайскую» демонстрацию с участием Меркель, Оланда, Саркози, Туска, Порошенко и даже нашего министра иностранных дел Лаврова. И естественно, пропорциально-негативную реакцию в исламском мире. Возможно, что итогом всего этого фарса будет взрыв негативной политической активности на Ближнем Востоке, жестокая кровавая резня христиан и иудеев, и как ответная реакция Последний Крестовый поход, когда белые крестоносцы огнем и мечом пройдутся по Ближнему Востоку в справедливом порыве уча «неразумных» арабов миру, демократии и прогрессу.

  Автор: ректор ИСГЗ Александр Пономарев

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции