КУРС РУБЛЯ БЕЗ РУЛЯ И БЕЗ ВЕТРИЛ
Кому есть выбор, выбирает;
Кто в путь собрался, пусть идет;
Следи за картой, кто играет,
Лети скорей, кому полет.
Ах, выбор вольный иль невольный
Всегда отрадней трех дорог!
Путь без тревоги, путь безбольный –
Тот путь, куда ведет нас рок.
Зачем пленяться дерзкой сшибкой?
Ты — мирный путник, не боец.
Ошибку думаешь ошибкой
Поправить ты, смешной слепец?
Все, что прошло, как груз ненужный,
Оставь у входа навсегда.
Иди без дум росой жемчужной,
Пока горит твоя звезда.
Летают низко голубята,
Орел на солнце взор вперил.
Все, что случается, то свято;
Кого полюбишь, тот и мил.
Михаил Кузьмин. Ноябрь 1907
Один из простых способов укрепить рубль – уменьшить государственные расходы, сократив прожорливую армию чиновников |
Собственно для чего и в каком случае полезны уроки истории? Недостаточно сказать: «Россия погрузилась в Средневековье». Нужно из такой оценки извлечь позитивное — важно понять те глубинные тенденции, чье влияние продолжается и в наши дни. Уроки истории должны быть конкретными, с анализом упущенных возможностей. Нет необходимости в дутой героизации прошлого, нет нужды в принижении своей или чужой истории. Надо честно сказать, в чем твой народ ошибся в прошлом, какие у него есть реальные достижения, где нужно покаяться, а что поставить в заслугу. Нужно отделить в истории то, что будет иметь продолжение сегодня, как преимущество, от сказочного и мифического, оставив последнее для блокбастеров и занимательных рассказов. Можно решительно утверждать, что Владимир крестился в Херсонесе, а Киевскую Русь вовсе игнорировать. Что из этого? «Россия вспрянет ото сна»? Повысится градус патриотизма? Крым станет более сплоченным, и мы увидим экономическое чудо? Что именно?
Вслед за очередным посланием Президента России нам теперь желательно ссылаться на Ивана Ильина, как очередной авторитет. Конечно, он не столь знаменит, как Николай Бердяев, но вполне достойный мыслитель. Посмотрим, что он советовал в таких случаях. «После того, что произошло в России, — пишет Ильин из эмиграции, — мы, русские люди, не имеем никакого основания гордиться тем, что мы ни в чем не передумали и ничему не научились, что мы остались верны нашим доктринам и заблуждениям, прикрывавшим просто наше недомыслие и наши слабости. России не нужны партийные трафареты! Ей не нужно слепое западничество! Ее не спасет славянофильское самодовольство! России нужны свободные умы, зоркие люди и новые, религиозно укорененные творческие идеи. И в этом порядке нам придется пересматривать и обновлять все основы нашей культуры». Такое ощущение, что Ильин обращается из своего далека к нашему времени. Если вчитаться в его строки, то они настораживают — слова «пересматривать основы культуры» накладывают слишком большую ответственность. Пересмотреть и обновить основы тысячелетней культуры можно в результате революции в умах, что было сделано в 1917 году. Затем эту операцию повторили в годы «перестройки», отбросив и социализм и монархию, и имперское начало. Период демократического либерализма был недолог. С новым тысячелетием начался откат к державности и православию, а сегодня состояние общества можно назвать броуновским движением. Многие экономику называют либеральной, но наступившую неразбериху нельзя назвать даже анархией, предполагающей самоорганизующийся порядок. Это броуновское движение. Какие же основы имел в виду Ильин?
Переломные эпохи хороши тем, что они вскрывают глубинные процессы, и грандиозные теории сводятся к самым простым вещам, обнажая нутро общества, основы культуры. Сегодня мы слышим противоречивые оценки состояния государства не только среди аналитиков, но даже в верхних эшелонах власти, что является симптомом системного кризиса как в экономике, так и в политике. Власть все еще полагает, что процессы пойдут так, как написано в указах и распоряжениях, что ручное управление поможет избежать катастрофы, но при этом все прогнозы — оптимистические, пессимистические, кризисные, стрессовые — все оказываются далекими от жизни. Различные ведомства дают различные оценки ситуации, будто отсутствует координирующий центр или их несколько. Постоянная пробуксовка вышестоящих распоряжений — показатель неэффективности государственной машины, работающей на себя, а не на правительство, корабль оказался в свободном плавании, как и курс рубля, без руля и без ветрил.
Сегодня мы слышим противоречивые оценки состояния государства не только среди аналитиков, но даже в верхних эшелонах власти, что является симптомом системного кризиса как в экономике, так и в политике |
США И ЕВРОПА БЛАГОДАРЯТ РОССИЮ ЗА ДЕШЕВЫЙ БЕНЗИН, А У НАС ВСЕ НАОБОРОТ
Рецессию в экономике, падающий уровень жизни невозможно компенсировать патриотизмом, его не поднимешь высокими рейтингами руководителей, если при этом инвестиционный рейтинг страны скатился до «мусорного». Слышны жесткие требования заменить во взаимных расчетах с другими странами доллар на рубль, а рубль неудержимо катится вниз. Один из простых способов укрепить рубль — уменьшить государственные расходы, сократив прожорливую армию чиновников. Но кто же осмелится поднять руку на святое? Напротив, создаются новые структуры. С тем, чтобы остановить строителей-лихоимцев и чиновников-коррупционеров, завышающих затраты на государственные здания, создается еще одна кормушка для чиновников-надсмотрщиков. Если одинаковые здания в разных регионах по стоимости отличаются в разы, значит или не работает рынок, или же чиновники воруют. В таком случае надо подключать антимонопольные или антикоррупционные службы. Вместо этого над минстроем создают еще одно ведомство с хорошей зарплатой с тем, чтобы им было неповадно воровать. Это уже не просто вертикаль власти, а пирамида над вертикалью, уходящая все дальше в заоблачную высь. Это памятник кризису государственного мышления.
Обновление основ культуры, о чем писал Ильин, это очищение от исторических мифов, сотрясающих воздух пустой риторикой. Сегодня одна из причин хаоса в головах заключается как раз в отсутствии трезвого подхода к пониманию природы России. Политика упростилась до крайности по принципу «присягнул — не присягнул?», она опустилась до дворовых разборок. Для того, чтобы оценить состояние политической ситуации, достаточно следить за разговорами на бензоколонке. Последние 2 - 3 года между ценой на бензин и политикой наблюдается полная корреляция. Цена на бензин не зависит от стоимости нефти или размера акциза, но зато прямо зависит от умонастроения людей и активности несистемной оппозиции. Если в США и Европе бензин дешевеет, а покупательная способность населения растет, чему несказанно радуется народ, автопром, авиаперевозчики, при этом все благодарят Россию, то у нас все наоборот, удешевление нефти ведет к удорожанию бензина. Мудрые экономисты это объясняют очень просто: мол, цена на нефть рассчитывается в долларах, а на бензин — в рублях, после чего телевизионные комментаторы радостно провозглашают: «Бензин в России в долларах дешевеет!» Почему бы зарплату не выдавать в долларах или золотым песком? А еще лучше цену на нефть рассчитывать в рублях, исходя из ее себестоимости, не ориентируясь на Лондонскую и другие биржи. Ее же добывают не в Саудовской Аравии, а из собственных недр бескрайней России. Это же НАШЕ ДОСТОЯНИЕ. У нас же самые большие запасы сырья. Где же сила Сибири? Почему бы ее не направить на подъем благосостояния народа России, вместо развития экономики Китая.
Цена на бензин растет, пока уровень жизни населения не достигает критического порога, переход через который опасен для политической стабильности. Но как только проходят страхи, а возможность народных возмущений отступает, власть снова прибегает к бензиновому источнику пополнения бюджета, при этом ссылается на безымянные рыночные отношения или же картельный сговор продавцов. И тут начинается решительный поиск спекулянтов на фоне скачкообразного подорожания бензина. Игра идет по кругу. Цена на бензин — показатель политических страхов и никак не связана с экономикой.
Рецессию в экономике, падающий уровень жизни невозможно компенсировать патриотизмом, его не поднимешь высокими рейтингами руководителей, если при этом инвестиционный рейтинг страны скатился до «мусорного» |
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ — УКРАСТЬ И НЕ РАБОТАТЬ
«Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные — исполнять сами»
Николло Макиавелли
Надо ли вообще в таких условиях заниматься философией? Цитировать Бердяева, Ильина, других? Может быть, надо просто зарабатывать деньги, наполнить федеральный бюджет нефтедолларами, а потом поделить их между главными игроками. Пусть философией занимаются немцы, французы, англичане, у них это хорошо получается, а мы почитаем их книжки на досуге. Собственно так и происходит. Хотя можно поставить такой интересный вопрос: «А зачем надо зарабатывать нефтедоллары?» Здесь ряд комментаторов немедленно напишут под копирку: «И раньше у Хакимова с головой было не все в порядке! Правильно его уволили из государственных советников, и из академии пора гнать в три шеи, как предлагают солидные люди!» Действительно, вопрос, казалось бы, нелепый, однако если население само себя кормит, одевает, строит жилье и поддерживает демографию, то значительная нагрузка с государства снимается. Между прочим, даже Евгений Онегин понимал «как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». В древние и средние века короля, хана, царя, султана, халифа, императора, неспособного накормить население, просто казнили, травили, в лучшем случае тихо свергали в ходе дворцового переворота. Их божественный ореол не спасал, поскольку считалось, что боги от них отвернулись. Поэтому вначале надо накормить людей, тогда харизма не потускнеет. А если в России с бескрайними пашнями и черноземом население ждет импорта, то это признак кризиса основ государства. Зачем столько земли, если все равно население себя не может прокормить? Что это за государство, если оно не дает работать людям на земле? Мы помним, как Хрущев запустил человека в космос и был популярнее Кеннеди, но он не смог накормить страну, и все его великие заслуги потускнели в один момент, он остался в памяти людей как кукурузный неудачник.
Суть философии заключается не в наполняемости российского бюджета, как самоцели, а в создании условий для работы граждан, чтобы они могли себя накормить, одеть, обуть, иметь крышу над головой и обеспечить хорошее образование детям. Бюджет в таком случае вторичен, а значит и роль различных государственных органов заключается в создании условий для бизнеса. Если не мешать людям зарабатывать, то и у чиновников меньше станет головной боли. Вроде бы все логично, но только не для России.
В России хорошо, когда чиновнику хорошо. Бердяев Россию называл страной «чиновников, никогда не переступающих пределов замкнутого и мертвого бюрократического царства». В России столетиями не только народ был задавлен чиновничеством, но и само чиновничество было задавлено иерархией власти. С одной стороны, оно было наглым, корыстным, бестолковым, озабоченное мздоимством и лихоимством, с другой — в самой чиновничьей среде воспитывались покорность и унижение. «Шинель» Гоголя могла быть написана только в Петербурге и никаком другом городе. Петербург изначально строился не для торговли или производства, а как город чиновников, обслуживающих государство. Он появился благодаря обнищанию других городов, построен на костях тысяч и тысяч полурабов, согнанных с российских окраин для потехи взбалмошного императора.
Люди в Петербурге изначально и с рождения воспитывались для службы в конторах. Верноподданничество и униженность в стране копировалась в самой структуре государственного управления. Рассказ Гоголя начинается со слов: «Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! Виноват петербургский климат... Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». Вся имперская Россия была опутана сетью чиновничьих интриг и хитросплетений, что стало органической частью основ российской политической культуры. Мы наследники этого мерзопакостного монархического прошлого. И сегодня властные пирамиды выстраиваются для размножения чиновничества, опирающегося на финансовые пирамиды. Чем выше пирамиды, тем они неустойчивей, неуверенней в своем будущем. Отсюда ажиотажное стремление побыстрее и побольше украсть, причем желательно из бюджета, пока не уволили, пока не расформировали структуру, не ликвидировали должность. Нынешняя жизненная «философия» свелась к простой формуле: «украсть и не работать». После этого появляется вторая забота — чтобы никто не «кукарекал». В этой иерархической фантасмагории производители и население оказываются той массой, которая мешает своими многочисленными социальными запросами пополнять активы олигархической верхушки.
КАК, ИНТЕРЕСНО, РУССКИМ ДУХОМ ПАХНЕТ?
«Чтобы управлять множеством людей, лучше быть человечным, чем высокомерным, и лучше быть милосердным, чем жестоким».
Николло Макиавелли
В публицистике предпочитают цитировать те статьи Ильина, которые посвящены русской идее, национальным и религиозным чувствам русских, будто патриотизмом или национализмом можно заменить требование производить простой продукт. При этом опускают те места, где он вспоминал и другие народы, как правило, свысока и с пренебрежением. Например, он пишет: «Татары, наложившие на нас свое долгое иго, показались нам «нехристями» и «погаными» (запах лошадиного пота, поглощаемого сырого мяса и кочевнической грязи, исходивший от татар, вызывал у славян сущее отвращение), но они почтили нашу церковь и вражда наша к ним не превратилась в презрение. Воевавшие с нами иноверцы, немые для нас по языку («немцы») и неприемлемые церковью («еретики») побеждались нами отнюдь не легко, и, нанося нам поражения, заставляли нас задумываться над их преимуществами. Русский национализм проходил — и во внутреннем замирении своей страны и во внешних войнах». Предвзятость всегда приводит к диким фантазиям. Татары никогда сырое мясо не ели в отличие от европейцев, которые изысканные блюда из сырой говядины называют почему-то «татарскими». В пику Ильину легко вспомнить русские сказки, где некий персонаж восклицал: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Какие ароматы, интересно, имелись в виду? Тем, кто поверил Ильину, надо съездить в г. Болгар и посмотреть на развалины городских бань, которыми был усыпан город уже при Бату-хане. Эти бани были с водопроводом и канализацией, там горожане собирались для общения и решения важных вопросов. Вообще, следует заметить, что в средние века, еще до возникновения Российской империи, когда русские ходили в лаптях, татары уже поголовно носили сапоги — ичиги и как правоверные мусульмане совершали омовение пять раз в день. К сожалению, унизить татар до сих пор считается хорошим тоном. Нет, чтобы отметить трудолюбие татар, их терпимость и открытость, любовь к порядку и даже лояльность к государству, которое постоянно ищет способ унизить, ущемить, ограничить их в правах.
Однако ж, Ильин понимал все тонкости и опасности национализма, за который так рьяно выступал. «Все то, что я высказал в оправдание и обоснование национализма, заставляет меня договорить и признать, что есть больные и извращенные формы национального чувства и национальной политики. Эти извращенные формы могут быть сведены к двум главным типам: в первом случае национальное чувство прилепляется к неглавному в жизни и культуре своего народа; во втором случае оно превращает утверждение своей культуры в отрицание чужой. Сочетание и сплетение этих ошибок может порождать самые различные виды больного национализма. Первая ошибка состоит в том, что чувство и воля националиста прикрепляются не к духу и не к духовной культуре его народа, а к внешним проявлениям народной жизни — к хозяйству, к политической мощи, к размерам государственной территории и к завоевательным успехам своего народа. Главное — жизнь духа — не ценится и не бережется, оставаясь совсем в пренебрежении или являясь средством для неглавного, т.е. превращаясь в орудие хозяйства, политики или завоеваний... Тогда национализм отрывается от главного — от смысла и цели народной жизни — и становится чисто инстинктивным настроением, подвергаясь всем опасностям обнаженного инстинкта: жадности, безмерной гордыне, ожесточению и свирепости». Ни одно государство, построенное на националистической или религиозной основе, долго не существовало и не обогатило свой народ даже после захватнических войн. Национализм, шовинизм, религиозная нетерпимость съедает любой организм, как раковая опухоль.
ЕСЛИ В РОССИИ НАСТУПИТ ДЕФОЛТ, ТО МЫ ОПЯТЬ ВЕРНЕМСЯ К ФЕДЕРАЛИЗАЦИИ
«Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость»
Николло Макиавелли
Мне в разных странах пришлось наблюдать работу малого бизнеса. Государства, где развит малый бизнес, с них берет минимальный налог с тем, чтобы предприниматели сами могли позаботиться о себе и своей семье. В развитых странах значительная часть населения занята в малом бизнесе и мало думает о политике. Смешная ситуация была в Эмилии Романьи на обувном предприятии. На мой вопрос: «Как вам нравится новое правительство Италии?», они переспросили: «А что, оно уже поменялось?» В Швейцарии обсуждали со мной вопрос о новом президенте России, а затем швейцарцы, переглянувшись, спросили друг у друга: «Кстати, а кто у нас президент страны?» Их понять и простить можно. Во-первых, в Италии, Швейцарии или Германии смена президента и даже правительства не очень-то влияет на бизнес и жизнь людей, во-вторых, в Швейцарии каждый год президента переизбирает парламент из числа членов Федерального собрания (правительства). В России такое недопустимо. Если не концентрировать в федеральном бюджете все средства страны, то как тогда управлять страной? Если каждый будет способен кормить и обеспечивать себя сам, то и чиновники будут не нужны. Тогда наступит анархия и вольнодумство, а империя посыпется, как песочная пирамида, исчезнет коррупция. Если бы в России не воровали, она стала бы богатейшей страной, но тогда потеряла бы свою идентичность.
Богатая Россия не может быть империей. Или она будет стремиться к благополучию и откажется от имперских основ, или же ее будут преследовать экономические и политические неурядицы. В период оскудения общественной мысли проблема государственного переустройства будет решаться не учеными или депутатами, и даже не власть имущими, а потребностью остановить броуновское движение в стране. Сегодня выход выглядит безальтернативным — через федерализацию, что, кстати, сделал Борис Ельцин в 1998 году, свалив все экономические беды на регионы и провозгласив: «Берите суверенитета, сколько проглотите». Если в России снова наступит дефолт, то другого пути не останется.
Поезд плачется. В дали родные
Телеграфная тянется сеть.
Пролетают поля росяные.
Пролетаю в поля: умереть.
Пролетаю: так пусто, так голо...
Пролетают — вон там и вон здесь,
Пролетают — за селами села,
Пролетает — за весями весь;
И кабак, и погост, и ребенок,
Засыпающий там у грудей;
Там — убогие стаи избенок,
Там — убогие стаи людей.
Мать-Россия! Тебе мои песни,
О немая, суровая мать!
Здесь и глуше мне дай и безвестней
Непутевую жизнь отрыдать.
Поезд плачется. Дали родные.
Телеграфная тянется сеть —
Там — в пространства твои ледяные —
С буреломом осенним гудеть.
Андрей Белый. Из окна вагона. 1908
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.