ОДНИ ЖИВУТ В ДОБРОМ СОГЛАСИИ, А ИНЫЕ РАССТАЮТСЯ В КРОВАВЫХ БОЙНЯХ

Сейчас время не совсем подходящее для разговора о семье. Мыслимо ли, что неподалеку, в отдельном регионе бывшей общей страны, вчерашние братья стреляют из современных «катюш» по детсадам, больницам и жилым домам, как по Берлину в 45-м году? Представить это и поверить этому нельзя.

 

Время, когда закрывают на замок границы, чтобы не перевозили технику, овощи, фрукты. Когда гражданские самолеты перестают летать над головами мирных людей, но военные летательные аппараты, реактивные штурмовики, вертолеты тратят полные боекомплекты на живые мишени, причем не разбираясь, с ружьем они или свертком новорожденного ребенка.

Странное и тревожное время, когда средства информации, предназначенные для распространения знаний и культуры (так я думал!), обрушивают на головы миллионов мощный поток ненависти и разоблачений. Много было войн и разборок, но не было такой жестокой и безрассудной, как сегодня. И она еще ширится. Подумалось: как же будет интегрироваться в Европу Украина, если она сама расколота на юго-восток и запад идеологически, да и по образу мышления, языку и культуре. Разве такие страны пускают в единое пространство европейских стран? Вон Турция уж как старается, но все равно, кажется, ее в Евросоюз не пускают?

 

Особенно нам больно то, что конфликты разгораются в странах восточной Европы и бывших союзных республиках, которые 6 - 7 веков назад считались западными территориями Улуса Джучи, названного позже европейскими и российскими учеными Золотой Ордой. Это наша средневековая страна, недавнее государство в границах СССР превращается в очаг национальных противоречий, втягивается в конфликт мирового масштаба. Большая беда, она чревата еще большими несчастьями.

Можно ли избежать их? Полагаю, что можно. Надо научиться воспринимать свои и сторонние этнические интересы с уважением. Если терпеть и воспринимать культуры и языки ближних, соседей. Если научиться жить мирно, уважительно. И совместно противостоять агрессивным намерениям и алчности богатых держав, корпораций и олигархов. Все они выросли в своих семьях и представляют свои этносы.

Парадоксы большой политики можно понять, если вспомнить, что сама Европа и многие страны являются большой смешанной семьей. Разные лица, интересы и уровни развития, разные истории, языки и культуры, которые конкурируют между собой. Иные ладят, живут нормально, некоторые полюбовно разводятся, как Чехия и Словакия. А иногда, увы, живут в раздоре или расстаются в кровавых бойнях, как некоторые африканские страны, Югославия и вот теперь Украина. Все равно стоит присмотреться в природу смешанных этнических сообществ и их первичных ячеек — в межнациональные семьи. В этом немало любопытного и поучительного...

Раиль Умутбаев модератор дискуссии
Раиль Умутбаев — модератор дискуссии

ДИСКУССИЯ ЖЕНИХОВ В ТЮБЕТЕЙКАХ, НЕВЕСТ В КАЛФАКАХ

На этой неделе, после закрытия VI Всемирного форума татарской молодежи, прямо в зале Камаловского театра, где прошли пленарные заседания, состоялась дискуссия о семье. Никогда еще в зрительном зале не разгорались такие бурные страсти, не уступающие событиям, разворачивающимся на сцене театра им. Камала. В полдень, в теплую солнечную погоду, после закрытия форума, 600 парней и девушек не расходились, выражали свои точки зрения, слушали других. Потому что создание семьи в инонациональной или смешанной среде всегда порождает непростые ситуации.

Волнуется родня, неспокойно в душе молодого человека или замечательной девушки. Родители хотят, чтобы зять или сноха были из своей среды. Но по жизни получается по-разному. Считается, что судьба нации зависит от семьи, а как быть, если в ней тоже сталкиваются сразу как минимум два этнических сообщества? Не исключено, что одному из языков (формально равных!), да и культур тоже, придется потесниться. В ходе дискуссии из разных уголков зала раздавались реплики, достойные драматургии Туфана Миннулина или Зульфата Хакима, звучали целые монологи.

Никто не остался равнодушным к теме. Ведь есть еще и социальные факторы, и, что особенно важно, религиозные. Для мусульманина конфессиональные взгляды спутницы и уклад жизни чуть ли не на первом месте. Какой может быть модель семьи, как сложатся взаимоотношения, способы воспитания детей — все не очень просто. Иногда микрофон брали присутствующие в зале «взрослые» и еще более страстно выражали свои мысли об этнокультурных аспектах брака.

Парадоксов и неожиданных открытий было столько, что Андрей Малахов из Первого канала мог взять отгул. Многие делегаты форума начинали свой монолог с признания, что они родились в «смешанной» семье. Таких было много, и они выступали очень страстно.

Правда, в итоге дискуссия вышла на удивительно правильный вывод — соединять судьбу с представителями других национальностей можно, если в новой семье будет равенство языков, культур и дети вырастут достойными татарами, уважающими обычаи и традиции. Правда, потом некоторые уважаемые эксперты были не в восторге: выглядело так, будто форум пропагандирует смешанные браки, когда следовало убеждать женихов и невест выбирать из «своих». Этот вариант выглядит идеальным, ведь речь идет о жизни — от рождения ребенка до последнего вздоха, проводов в последний путь. У разных народов разные традиции, молитвы и обряды. Надо как минимум понимать, уважать, соблюдать их...

Айдар Галимов признался, что девушка похожа на Анжелику Джоли
Айдар Галимов признался, что девушка похожа на Анджелину Джоли

ЛЮБОВЬ НЕЧАЯННО НАГРЯНЕТ

Это, конечно, верно. Но в жизни складывается так, что любовь не спрашивает о национальности, религии. В интимных делах все решают образ партнера и вспышка инстинктов, даже гормональные процессы. Национальность тут нервно курит в стороне. Любовь приходит и расставляет все по-своему.

Недавно мы с главой Бижбулякского района Наилем Гатауллиным ждали на условленном месте у села Туксанбаево Миякинского района Башкортостана певца и депутата Айдара Галимова. На автобусной остановке у дороги стояла девушка, мимо которой нельзя было проехать. Мы остановились, чтобы удостовериться, не фанатка ли она Айдара Галимова. Девушка не сказала своего имени. Удалось узнать, что она из Демского совхоза и ждет автобус в Бижбуляк. Подъехавший Айдар Галимов признался, что девушка похожа на Анджелину Джоли. Не знаю, насколько правдива эта метафора. Посмотрите сами снимок, сделанный украдкой и публикуемый без согласия прототипа, хотя уверен, что она не возразит и в суд меня за это не потащит.

И вот, такая «Анджелина Джоли» посмотрит на местного парня любой национальности, шустрого и самоуверенного, и через пару секунд буквально от одного взгляда вопрос решится самым неожиданным образом. Он потеряет холодный рассудок и чувство самосохранения нации. Дальше — понятная история, никакие уговоры не помогут, да и вряд ли родня будет особо упираться. Как сама молодежь договорится, так и будет. Родня и все мы можем повлиять только одним способом (кроме советов и предварительных установок): создавать как можно больше ситуаций, когда парни и девушки «нужной» национальности оказываются рядом, вместе учатся, работают, отдыхают. Но и при таком раскладе любовь может нагрянуть с неожиданной стороны.

Так что совсем не исключается вариант жениха-сирийца, невесты из негритянского, пардон, афроамериканского племени или пополнения славян турецкой родней, брака чуваша и татарки, свадьбы с участием гостей пяти национальностей и трех конфессий (не считая атеистов), семьи с голландцами или французами. Даже с недавними врагами немцами и другими народами, считающимися «неприятелями».

А уж русско-татарские семьи, татаро-башкирская, мордовско-чувашско-украинско-русская родня — самое обычное явление. Знаю мужей и жен русско-татарских семей, сохранивших трогательную любовь и тонкое взаимопонимание и спустя 40 лет совместной жизни. Как можно к ним приставать с советами? Но бывает и так, что супруги одной и той же национальности, веры живут как кошка с собакой. Можно заглянуть на статистику браков и разводов. Все зависит от личности супругов, их традиций.

Вырастили четырех сыновей Альберта, Юру, Алика и Дениса
Вырастили четырех сыновей: Альберта, Юру, Алика и Дениса

ЛЮБОВЬ И ВОЙНА

Правда, все равно замечено, что к 50 - 60 годам человек начинает тянуться к корням, интересоваться религией. Ему не все равно, в церковь идти или в мечеть. Как и куда его положат в самый последний час и на вечные времена. Ему не все равно! По религиозным традициям могут близких родственников похоронить на разных кладбищах. Что тоже непростое дело. Еще сложнее с культурно-языковой ориентацией и самосознанием детей, внуков. Потому и возникают национальные организации, иногда формируется национальная политика государства, которая влияет на вопросы войны и мира, согласия и благополучия. Из-за которой порой начинаются конфликты, карательные операции и этнические чистки.

Вот знакомое произведение Николая Гоголя «Тарас Бульба». Оно о войне украинцев с поляками.

...Андрий, младший сын Тараса Бульбы, сумел пробраться в спальню к красавице через трубу камина, стук в дверь заставил полячку спрятать молодого козака под кровать. Татарка, служанка панночки, как только прошло беспокойство, вывела Андрия в сад, где он едва спасся от проснувшейся дворни...

Позже, встретившись со своей возлюбленной, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты». Андрий остается с панночкой, чтобы защищать ее до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих... 

В ходе кровопролитных боев Тарас Бульба приказывает козакам заманить его к лесу и там, встретившись с Андрием лицом к лицу, убивает сына, который и перед смертью произносит одно слово — имя прекрасной панночки...

О чем это произведение из школьной программы? И предательство Андрия, поднявшего оружие на своих братьев, и сыноубийство Тараса, и поведение панночки не входят ни в какие рамки. Дикость и экзотика. Школьники вряд ли извлекут из этой классики что-то полезное для себя. Сейчас даже суд и следствие не требуют свидетельства против близких родственников. Родственные связи и интимные чувства (а они держатся исключительно на любовных чувствах) оказывают влияние на государственную экономическую политику, на административно-банковские дела. С интимными чувствами лучше не шутить, но пускать их на самотек, дожидаться, когда дело дойдет до государственной измены, корпоративного предательства, злоупотреблений, не стоит.

Маша и Роберт
Роберт и Мария

НЕ ОТРЕКАЮТСЯ ЛЮБЯ

Остается уточнить, выполнимо ли заключение участников дискуссии форума татарской молодежи? Равенство языков, культур, в принципе, возможно. Как же можно отрекаться от любви из-за собственной лени и гордыни, этнического высокомерия? Это же так несложно: полюбить человека вместе с его предками, его культурой и языком. В цивилизованном мире так и делают.

На днях я поехал на родину в Башкортостан и специально зашел к Роберту и Марии, которые 47 лет назад расписались в сельсовете без разрешения бабушки Каримы, которая не хотела жить со снохой другой религии и национальности. Это я прекрасно помню, так Роберт меня выгнал из сельсовета, чтобы я со своим фотоаппаратом не стал свидетелем тайного бракосочетания. Дальше все пошло нормально: бабушка Карима смирилась, но с условием, что дома будут говорить по-татарски. У нее со снохой Машей, которая освоила татарский язык в совершенстве безо всяких курсов и учебников, сложились самые теплые отношения. Жили дружно и проводили мать Роберта в последний путь.

Сами вырастили четырех сыновей: Альберта, Юру, Алика и Дениса. Один симпатичнее другого, с уравновешенным характером, все трудятся хорошо. Все женаты и растят детей. С языками проблем нет. Насколько смог протестировать младшего Дениса, он по-татарски хорошо понимает, может ответить. Хотя живут они не совсем в татарской среде. Я его сфотографировал вместе с супругой Ольгой. Кстати, все четыре снохи уважительно относятся к языку и обычаям родителей своих мужей. Формула согласия и этнокультурного воспроизводства отработана абсолютно естественно, без нажима и научного обеспечения. Теперь в роду Марии и Роберта есть еще кровь башкир, мордвы, русских и татар. Значит, и культура должна оставаться многоликой. Если основные культуры, языки будут применяться свободно, то никаких проблем быть не должно.

Денис с Ольгой
Денис с Ольгой

ЕЩЕ РАЗ О БЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ

Конечно, очень удобно, когда семья однородна или все знают языки, культуру предков настолько, что можно без переводчика говорить, читать стихи, петь песни на семейных вечерах. Проблема в том, что в жизни перекосы встречаются сплошь и рядом. Иногда в «чисто татарской» или иной мононациональной семье дети не могут общаться с бабушкой и дедушкой на родном языке. А ведь это гуманитарная катастрофа! Недостаток естественного воспитания, этнопедагогики может вылиться в беду. Допущенная в семье несправедливость превращается в конфликт внутри общества, в обиду и претензии отдельных этносов к государству. Материальные, научно-политические обстоятельства тут мало что решают. Люди сами, их совесть и нравственность порождают межнациональное и семейное согласие. Достаточно только осознания позорности угнетения и оттеснения одной культуры другой, применяя административные рычаги, информационные технологии. Понимания и разъяснения молодым простой истины: потомки татар или чуваш, русских не превращаются в иной народ — немцев, французов, англичан. Они останутся «бывшими» татарами, чувашами. Или об их потомках будут говорить «татары (чуваши, башкиры и и т.д.) по происхождению».

Вы как хотите, а я убежден: социальная, национальная справедливость и сбалансированная геополитика помогут избежать больших и малых войн. Лучше бы их не было.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции