Почему татарстанцы, известные своей продвинутостью и амбициями, проявляют удивительное хладнокровие, когда речь идет о природных и культурных достопримечательностях республики? В частности, к участию на первом этапе мультимедийного конкурса «Россия 10» среди достопримечательностей Приволжского округа может оказаться от силы один(!) памятник, и то без особых надежд на попадание в общероссийский финал.
О МЕСТАХ БЕСЦЕННЫХ И ОЧЕНЬ ДОРОГИХ
Достояние страны, народа и родного края – не только газ, нефть, заводы и шедевры высокого искусства, но и прекрасные виды природы, памятники старины, символы родины и родного края. Иногда лесная опушка, родник, скала или старое дерево становятся причиной великих поступков и гениальных решений. Не постесняюсь высокого слога, логичного при праздновании Дня Победы, – иногда ради таких понятий люди идут на смерть.
Обычно достопримечательностями родного края гордятся, их с радостью показывают друзьям и гостям… Любовь к таким местам заставляет вновь и вновь возвращаться домой из благополучных стран и регионов. Иногда достопримечательности становятся элементами государственного герба и корпоративной, краевой, городской и сельской эмблемы. Вспомним, что значат для российского человека Волга, Урал, Байкал или Спасская башня Кремля. А для татарстанца - озеро Кабан, Казанский кремль, Болгар или Свияжск. И сами мы часто едем за тридевять земель, чтобы увидеть Эйфелеву башню, Ниагарский водопад, Египетские пирамиды, Босфорский пролив или Гибралтар, проплыть по реке Алтая, окунуться в горячих гейзерах Камчатки – и не жалко на это денег, которых вечно не хватает.
Хотя могли бы посмотреть в фотоальбоме, видеофильме и успокоиться. Но нет, обязательно надо поехать, пощупать. Или вернуться в родную деревню или город, постоять на памятном месте.
Речь идет не только о лирических категориях. Так же, как старинные романсы, известные в мире картины, природные и культурные достопримечательности – ценнейший товар, средство, приносящее большие доходы. Они совершенно незаменимы в сферах рекламного бренда, графического и словесного выражения популярных символов, при изготовлении и продаже сувениров, фильмов, открыток, буклетов.
И, конечно, в индустрии туризма, где крутятся немалые деньги. Это вообще целый мир – вспомните, какую роль играет туризм для Парижа, Антальи, Мекки или Крыма. И везде, помимо какой-либо статуи Нефертити и улыбки Моно Лизы, есть свое «Ласточкино гнездо» и своя «Пизанская башня», и другие объекты внимания, известные сотням миллионов. В случае с мечетью Ал-Харам, черным камнем Кааба и Египетскими пирамидами – миллиардам людей!
Иногда важные объекты - места содержания животных и птиц и другие привлекающие внимание объекты, вплоть до лесов, карьеров, шахт и водяных мельниц (а может, и космодромов?) служат для реализации экономических, практических планов.
Короче, так: мультимедийный конкурс «Россия-10», проводимый с 25 марта по 29 сентября 2013 года телеканалом «Россия 1» и Русским географическим обществом при поддержке 6 федеральных телеканалов и всех региональных студий ВГТРК, целого ряда радиостанций и интернет-порталов – отнюдь не праздная школярская игра юных туристов или студенческое развлечение. Скорее, это глобальное информационное социально-экономическое мероприятие, связанное с экономикой и политикой. Значит, и относиться к нему следует серьезно, если относиться серьезно к интересам региона, города и района. Не меньше, чем к организации всемирных, европейских и общероссийских соревнований и песенных конкурсов. Кстати, их проведение всегда связано с достопримечательностями края.
САЛАВАТ ЮЛАЕВ ВМЕСТЕ С ШИХАНСКОЙ ГОРОЙ СКАЧУТ ВПЕРЕДИ
Итак, по состоянию на 10 мая, всего на сайте конкурса проголосовали 7 495 679 раз. До 30 июня идет интернет и смс-голосование за 10 памятников природы и культуры каждой области, края или республики. В Приволжском федеральном округе, который нас горячо интересует, к Празднику Победы проголосовали 1 659 403 человек. Не обязательно компьютерной мышкой стреляли более полутора миллиона человек, т.к. можно голосовать три раза в день с одного IP адреса. Значит, голосующие должны быть активными, продвигать свои предпочтения ежедневно.
Посмотрим, какие адреса из Приволжского округа идут впереди. В округе 14 субъектов федерации, следовательно, из них выдвинуты 140 объектов природы и культуры. Вот какие лидеры обозначились:
ПАМЯТНИК САЛАВАТУ ЮЛАЕВУ. 9%, голосов 152 573 |
НИЖЕГОРОДСКИЙ КРЕМЛЬ. 9%, голосов 152 273 |
ШИХАНЫ. 9%, голосов 151 102 |
СКУЛЬПТУРНЫЙ ПАРК "ЛЕГЕНДА". 8%, голосов 136 323 |
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "ИДНАКАР". 7%, голосов 120 633 |
КОЛОКОЛЬНЯ СВЯТО-ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ. 6%, голосов 95 062 |
Гора ЯНГАНТАУ. 5%, голосов 89 425 |
УТЕС СТЕПАНА РАЗИНА. 4%, голосов 73 462 |
КУНГУРСКАЯ ПЕЩЕРА. 4%, голосов 73 443 |
БУЗУЛУКСКИЙ БОР. 4%, голосов 61 865 |
Вот такие лидеры обозначились в голосовании в Приволжском округе. Причем за одни сутки - с 9 на 10 мая - Нижегородский кремль потеснил гору Шиханы и вышел на второе место, а утес Степана Разина обошел Кунгурскую пещеру, поменялся с ней местами, заняв 8-е место. Небезынтересны и остальные 60 претендентов из других округов.
Точно так же, по 10 мест выдвинуто со всех регионов, из которых будут выбраны по 10 кандидатур в каждом из 7 округов. А потом из 70 финалистов выберут 10 победителей в масштабе России.
Нетрудно представить, как взметнутся рейтинги и рыночная цена объектов, связанных с финалом всероссийского «чемпионата» замечательных мест. Куда выше, чем «стоимость» коронованных смазливых девушек. Будет куда ездить, где снимать фильмы, чем торговать и о чем рассказывать. Именно они, эти прекрасные места, будут определять лицо страны, преподноситься детям в школе и зарубежным гостям, инвесторам-бизнесменам. Круто!
КАК ТАМ СЛАВНЫЙ ТАТАРСТАН?
Нетрудно догадаться, что на таких «скачках» наша республика и соседний Башкортостан не могут стоять в стороне. Скорее, наоборот, они всегда рвутся в бой, как хоккеисты «Ак Барса» и «Салавата Юлаева». Поэтому неудивительно, что в десятке лидеров Приволжского округа обозначились сразу три адреса из Республики Башкортостан: памятник Салавату Юлаеву, Шиханы - гора из-под Стерлитамака и еще одна гора – Янгантау, где располагается санаторий с природным подземным паром. Подумалось: это еще мало! А где знаменитая пещера Шульган-таш с наскальными рисунками 20-тысячелетней давности? Может, ее закрыли на ремонт? Караидельские леса и Арский камень под Белорецком? Гора Ирандек? Река Белая и Павловское водохранилище, где народ любит отдыхать? По моей рабочей версии, их приберегли для других, новых проектов. И правда, такие места надо приводить в порядок, поддерживать его, что требует затрат и усилий. Так что башкортостанцам не приходится краснеть за себя. В отличие от нас, татарстанцев.
Сразу скажу, что у Татарстана достопримечательностей намного больше, чем в любом регионе округа. Болгар, Казанский кремль, Свияжск, сама Казань, Елабуга – это культурные гиганты федерального и мирового масштаба. Это реальная история, в ней непридуманные легенды, конкретные личности от Кул Гали, Кул Шарифа до Мусы Джалиля, Михаила Девятаева, маэстро цветомузыки Булата Галеева и недавно ушедшего от нас скульптора Ильдара Ханова. Убежден, что и сейчас поток туристов к нам движется сильнее, потому что есть куда.
Но откройте сайт 10russia.ru и посчитайте голоса. Впрочем, сначала посмотрим наш список, он весьма внушительный.
МЕЧЕТЬ "КУЛ ШАРИФ". Проголосовали: 54 791 |
РАИФСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. Проголосовали: 33 275 |
ГОРОДИЩЕ БУЛГАР. Проголосовали: 16 316 |
КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ. Проголосовали: 4 965 |
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ЕЛАБУГА. Проголосовали: 3 291 |
БАШНЯ СЮЮМБИКЕ. Проголосовали: 1 633 |
СВИЯЖСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Проголосовали: 1 225 |
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР. Проголосовали: 532 |
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ТАТАРСТАНА. Проголосовали: 292 |
ПЛОЩАДЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. Проголосовали: 193 |
Как видим, цифры голосования по списку Татарстана не слишком внушительны, хотя несколько выше, чем показатели небольших российских областей. Но с такими цифрами в «десятку» Приволжского региона не попадешь. Старт оказался проваленным.
В ЧЕМ ПРИЧИНА НЕУДАЧНОГО СТАРТА?
Не буду говорить о массовости интернет-сообщества и активности в социальных сетях. Татарстан вырастил министра информации и связи России, и у нас штампуют компьютеры, делают сложнейшие интернет-программы.
Наверное, в других регионах голосование как-то стимулируется. Кто же нам мешает организовать «фан-клуб» любителей родного края? Эту сторону вопроса я не изучал. Пусть скажут те, кто знает это дело поглубже. Но прозябание в аутсайдерах мультимедийных конкурсов мне крайне неприятно. Мы - Татарстан! Универсиада, 1000-летие Казани, «Возрождение» и спасение памятников средневековья...
Причин очень резвого старта соседей – и нашей вялости можно усмотреть много. Раскрученность символа Салавата Юлаева – национального героя, воспетого в песнях, романах и операх, хоккейной команды очевидна. Шиханы прославлены на этикетках пивных бутылок, торговой маркой с хорошей репутацией – тиражи тут исчисляются миллионами экземпляров. Да и гора с крутыми склонами запоминается, особенно в контексте акций по ее спасению от вывоза грунта для использования в промышленных целях. Сотни тысяч людей отдохнули, подлечились в санатории Янгантау, расположенном на одноименной горе.
А что же (блин!) нам мешает раскручивать, спасать свои достопримечательности, придумывать, опираться на местные символы и традиции? Во-первых, развивать индустрию туризма и двигать проекты. И не только туристические. Кажется, сейчас нет министерства легкой и пищевой промышленности. Все понятно, холдинги, частный бизнес, рыночная экономика. И достаточной компетентности, информации у меня нет. Но четко помню, что в Москву, как гостинец знакомым и женщинам, которые подписывали лимиты на типографскую бумагу для печатания журнала «Идель», всегда возил стеклянные чайники, торт «Татарстан», конфеты фабрика «Заря» в коробках – «Шаляпин», «Тукай» и т.д. Кто побогаче и с делами покрупнее – везли меховые шапки и шубы. Тут не только в ценности дело. Часто наши «взятки» были несоразмерны с масштабами решаемых проблем. Дело было в бренде, в престижности и оригинальности вещей, в увязанности с региональными и национальными символами.
А сейчас? Отступили, скатились вниз? Да нет же! Можно выпустить сувениры с портретом Шаймиева (и даже Табеева!), модель КАМАЗа, изделия с нижнекамского бутилкаучука, сувенирные "Пирамиду" и "Кул Шариф", герб с "Ак Барсом", и уж тем более с портретами Шаляпина и Тукая, наконец… Все будет востребовано, на все найдутся счастливцы, желающие обладать такой вещью... Но… славы стало больше, практического эффекта «наощупь» (кажется) меньше.
Зайдите в любой продмаг или супермаркет, промтоварный магазин. Фабрики «Заря» нет, не видно и не слышно голоса мудрейшего Зураба Хабулавы. Есть вафли БКК, изделия третьего хлебозавода Казани и Заинское печенье, и на том спасибо. Поищите массовый товар с эмблемой Татарстана или товарным знаком, названием на местном наречии. Ничего, кроме чак-чака (спасибо хоть за это!) и славного бренда со счастливым названием «Бэхетле» не найдете! Были еще чулки Альметьевской фабрики, жива ли она? Арская кожаная обувь еле заметна, ей нелегко на рынке соревноваться с нефтью и полиэтиленом, водкой и пивом. Да, с многообразием этикеток на бутылках все в порядке. Но за «Шиханы» голосуют больше… Да, еще есть Кукморские валенки и неплохие куртки. Плетеная мебель из Балтасинского района. Что еще? Рыбка есть в озерах и в прикамских районах. Раньше изделия Сабинского леспромхоза были на виду. Меховые шубы из Казани ныне - только для богатых, простой народ из Греции и Турции везет.
Все это нуждается в мощнейшей раскрутке и повышении показателя «цена-качество»!
Товары, услуги непременно связаны с авторитетом местности и символами местных народов. А это зарабатывается путешествиями, туристическими маршрутами, песнями, стихами, статьями, фильмами. Если любишь родной край, его леса и горы, всегда найдешь уникальные черты мирового масштаба. И расскажешь людям, и они тебе поверят, и сами немножко влюбятся. А с этим у нас, выходит, негусто. Да простят меня государственные издания, телевидение, радио, которых специально для поддержания любви родной земле, к большой и малой родине, поддерживают из бюджета. Если в районе, городе нет замечательного озера, скалы, леса, поляны, чудной шалости природы – зачем туда я туда поеду? А если на республику посмотреть с такой точки зрения? Когда вышел последний фотоальбом о достопримечательностях, природе Татарстана? Что-то мне не попадались…Даже на интернет-странице, где представлены татарстанские адреса, Волжско-Камский заповедник не сопровожден фотоснимком. Это как же надо себя презирать, чтобы отворачиваться по утрам от своей физиономии…
Чувство меры, такт при оценке местной самобытности тоже не отрастает само по себе. Иначе как понять, что на конкурс из Татарстана мы выдвинули сразу три адреса православной религии - два монастыря и один собор, не считая Елабужского заповедника. Почти столько, сколько выдвинула аналогичных памятников Московская область. А их и так много в других областях центрального региона. Люди выдвигают какой-то бор, горы, озера. Астрахань и Оренбург выдвигает старинные мечети. "Кул Шариф" все-таки построен недавно. Пишу это, чтобы как-то объяснить, почему наша общественность голосует пассивнее, чем соседи. Выдвижение сразу трех-четырех объектов, расположенных рядом в Казанском кремле тоже, полагаю, разобщает поток голосов.
Не хочу наезжать на конкретных чиновников и ведомства, которые как-то связаны с данной темой – минэкологии, минмолодежи, минобразования, минкультуры, "Татмедиа", академию наук и вузы, администрации городов и районов, местные самоуправления. На депутатов, краеведов, турфирмы и агентства. У каждого найдется отчет и справка, отговорка и проект новой госпрограммы для финансирования, которую надо согласовать в минфине. Есть немало людей, профессионально занимающихся спасением народов и укреплением самоидентификации. Не буду их журить и давать оценку их деятельности. Оценки могут быть разными. Хочу налегать на совесть – смешная категория, да?
МОЙ ДИАГНОЗ ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ…
Да, вы правильно догадались. Я ставлю страшный диагноз – нелюбовь (как общественное явление) к своей земле, краю, к самобытности и истории народов, живущих здесь. В смысле синдрома безразличия. Представьте, вы вдруг заметили, что к вам абсолютно безразличен любимый человек, близкий родственник. Еще ничего не случилось. Но вы не спите по ночам из-за этой прохлады и нелюбви.
Мы имеем совершенно шикарную республику, с природными богатствами, сложнейшей и яркой историей. Систему управления, способную проводить всемирные форумы и чемпионаты, строить метро и дворцы. Мы располагаем древностями, связанными с историей государственности России. Посмотреть "Кул Шариф", Казанский кремль, Болгар, Свияжск, Раифу приезжают со всего мира.
В черте Казани имеются сразу три озера Кабан. Рядом - Волга и Казанка. Город наступает на пятки Венеции. Есть еще Кама и Нукрат (Вятка). Кукморские горы, Сабинские леса. У нас есть Елабуга, Тетюши, Чистополь, Бугульма с музеем Гашека, Лаишево, Агрыз, Черемшан, Мензелинск, Актаныш и другие земли, нашпигованные историей.
Дело за совсем малым – оторваться от будней, от жлобских претензий, справедливых и мелочных обид, и попытаться открыть сердце к великим, важнейшим ценностям. К природе, к земле, своему роднику, дереву, поляне. К Родине. Чтобы полюбить их, рассказать о них. Хоть голосом, хоть мышкой компьютера или хоть кистью.
Конечно, я извиняюсь за пафос. Просто не знаю, как сказать иначе. Есть какой-то счетчик, и он установлен не на сервере интернет-портала. Родная земля сама как-то чувствует, фиксирует нашу любовь к ней. И отвечает взаимностью. Или не отвечает никак. Так же как дети и близкие, без нашей любви она не выживет. Или не будет такой замечательной.
Мультимедийный проект-конкурс «Россия 10» С 25 марта по 29 сентября 2013 года телеканал «Россия 1» и Русское географическое общество при поддержке телеканалов «Россия 2», «Россия 24», «Москва 24 », «Моя Планета», «Страна», региональных ГТРК, радио «Вести FM», «Маяк», «Радио России», интернет-порталов «Вести.Ru» и «Страна.Ru» и информационной поддержке газеты «Комсомольская правда» и проводят мультимедийный проект-конкурс «Россия 10». Цель проекта – поддержание устойчивого интереса к нашей стране как к объекту внутреннего и международного туризма, рассказ об уникальных географических, архитектурных и исторических объектах России, формирование в регионах новой волны «геопатриотизма». Одной из важнейших функций проекта является продвижение имиджа России как уникальной страны с богатейшим культурным и природным наследием. Популяризация величайших памятников архитектуры и природы позволит подчеркнуть многогранность и самобытность России. Задача проекта – выбор 10 новых визуальных символов России посредством общенародного голосования. Для участия в конкурсе в ходе предварительных голосований, проведенных в регионах России, было отобрано более 700 объектов – самые яркие памятники природы, архитектуры и культуры нашей страны. Каждый из субъектов Федерации представил на конкурс все лучшее, интересное и достойное внимания. Ознакомиться с регламентом проведения конкурса вы можете в разделе "Правила". Организаторы голосования будут рады видеть на официальном портале проекта ваши фотоматериалы, посвященные объектам – участникам конкурса. Материалы, собранные в ходе реализации проекта, будут использованы при создании в Московской области ландшафтного парка «Россия».
Сроки проведения конкурса – 25 марта - 29 сентября 2013 года. 2. Этапы проведения конкурса: 1 этап: 25 марта – 30 июня 2013 года. Окончание первого этапа: 23:59 мск. 2 этап: 1 июля 2013 года – 1 сентября 2013 года. Начало второго этапа: 12:00 мск. Окончание второго этапа – 23:59 мск. Финал: 2 сентября 2013 года – 29 сентября 2013 года. 3. Правила проведения первого тура. Задача первого тура – выбор посредством общенародного голосования в каждом из Федеральных округов десяти объектов – участников второго тура. В первом туре выбор производится среди субъектов Федерации в рамках одного Федерального округа. Голосование в первом туре проводится только в сети интернет на сайте проекта «Россия 10» по адресу WWW.10RUSSIA.RU и WWW.10РОССИЯ.РФ. Каждый пользователь может без регистрации зайти на сайт проекта и отдать свой голос. Всего в течение 24 часов вы можете проголосовать с одного IP три раза. Запрещается применение каких бы то ни было методов голосования с использованием компьютерных технологий (автоматический ввод CAPTCHA, скрипты для голосования и т.п.). Набранные таким образом голоса будут аннулированы. 4. Правила проведения второго тура. Во втором туре принимает участие 80 объектов – по 10 из каждого Федерального округа. Голоса, отданные в первом туре, обнуляются. Задача второго тура – выбор посредством общенародного голосования вне зависимости от территориального деления 30 объектов – участников финала. Голосование во втором туре проводится в интернете на сайте проекта «Россия 10» по адресу WWW.10RUSSIA.RUи WWW.10РОССИЯ.РФ и через отправку SMS. Правила голосования в интернете: каждый пользователь может без регистрации зайти на сайт проекта и отдать свой голос. Всего в течение 24 часов вы можете проголосовать с одного IP три раза. Запрещается применение каких бы то ни было методов голосования с использованием компьютерных технологий (автоматический ввод CAPTCHA, скрипты для голосования и т.п.). Набранные таким образом голоса будут аннулированы. Правила SMS-голосования: каждый из объектов получает индивидуальный номер, набрав который в строке СМС, пользователь получает возможность проголосовать. Ограничений по SMS-голосованию нет. Общее количество голосов, отданных за объект, будет состоять из суммы результатов SMS-голосования и интернет-голосования. 5. Правила проведения финала. В финале принимает участие 30 объектов вне зависимости от территориального деления. Голоса, отданные в первом и втором турах, обнуляются. Задача финала – выбор посредством общенародного голосования вне зависимости от территориального деления десяти объектов – победителей. Голосование в финале проводится в интернете на сайте проекта «Россия 10» по адресу WWW.10RUSSIA.RU и WWW.10РОССИЯ.РФ и с помощью SMS. Правила голосования в интернете: каждый пользователь может без регистрации зайти на сайт проекта и отдать свой голос. В течение 24 часов можно проголосовать три раза с одного IP, при этом, чтобы Ваш голос засчитали, вы должны выбрать из списка финалистов 5 объектов, которые, по вашему мнению, должны войти в десятку победителей. Запрещается применение каких бы то ни было методов голосования с использованием компьютерных технологий (автоматический ввод CAPTCHA, скрипты для голосования и т.п.). Набранные таким образом голоса будут аннулированы. Правила SMS-голосования: Для голосования посредством SMS пользователь должен в строке SMS набрать индивидуальные номера 5 объектов, которые, по его мнению, должны войти в десятку победителей. Номера нужно набирать через пробел. Ограничений по SMS-голосованию нет. Общее количество голосов, отданных за объект, будет состоять из суммы результатов SMS-голосования и Интернет-голосования. 6. Победителями проекта признаются 10 объектов, набравших в финале наибольшее количество голосов по сумме интернет-голосования и SMS-голосования. |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.