КОРОЛЬ ЗАБАВЛЯЕТСЯ 

Про нашу жизнь, где у тронов непременно пасутся шуты. И это притом, что режиссер спектакля Михаил Панджавидзе бережно подошел к либретто. Его литературная первооснова – пьеса Виктора Гюго «Король забавляется», запрещенная властями к показу сразу после премьеры в 1832 году. С тех пор королевские забавы видоизменились, но мизансцена король и развлекающий его шут сохранилась до сих пор. 

Впрочем, развлечении у наших «королей» в новейшие времена прибавилось – от твиттера и митингов на Поклонной горе до верноподданных шутов из мира искусства, становящихся доверенными лицами в очередной  гонке по захвату престола. 

Ну, с королями, с ними все понятно – сильные мира сего. Могут себе позволить содержать свиту. А шуты? Откуда они берутся? Кто помнит ставший культовым фильм «Мефисто», отчасти найдет объяснение. Есть неизбывное желание у части творческой интеллигенции, не очень удовлетворенной свой художественной жизнью, попасть в поле зрения  очередного короля. И таким образом быть причастным к историческим моментам. Акт творчества подменяется политической активностью. Шут – это даже не амплуа, это – образ жизни. 

ВОЙНА ДВОРЦАМ 

Риголетто (Валерий Алексеев) в спектакле Михаила Панджавидзе, по сути, получает по заслугам. Жаль Джильду (Екатерина Сюрина) – вот уж воистину невинная жертва. Но судьба не щадит и таких кротких овечек – надо было слушать папу и не общаться с «Гуальтером Мольде, одиноким студентом». Впрочем, если бы знать, где упасть, можно было бы подстелить соломку. 

Панджавидзе поставил жесткий, даже жестокий  спектакль, где утрированная роскошь, золото, драгоценные ткани и зеркала – контраст беспробудной черноте улиц, там рыскают, как шакалы, разбойники вроде Спарафуччиле и творятся страшные дела. Их планы  рождаются именно в богатых интерьерах дворцов. 

Фестивальный «Риголетто» прошел ровно, без провалов, но и без потрясений.  Исполнитель партии Риголетто Валерий Алексеев во время знаменитой арии «Куртизаны, исчадье ада!» поначалу был несколько холодноват, но к середине разошелся и достиг необходимого драматического звучания. 

Екатерина Сюрина – одна из лучших Джильд в мире (эта партия была в свое время ее дебютом в Новой опере, где партнером начинающей певицы оказался Дмитрий Хворостовский) продемонстрировала хорошую вокальную технику, была трогательна и органична. Пожалуй, во второй части спектакля, когда маски сорваны и Джильда уже понимает, что в действительности происходит, певица продемонстрировала и большую драматическую убедительность. 

Хорош бы и Ахмет Агади (Герцог) – его природный нарциссизм оказался как нельзя кстати в этой партии. Перед нами был такой большой и капризный ребенок, не знающий  нравственных границ. 

За дирижерским пультом на этот раз был темпераментный любимец казанской публики итальянец Марко Боэми, музыку Верди маэстро чувствует очень хорошо. 

И АЗ ВОЗДАМ 

Риголетто наказан, но справедливость не восторжествовала, ведь наказана, по сути, и добродетель. Жестокий конец. Впрочем,  в жизни так часто бывает. Короли забавляются, и губят верных им шутов. Для короля человек – это спичка. Сломал и выбросил. 

Вот ведь оказывается что: можно поставить спектакль с десятком отсылов к современной жизни, не изменив при этом ни одни эпизод в либретто. Надо просто точно знать, что  ты хочешь сказать публике. Что и получилась у Михаила Панджавидзе. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции