НИ МИЛИЦИЯ, НИ ГАИ НЕ СМОГЛИ ЗАЩИТИТЬ ОТ ВООРУЖЕННЫХ ЛЮДЕЙ

Вчера поздно вечером газете «БИЗНЕС Online» стало известно, что на Украине, на таможенном складе в Черниговской области, неизвестные вооруженные люди в камуфляже захватили 50 грузовиков «КАМАЗ», принадлежащих челнинскому предприятию. Пресс-служба КАМАЗа сообщила нашему изданию, что это дело рук представителей самообороны «Евромайдана». Захват чужого имущества вооруженные люди в камуфляже объяснили «захватом Россией Крыма».

В сообщении челнинского автогиганта было сказано, что 13 марта, в четверг, было принято решение о передаче 50 автомобилей со склада челнинской торговой компании в Чернигове в адрес камазовской торговой компании в Астане, в Казахстане. В пятницу был подписан соответствующий контракт и проведено оформление автомобилей на таможне в Чернигове. В субботу на погранпереход в село Сеньковка были перегнаны первые 36 автомобилей «КАМАЗ», оставшиеся грузовики должны были прибыть на погранпереход утром в воскресенье, после чего планировалось передать всю партию водителям из Набережных Челнов для перегона в Казахстан.

«Однако на выезде из Чернигова колонна наших автомобилей была остановлена вооруженными людьми (около десятка человек), представившимися самообороной майдана. Они потребовали предъявить документы, на основании которых автомобили вывозятся, — сказано в сообщении пресс-службы. — Им были предъявлены декларации, подтверждающие экспорт в Казахстан. Вневедомственная охрана также вызвала на место представителей милиции и ГАИ. Майдановцы вызвали также на подмогу два черных джипа, набитых людьми с автоматами, по их словам, представлявшими непосредственно Киев».

Раздавались угрозы открыть огонь, если колонна попробует двинуться. «Мотивировка: Россия захватывает наше имущество в Крыму, а мы тут конфискуем российские автомобили», — сказано в сообщении. Доводы, что это идет в Казахстан, что это не государственная собственность, не воспринимались. Ни милиция, ни ГАИ не смогли защитить от вооруженных людей. Ближе к вечеру поступила информация, что 43 автомобиля, находившихся у погранперехода, были захвачены группой вооруженных людей количеством до 60 человек. В итоге автомобили были возвращены на стоянку в Чернигов под охрану все тех же представителей самообороны майдана. Есть риск, что вся собственность компании, а это около 150 автомобилей, более полусотни прицепов, само здание камазовского сервисного центра, а также безопасность сотрудников, включая россиян с семьями, находятся под угрозой.

«НАШИ РАБОТНИКИ НАПУГАНЫ И ОПАСАЮТСЯ ЗА СВОЮ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Сегодня руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что вчера вечером о сложившейся ситуации было доложено президенту Татарстана Рустаму Минниханову и правоохранительным органам.

«Сейчас совместными усилиями вырабатываются дальнейшие меры, которые мы будем предпринимать, — отметил Афанасьев. — Наши работники, находящиеся на месте событий, напуганы, они опасаются за свою безопасность. Хочу уточнить, что захвачен не собственно весь черниговский автоцентр, а лишь стоянка с машинами, и то не со всеми. На сегодняшний день там у нас находится около 200 автомобилей, из них захвачены 50 «КАМАЗов».

Черниговский автоцентр КАМАЗа — это дочерняя компания челнинского автогиганта, через которую осуществляются все продажи по Украине. В 2013 году в этой стране было продано около 700 автомобилей, в основном зерновозы и самосвалы. Средняя цена таких автомобилей — 2 - 2,5 млн. рублей. То есть в год продавалось машин на сумму около 1,5 - 1,7 млрд. рублей.

«С декабря прошлого года на Украине продажи фактически остановились, продажи шли на единицы, — заметил Афанасьев. — И замораживать 200 автомобилей, которые пользуются спросом на других рынках, естественно, нецелесообразно и бессмысленно. У Казахстана есть заказы на эти автомобили. Чтобы получить их, им пришлось бы ждать минимум три месяца, потому что у нас, как впрочем и у других автопроизводителей, на большие партии такие вот сроки изготовления. Пока до нас придет заказ, пока мы его оформим, соберем эти автомобили, пройдет определенное количество времени. Конечно, выгоднее перегнать готовые автомобили с Украины, и по времени это заняло бы не более трех недель. Естественно, покупатели заинтересованы в таких сроках».

«ЭТО ПРОСТО ВОЙНА...»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают, что в сложившейся ситуации нужно сохранять спокойствие, не уподобляться «бандеровцам» и действовать в правовом поле через переговоры и суды.

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ от Татарстана:

— Ситуация с «КАМАЗами» в очередной раз свидетельствует о том, что на Украине царит беспредел, что государство не может гарантировать право на жизнь, право на свободу передвижения, право на частную собственность, право на свободу слова — все фундаментальные права нарушены. Последствия от прихода в Украине нелегитимного правительства в результате государственного переворота, который был одобрен нашими партнерами по Евросоюзу и американцами, могут быть самыми ужасными. Партия «КАМАЗов», я думаю, — всего лишь вершина айсберга, нам предстоит многое увидеть и многому поразиться. Это основание для того, чтобы мы свою гуманитарную миссию и далее осуществляли.

Было ли что-либо подобное на моей памяти? Если покопаться, то можно вспомнить разные истории из Африки, из Азии. Украина теперь примерно в этом ряду. В данном случае нужно спокойно действовать через суды, правовые инструменты. Мы не должны уподобляться этим людям. Но все должны понимать, что у России всегда должны быть в запасе меры, которые мы бы могли применить для защиты прав граждан. Процедура возврата грузовиков небыстрая, если политическим способом не удастся завершить переговоры, то судебные инстанции будут заниматься возвратом грузовиков не меньше полугода.

Леонид Штейнберг — гендиректор ТКФ «Кама-Тракс»:

— Такого у нас не было ни разу! В период власти майдана мы ездили с продукцией «Нижнекамскнефтехима» на Украину, проблем не было. Правда, там было небольшое количество машин. Что-то здесь не так: нужно разобраться, в каком режиме эти «КАМАЗы» были ввезены на Украину. Я думаю, что здесь неправильно оформленные документы дают повод этим бандерлогам и беспредельщикам, которые сейчас пытаются выполнять функцию самообороны страны, делать все, что им хочется. Сейчас ситуация в Украине наэлектризована, действия сторонников «Евромайдана» порой не поддаются логике. Нужно действовать путем переговоров. Лучше подождать день, два, три, а потом опять вернуться к переговорному процессу. Ничего с этими «КАМАЗами» не случится, как стояли там столько времени просто так, так и будут стоять. Пусть постоят еще неделю. Главное, чтобы люди были живы, чтобы не было жертв. Этим евромайдановцам нажать на курок ничего не стоит...

Ильдус Янышев — депутат гордумы Казани, директор по связям с государственными органами и международными организациями компании «Дельта»:

— Для защиты оставшихся на Украине сотрудников КАМАЗа нужно подключить дипломатические каналы и, конечно, правоохранительные органы. На войне как на войне — сейчас люди действуют по законам военного времени, на право в этом случае ссылаться бессмысленно. У сторон растет взаимное недовольство в отношении друг друга: одни захватывают полуостров, другие за это захватывают «КАМАЗы». Это просто война...

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— Нужно быть готовыми ко всему, потому что в националистическом угаре сейчас много чего может произойти. Потом все устаканится, но вначале такие неприятные моменты будут. К этому нужно спокойно относиться, разбираться в ситуации в рамках правового поля, если понадобится, через международный суд. Это проявление неуправляемой националистической власти, которая теперь лезет в международные дела.

Эмиль Гатауллин — юрист:

— Ситуация мало поддается юридическому анализу, так как все юридическое — это есть некие условности, опирающиеся на неопределенные договоренности, которые, в свою очередь, держатся на доверии, гарантиях, угрозе неблагоприятных последствий и прочих фикциях. Это изъятие «КАМАЗов» показало, чем сейчас на самом деле являются юридические условности мирного времени. На Украине нет государства, поэтому не существуют обеспечиваемые его силой институты: нет частной собственности, нет гарантий личной безопасности. Даже ситуация военного времени является вполне себе юридической, есть понятия законной военной добычи, защиты от действий комбатантов и прочее.

Но вот эта вот махновщина, которую западные страны изо всех сил пытаются представить дееспособным государством, оставляет мало шансов для успешной защиты КАМАЗом своих прав только в рамках украинских государственных органов. Апеллировать к видимости государственных органов, судам, прокуратуре Украины нужно, но надо понимать малую вероятность успеха такого апеллирования.

Думаю, что опыт выручения собственности, захваченной пиратами в Сомали, может оказаться полезным тут. В конце концов, у КАМАЗа есть немецкие акционеры, чье правительство очень последовательно делает вид, что ничего такого на Украине не произошло. Вот пусть они и помогают. Через немецкоязычного Кличко какого-нибудь и других полевых командиров. Ну и нужно понимать, что машины изымались по причине того, что они российские и под неким предлогом взаимности. То есть это дает право России обратиться в международные юрисдикционные органы.
Только, боюсь, это для России закончится неудачей.

Может быть, КАМАЗу следует подумать о том, что обидчиком в данном случае выступает не группа безымянных оборванцев на частных автомобилях, но само государство Украина, которое, видимо, и может выступить ответчиком в международном судебном органе. Но эту тему надо изучать специально.

Александр Денисов — главный юрисконсульт юридического агентства «ЮНЭКС»:

— Статья 1 протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, участником которой является Украина, провозглашает право каждого юридического лица на уважение своей собственности. Согласно упомянутой Конвенции, никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Очевидно, что ситуация с автомобилями ОАО «КАМАЗ» противоречит всем возможным нормам и принципам международного права и ни о какой законной «конфискации» в данном случае речи не идет.

Таким образом, Украина, руководствуясь нормами международного права, должна обеспечивать защиту собственности юридических лиц, соответственно, захваченные автомобили должны быть возвращены.