«МЫ ЭТОГО ЖДАЛИ 20 ЛЕТ»

Как уже сообщала газета «БИЗНЕС Online», сегодня, в день общекрымского референдума, в Крыму находится председатель Центральной избирательной комиссии Татарстана Экзам Губайдуллин, который в составе делегации ЦИК России принимает участие в миссии наблюдения за ходом голосования. В телефонном разговоре с корреспондентом нашего издания Экзам Саматович рассказал о том, как проходит референдум.

В каком городе Республики Крым вы работаете в качестве наблюдателя?

— Я сейчас нахожусь в городе Джанкое, это примерно в 100 километрах от Симферополя. Здесь расположена известная железнодорожная станция на пересечении железных дорог Херсон — Керчь и Харьков — Севастополь. В Джанкое почти 32 тысячи избирателей, 18 избирательных участков. Голосование на них идет полным ходом. Урны, к слову, везде прозрачные.

— Как проходит голосование?

— Очень спокойно проходит, очень организованно, никаких провокаций нет. Люди очень активно голосуют. До обеда здесь был дождик, не очень хорошая, пасмурная погода. Но люди идут, идут и идут. Идут голосовать молодые, идут пожилые, идут старые. Я разговаривал со старушкой, которой под 90 лет. Она на второй этаж подняться не может, попросила, чтобы к ней спустились с урной. Я говорю: зачем же вы пришли сами, надо было домой вызвать члена избиркома с переносной урной для голосования. Она отвечает: нет, я сама хочу проголосовать, мы столько этого ждали, 20 лет!

Я объезжаю избирательные участки. Знаете, смотришь на этих людей и просто мурашки по коже — я давно не видел такого душевного подъема, такого воодушевления. Люди очень рады этому референдуму, надеются, что их жизнь в составе Российской Федерации станет намного лучше.

Их можно понять. Я увидел, как живут люди в Джанкое, — здесь, можно сказать, нищета. В городе столько проблем: дороги плохие, пенсии низкие, мне рассказывали, что примерно 150 долларов, зарплаты маленькие — я с врачами и учителями разговаривал, они всего по 300 долларов получают. По всему видно, что со стороны украинских властей не было никакого внимания к жизни людей здесь, в Крыму.

— Интересно, а крымские татары голосуют?

— Я со многими разговаривал. Разные мнения у них. Некоторые говорят: не пойдем, нам сказали не ходить. Другие приходят и голосуют. В Джанкое крымских татар процентов 10.

«НИЧЕГО СТРАШНОГО, ГОТОВЫ ПОДОЖДАТЬ, ЛИШЬ БЫ ПРОГОЛОСОВАТЬ»

— У вас есть уже какие-то цифры — сколько человек проголосовали в Джанкое, какой процент?

— На 12 часов по местному времени (это по московскому времени 14 часов, здесь два часа разница) проголосовали уже 46 процентов избирателей. К трем часам местного времени — уже 70 процентов.

— Много в Джанкое наблюдателей на избирательных участках?

— Много. Есть наблюдатели от местных трудовых коллективов, профсоюзов, молодежных и ветеранских организаций. Немало и зарубежных наблюдателей — есть из Венгрии, из Польши...

— Были какие-то жалобы в избиркомы?

— На тех участках, где я побывал, жалоб нет, но одна проблема есть. Здесь же так получилось, что Верховная Рада Крыма объявила о проведении всекрымского референдума 27 февраля, у избиркомов было мало времени, чтобы тщательно подготовить и проверить списки избирателей. К тому же Киев отключил Крым от ГАС «Выборы» (ГАС «Выборы» — государственная информационная система, предназначенная для автоматизации избирательных действий — прим. ред.). Так что здесь старые списки избирателей, где-то пятилетней давности, понятно, что в них немало изменений. Поэтому приходят на участки избиратели, а некоторых в списках нет. Выстраивается очередь, чтобы фамилии внесли в дополнительный список. В допсписок, конечно, заносят только тех, у кого есть паспорт с соответствующей пропиской. Члены избиркомов проблему решают быстро, работают четко, слаженно. Я подходил к людям в этих очередях, спрашивал: вам, наверное, неприятно в очереди стоять, настроение испорчено? Мне все отвечали, что нет, ничего страшного, они готовы подождать, лишь бы проголосовать.

— Вы не обратили внимание, проводится ли эксит-полл — опрос на выходе?

— Проводится. По-моему, из Симферополя приехали, в том числе какие-то неформальные организации.

— Где вы сами будете при подсчете голосов?

— На каком-то участке, еще не выбрал, но обязательно останусь на подведение итогов голосования.

— Когда будут известны предварительные результаты?

— Думаю, еще до девяти вечера по местному времени. Там ничего сложного нет — бюллетени будут раскладывать всего на три стопки: за первый вопрос, за второй и испорченные. Это быстро.