Самое большое подорожание бензина в Россию за неделю со 2 по 9 марта произошло в Татарстане. Цена на АИ-92 выросла на 68 копеек до 29 рублей 13 копеек; на АИ-95 – на 48 копеек до 32 рублей 12 копеек. Такие данные содержатся в опубликованном на днях еженедельном обзоре центрального диспетчерского управления ТЭК.

Не столь стремительно, как в РТ, но больше по сравнению с другими регионами также выросли цены на бензин в Марии Эл, Чувашии, Коми, Адыгее.

По сравнению с 1 января 2013 года, средняя цена в России на автобензин АИ-92 повысилась на 1 рубль 92 копейки, на АИ-95 на 2 рубля 34 копейки.

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», тем не менее отмечают, что это общее повышение цен на бензин.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

- Такие темпы роста цен на топливо за год и два месяца в целом укладываются в общую динамику инфляции в стране за это время, и они не являются чем-то экстраординарным. Накопленным итогом с начала года рост цен на бензин составил всего 0,8 процента, что ниже, чем накопленная с начала года инфляция в целом по стране.

Влияние пожара на предприятии ТАИФ можно оценить нейтрально, так как у компании, во-первых, есть еще запасы топлива, во-вторых, есть еще мощности, где может производиться топливо, а главное — в республике представлены и другие ВИНКи, мощности которых продолжают работать, так что ждать значительного роста цен на топливо в республике не стоит.

Очевидно, что цены на ГСМ в ближайшее время будут расти. Это объясняется и предстоящим ростом потребления топлива в весенне-летний период, и стабильно высокими в контексте сложной ситуации на валютном рынке инфляционными ожиданиями.

Руслан Фатыхов — директор казанского филиала БКС «Премьер»:

- Ожидания по поводу увеличения цен на топливо выглядят вполне логично на фоне столь заметного и обсуждаемого ослабления курса национальной валюты. Однако еще в конце прошлого года многие эксперты прогнозировали повышение цен на бензин на 10 - 15 процентов. Основные факторы: так называемый «налоговый маневр», то есть снижение экспортной пошлины на нефть с последующей компенсацией ростом НДПИ. Помимо этого, повышение акциза на топливо с 1 января, рост цен на нефть на мировом рынке, а также инфляция и курс рубля к доллару США.

Ситуация сейчас контролируется в ручном режиме по мере появления необходимости. Как правило, в роли регулятора выступает ФАС, который штрафами наказывает крупных производителей бензина  при завышении цен на бензин или создании искусственного дефицита топлива.

В частности, в начале этого года были выявлены факты, когда крупные нефтяные компании в первой половине января увеличили экспорт топлива, ограничив предложение на внутреннем рынке.

Для того чтобы не допустить дефицита бензина в стране, минэнерго планирует начать публиковать в открытом доступе данные по объемам товарных запасов бензина и объемам производства топлива крупными нефтяными компаниями.

Позитивно на ценах на топливо сказалась также «вернувшаяся» на российский рынок белорусская нефть. Благодаря соглашению Россия при необходимости сможет получать из соседней республики 100 - 110 тысяч тонн нефтепродуктов в месяц.

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

- Цены на ГСМ в России действительно растут, однако пока подорожание заметно не везде: производители имеют определенный запас топлива, закупленного по зимним ценам. Как только этот запас будет исчерпан, стоимость литра бензина заметно увеличится. К сведению: оптовая цена дизельного топлива еще в начале марта выросла на 3 тысячи рублей за тонну — соответствующее повышение розничных цен еще впереди.

Есть и дополнительные внутренние факторы для роста отпускных цен на бензин: сокращение экспортной пошлины и рост налога на добычу полезных ископаемых в России. Бюджету нужно заткнуть дыры, и сделать это за счет потребителя проще всего.

Если топливные компании действительно переложат рост стоимости топлива на плечи потребителя, цена за литр Аи-95 может к лету составить порядка 34 - 35 рублей.