«РОССИИ НАДО РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ КРЫМА»

Ильшат Аминов — генеральный директор телерадиокомпании «Новый Век» (ТНВ):

— Не могу сказать, как проголосуют крымчане. Но недавно я был в Крыму, там все очень сложно. В случае положительного решения о присоединении Крыма к России есть два прогноза — плохо и очень плохо. Надеюсь, что очень плохо не будет. Запад, конечно, в таком случае введет санкции. И к ним надо быть готовыми.

Римзиль Валеев — публицист и общественный деятель:

— Я думаю, что большинство проголосует за присоединение Крыма к России. Сомнений нет, поскольку русскоязычные крымчане притеснены. Среди крымских татар также будет немало тех, кто за присоединение. Всякое может быть, мне самому интересно. Надеюсь, что в случае присоединения войны не будет. Процесс будет сложный. Крым — это очень важный геополитический регион, и Россия любой ценой будет за присоединение. Главная задача — если присоединение произойдет — избежать проблем, которые обострят шовинистские, националистические взгляды россиян. Крым не забывает события 1944 года. Если будет проводиться разумная политика в случае присоединения, ничего страшного не произойдет. Сотрудничество с Татарстаном было бы оправдано, если бы средства, собранные в Татарстане, достались крымским татарам. Это были бы уже не просто красивые слова.

Крымчане хотят законности, демократии. Надо признать крымских татар коренными жителями Крыма и создать для них гарантии, в том числе правовые, материальные. Пока татарстанская моральная поддержка, мне кажется, является информационным сопровождением, группой прикрытия. Я перебираю в голове встречи с крымскими татарами и могу сказать, что воспоминания неоднозначны. Те, кто вышли на сторону России сейчас по украинским законам считаются предателями. Все это информационная война.

Гульзада Сафиуллина — народная артистка Татарстана, организатор фестиваля «Сююмбика варислары» в Крыму:

— Прогноз делать трудно. Крымских татар в Крыму — 15 процентов, а большую часть населения составляют русские, украинцев мало. Думаю, проголосуют за присоединение к России. Не думаю, что население будет против присоединения. Наш президент, депутаты ездили в Крым, проводились встречи. Крымские татары хотят автономии, которая была до депортации — до 1944 года. Тогда прав было больше. При встрече с российской делегацией говорилось, что крымским татарам будет оказываться помощь. Думаю, наше правительство мудрое, поможет получить крымским татарам больше прав. В Крыму нет межнациональной розни, все крымчане живут дружно и не допустят войну. В случае присоединения Крыма к России крымские татары будут бороться за свои права. Хуже им от присоединения не будет. В России знают, что пока проблема крымских татар не будет решена, там вряд ли будет мир. Поэтому наша страна также заинтересована в этом.

Я являюсь организатором детского фестиваль «Сююмбика варислары», надеюсь, он также будет проводиться в Крыму. История фестиваля ведется с 1993 года, и он объединяет весь тюркский мир. Это фестиваль во имя дружбы, большой форум, большой праздник. И крымские татары тоже в нем участвуют. Провокаторы в Крыму, конечно, есть, и если будут провокации, не знаю, как поступят крымские татары. Это очень опасно, поэтому мы должны призывать их к миру. Пока Россия не решит проблемы крымских татар, в Крыму не будет покоя. Сейчас тот случай, когда надо решить их проблемы.

«ДАЧА В КРЫМУ — ЭТО МЕЧТА»

Рафил Нугуманов — заместитель председателя комитета Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку:

— Мне кажется, крымчане проголосуют за вхождение в состав России. На мой взгляд, им стоит голосовать за то, чтобы вообще стать отдельным государством. Это было бы лучше. Если бы Крым был отдельным государством, не было бы разногласий ни с крымскими татарами, ни с украинцами. Но мы не можем диктовать, посмотрим, как пройдет референдум. Думаю, что война, к счастью, никому не нужна, и ее не будет. А вот санкции могут быть, но они как лезвие — обоюдоострые. Если западные страны захотят ввести санкции, никто от этого не выиграет. Нужно садиться и договариваться. В современном мире экономика и торговля так взаимосвязаны, что их санкции могут сыграть против них же. Вспомните, что творилось в Америке, когда Россия из-за чумы отказалась от их свинины. Фермеры там чуть не восстали. Будем надеяться, что везде будет мир. К крымским татарам в любом случае будет нормальное отношение, даже если они присоединятся к Украине. Но и если захотят присоединиться к России — не прогадают, ведь экономически мы живем на голову выше.

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

— Я думаю, что крымчане проголосуют за присоединение к России. Как гласит история, советская власть заложила Крым по американским кредитам, а потом отдала его Украине, чтобы юридически снять себя ответственность. Учитывая все это, события будут развиваться в зависимости от того, какие политические обещания будут раздаваться. Пока же идет большая шахматная игра, о которой мы не знаем. Поэтому говорить однозначно, будет война или нет в случае присоединения Крыма к России, нельзя. Скорее всего, будут долгие игры с санкциями, отмены совместных соглашений и так далее. Народ на Украине, как я понимаю, до сих пор недоволен той новой властью, которая пришла, и хотят еще больше изменений. Поэтому есть много внутренних вопросов. Нам еще предстоит наблюдать долгий процесс. Лично я хотел бы приобрести дачу в Крыму. Крым — это мечта, чудесное место. Американцы недаром назвали его «американской Калифорнией».

Александр Салагаевзаведующий кафедрой конфликтологии факультета социальных и гуманитарных технологий КГТУ:

— Большинство, думаю, проголосует за выход из состава Украины и присоединение Крыма к России. Какие-то провокации, конечно, в случае присоединение будут. Санкции могут быть со стороны США. Европа пока не может найти единого подхода, потому что у каждой страны разные интересы, связи. Штаты могут заморозить счета, ввести ограничения на въезд в страну. Не думаю, что будут серьезные экономические санкции. Скорее, какие-то политические, дипломатические.

Вахит Имамов — председатель челнинского отделения Союза писателей РТ:

— Владимир Путин говорит, что крымские татары имеют право на самоопределение, но когда этот же вопрос касается его собственной страны, он начинает высказываться по-другому. Почему он вспоминает про самоопределение только когда ситуация на Украине «перегрелись»? Почему не говорит о том же самом в отношении, например, казанских татар? Татары всегда чувствовали себя самостоятельным государством и всегда будут к этому стремиться. Это желание не убить никому — ни русским, ни украинцам. И пока это не будут учитывать, и российская, и украинская сторона будут заблуждаться. Я подозреваю, что крымские татары начнут сомневаться, что после присоединения к России они сохранят свой родной язык, культуру и традиции. На самом деле, исход этого конфликта никто спрогнозировать не может. Не исключено, что все это обернется затяжной войной лет на 20.

«МОЖНО ПРОБУДИТЬ АНТИРОССИЙСКИЕ НАСТРОЕНИЯ В МИРЕ»

Айрат Гатин — генеральный директор ООО «Юридический Центр «Правосудие», кандидат юридических наук:

— Считаю, что жители Автономной Республики Крым проголосуют за вхождение в состав Российской Федерации в качестве субъекта федерации. Вызвано это тяжелой экономической и политической ситуацией в Украине, а также радикальными действиями «новых» властей Украины в отношении русскоязычного населения, составляющей большинство населения южной и восточной частей этого государства. Санкции Запада могут быть только политическими и экономическими. Вероятность развязывания военных конфликтов практически ничтожна. Это связано с большим военным и ядерным потенциалом России. В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Автономной Республики Крым территория Автономной Республики Крым может быть изменена с учетом решения республиканского (местного) референдума и решения Верховной Рады Автономной Республики Крым в соответствии с Конституцией Украины. В соответствии со статьей 73 Конституции Украины вопросы об изменении территории этого государства решаются на всеукраинском референдуме. В то же время, смена власти в стране произошла нелегитимно, с нарушением основополагающих принципов Конституции Украины, в частности принципа верховенства права. Более того, в международном праве существует принцип «права наций на самоопределение», которым и хотят воспользоваться жители АР Крым. В условиях притеснений русскоязычного населения, тяжелой экономической и политической ситуации, в связи с нестабильностью во взаимоотношениях властей и граждан Украины, а также, учитывая приоритет общечеловеческих ценностей, необходимо признать легитимность референдума в АР Крым.

Артем Лунгу — генеральный директор компании «СтратеджикМедиаСистемс»:

— У меня нет сомнений, что результатом голосования на референдуме будет решение о присоединении к России. Присоединение Крыма — это ошибка, Крым должен или остаться в составе Украины, или стать самостоятельным государством. В случае вхождения в состав РФ мы получим очаг военных столкновений в регионе, окончательно испортим отношения с украинским народом. Европа и запад будут использовать против нас обширный набор санкций и не только экономических. В регион будут направлены миротворческие силы блока НАТО, которые будут противостоять нам.

Денис Нитенко — совладелец клубов «Батыр», Opera, BubbleGum:

— Я не уверен, что референдум вообще состоится. Скорее всего, сейчас буду предприняты все усилия со стороны Евросоюза, Соединенных Штатов и Украины для того, чтобы договориться с Россией. Потому что в данном случае, как мне кажется, вторая сторона переговоров — это не Крым, а Российская Федерация в лице Владимира Путина. В процессе переговоров может быть решена проблема этого региона и, соответственно, отменен референдум. Я, конечно, за то, чтобы Крым был в составе России, потому что это в принципе российская земля, это земля, политая кровью россиян и отвоеванная в ряде довольно жестоких войн. Что касается США и Запада, то их санкции — не повод отказываться от Крыма. Я не думаю, что эти санкции будут какими-то очень строгими или чрезмерными. Запад и Евросоюз — по большей части, прагматики, а прагматизм подсказывает, что с Россией надо сотрудничать. Но тем не менее присоединение — все же негативный сценарий, потому что это может пробудить антироссийские настроения в мире. Если референдум состоится, то крымчане большинством голосов, скорее всего, проголосуют за вхождение в состав России. Нам нужно принять это к сведению, установить тесные экономические и культурные связи с этим регионом, но в состав Крым не принимать — это «отравленная пилюля» в первую очередь для России. Реакцией Евросоюза и Штатов можно в данном случае пренебречь.

«В КРЫМУ ОККУПАЦИЯ И МАРИОНЕТОЧНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»

Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей:

— Сейчас все идет к тому, что крымчане в дальнейшем не видят себя в составе Украины. Соответственно, можно сделать вывод, что они проголосуют за присоединение к России. Но самое главное в этой ситуации, на мой взгляд, это провести референдум честно, открыто. Надо чтобы жители высказали свое конкретное мнение и четко зафиксировать его по международным стандартам. Надо сделать так, как хочет народ, — это важный момент в истории.

Лиля Буджурова — заместитель генерального директора крымско-татарского телеканала АТР по информационной политике:

— Как бы крымчане ни проголосовали, даже если 90 процентов будут против присоединения к России, в тех политических и военных условиях, в которых сейчас находится Крым, те, кто организовывают референдум, напишут, что 90 процентов крымчан были за присоединение. Нельзя делать прогнозы в условиях, когда мы живем в оккупации и с марионеточным правительством, которое делает то, что хочет. Прогнозы даются в мирное время, но не сейчас. У нас в Крыму скоро даже законы природы перестанут работать. Крымских татар в случае присоединения Крыма к России ничего не ожидает. Крымские татары всегда будут крымскими татарами, останутся жить на своей земле, кто бы и что ни хотел с нами сделать. Мы жили при разных условиях, и в новых также будем жить и бороться.

Сергей Майоров — председатель совета директоров ГК «Магнолия»:

— Если народ Крыма на референдуме проголосует «за» (а я думаю, что именно так и будет), то у России появятся все основания, чтобы присоединить этот регион на правах субъекта. Я считаю, ничего от этого в мире не произойдет. Кто может сказать что-то против волеизъявления народа? Я думаю, все эти запугивания Евросоюза и Америки потеряли свою актуальность, потому что мир стал другим: последние 20 - 30 лет он развивался под влиянием Запада, а сейчас геополитическая обстановка стала другой — и ситуация с Крымом в этом смысле показательная. Санкции, если они и будут, станут обоюдными. Неужели мало активов той же Европы и Америки находится сегодня на территории РФ? Санкции — это не движение в цивилизованном направлении. Сейчас экономика и политика очень интегрированы, нет смысла замыкаться.

Честно говоря, я за то, чтобы не только Крым, но и вся Украина присоединилась к России. Потому что мне жалко украинский народ: из бывших стран СНГ над этим народом больше всего экспериментировали, и чаще всего неудачно. У меня жена украинка, у меня там живет очень много родственников, я сам бывал в этой стране — такого чиновничьего беспредела, такой коррумпированности я нигде не видел. Мне вполне понятно возмущение украинского народа. Но в результате революционных действий к власти пришли бандеровцы — это ближе к беспределу, чем к разумному управлению. А народ опять страдает. Россия запросто может навести там порядок, и большая часть населения Украины будет только «за».