В рамках проекта «Архитектурный завтрак с Дмитрием Пузыревым», который запустила компания «Ак Барс Девелопмент», в Казань приехал бывший главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо

ДВА НОУ-ХАУ ОТ ИСПАНСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЯ

В феврале в рамках проекта «Архитектурный завтрак с Дмитрием Пузыревым», который запустила компания «Ак Барс Девелопмент» (АБД), в Казань приехал один из крупнейших специалистов по градостроительству в мире, бывший главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо (ранее в рамках проекта была встреча с московским архитектором Сергеем Скуратовым). По задумке организатора и модератора «архитектурного завтрака» Дмитрия Пузырева — советника по градостроительству и архитектуре АБД, новый проект должен превратиться в дискуссионную площадку, собравшую представителей профессионального архитектурного сообщества, властей города и общественности в лице представителей крупных и влиятельных средств массовой информации. По словам организаторов, «архитектурный завтрак» позволит открыто обсуждать значимые архитектурные проекты Казани, новые тенденции в градостроительстве и урбанистике, получить свежий взгляд на решение острых городских проблем.

Гостями проекта стали также главный архитектор города Казани Татьяна Прокофьева и компаньон Хосе Асебильо Станислава Бошкович. Она приняла активное участие в дискуссии не только в роли переводчика, но и спикера. Примечательно, что Бошкович училась в Казани.

В ходе беседы Прокофьева подчеркнула, что идеи Асебильо оказались востребованы в нашем городе. Причем, по ее словам, его влияние на Казань не ограничивается каким-то одним проектом. «До приезда профессора казанское архитектурное сообщество было очень закрытой системой. Хосе дал мощный импульс всем нам, и мы посмотрели на себя со стороны. Именно в период подготовки к Универсиаде он поделился с нами двумя особенно ценными идеями», — рассказала главный архитектор Казани. Во-первых, он стал первым, кто извне, на международном уровне, обозначил проблему восстановления исторического центра Казани. Во-вторых, очень немаловажной оказалась идея, связанная с размещением объектов Универсиады. С самого начала очень активно обсуждалось — должны ли они быть сконцентрированы в одном месте или рассредоточены по всей Казани. «Профессор предложил развести их по городу, чтобы они впоследствии работали на его развитие. Еще до момента начала Игр он думал о дальнейшей перспективе развития города и судьбе построенных объектов. Большую роль, безусловно, оказал его опыт управления в Барселоне в очень схожих условиях развития города перед масштабным международным событием. Именно эти два момента оказались ключевыми для развития Казани на тот момент и в дальнейшем», — резюмировала Татьяна Георгиевна.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬ КАК ЗАЯДЛЫЙ АВТОМОБИЛИСТ

В ходе «архитектурного завтрака» Хосе Асебильо дал интервью «БИЗНЕС Online».

— Хосе, ваш первый визит в Казань состоялся в мае 2006 года. Тогда на конференцию в НКЦ «Казань» с вашим участием собралась огромная аудитория. После этого вы достаточно часто бываете в нашем городе. Чем различаются Казань сейчас и 8 лет назад?

— Конечно, Казань изменилась за 8 лет. Причем за этот период изменились многие города в России. Правильнее спросить: в каком направлении она изменилась?

Для успешного развития современного города нужна та гармония между культурами, подобно тому, как есть между православием и исламом в Казани. И самое удивительное, что здесь это сочетание кажется очень естественным и абсолютно нормальным явлением. На самом деле это не так. Мы все знаем, что во многих городах Европы сочетание многокультурья приводит к городским проблемам. Например, ситуация во Франции, где происходят столкновения. Бывают столкновения даже внутри одной культуры. А в Казани же ощущение гармонии очень сильно и это впечатляет.

Я высоко оцениваю возможность и умение Казани содержать и сохранять свою самобытность. Есть абсолютное равновесие между традициями и современным развитием. В этом равновесии и сочетании есть ключ к успешному развитию города. Это важно и с геополитической точки зрения. Умение оставить самобытность, узнаваемость в сочетании с новыми видениями и традициями — это я ценю.

Хосе Асебильо: «Развитие города — это не что иное, как сочетание прошлого, настоящего и будущего, причем в любой момент проектирования. Постоянно должна вестись работа над историческим центром, сохранением самобытности»

То, что я вижу совершенно четко и оцениваю положительно: история и традиции Казани служат для развития будущего. И это очень нелегкое сочетание. Город служит истории, а не история служит городу. Все это позволяет Казани развиться в новом глобализованном мире и найти свое место в новых условиях. Мы были в культурном центре на выставке, и там виден переход разных эпох. Сегодня город оценивает все свои традиции и направляет для развития в будущем.

Что должен делать человек, который управляет градостроительным развитием города? Это похоже на то, как вы водите машину: всегда нужно смотреть вперед, на дорогу, чтобы понимать ситуацию, направление. Нужно смотреть на состояние дороги. Есть ли наледь, снег и, исходя из этого, выбирать тип вождения. То есть присутствует в градостроительстве и понятие настоящего. Должны мы смотреть и в зеркало заднего вида, то есть помнить о прошлом. Одним словом, развитие города — это не что иное, как сочетание прошлого, настоящего и будущего, причем в любой момент проектирования. Постоянно должна вестись работа над историческим центром, сохранением самобытности.

— А какие проекты удалось вам реализовать в Казани?

— Все проекты, в которых мы участвуем, очень долгосрочные. Реализация проекта не всегда происходит сразу, но служит толчком для дальнейшего развития. Первую работу в Казани мы сделали по Старо-Татарской слободе, по ее восстановлению. Хотя идея не была реализована, она послужила толчком к тому, что потом было сделано во время Универсиады.

Мы много работали над проектом Квартала Б. Рассматривали его положение в городе, его взаимосвязь с новыми частями города.

Еще один проект, который был нам очень интересен, «Новые горки». Это была трансформация части города, которую старожилы называют Старыми горками.

Мы много работали над проектами Универсиады: от видения до стратегического подхода к развитию тех или иных территорий для разных объектов. Мы работали над проектом Деревни Универсиады, и многое было реализовано. Мы даже перешли к проектированию здания МИЦа (международный информационный центрприм. ред.).

Во всем процессе локальную поддержку оказывали в том числе представители архитектурного сообщества города. Мы считали, что новые районы города могут стать толчком для развития территорий вокруг них. Даже самые маленькие изменения, которые мы делаем в проектном процессе, всегда обсуждаются с главным архитектором города, Татьяной Георгиевной (Прокофьевой прим. ред.), что важно для целостного видения общей картины города. Поверьте мне, во многих городах этот процесс не функционирует так гладко и естественно.

«Я БЫ СОЧИ И КРАСНОДАР СОЕДИНИЛ ВЫСОКОСКОРОСТНЫМ СООБЩЕНИЕМ»

— Вы работали над объектами Олимпийских игр, проходивших в Барселоне. А были ли вы в Сочи? Как оцениваете то, что там появилось — практически новый город...

— В любом крупном международном событии главное — это то, что происходит после мероприятия. Международные события важны как толчки для развития и прежде всего уже после прошедших Игр. В этом плане я рассматриваю развитие Сочи через инфраструктуру (разумеется, отличаются Барселона и Лондон, принимавшие Олимпиаду, так как они уже имели значительную базу). Были сделаны крупные шаги: дорога от Сочи до аэропорта, соединение с горами, Красной поляной, где расположен курорт, — это все важные моменты. Важно и то, что Сочи, условно говоря, появится на мировой карте, не только туристической. Про Сочи мало кто знал в мире ранее.

Возможно, нужно развить инфраструктуру еще больше и соединить высокоскоростной железной дорогой Сочи и Краснодар. Наверняка это будет сделано. В этом плане, если снова говорить о Казани, высокоскоростное железнодорожное соединение очень важно в XXI веке. С реализацией такого проекта, как ВСМ Казань действительно сможет стать столицей Волги. Аэропорт сделан благодаря Универсиаде, и вот когда будет построена высокоскоростная железная дорога, это значительно разовьет инфраструктуру.

«Когда есть баланс между крупными проектами, инфраструктурная взаимосвязь, — это положительный рывок для развития как региона, так и города»

Почему Барселона является одним из важных туристических центров мира? А ведь туристическая составляющая очень важна в современном мире. Ответ в том, что в Барселоне очень хорошо развиты инфраструктурные вопросы. С момента, когда появилась высокоскоростная железная дорога между Барселоной и Мадридом (всего три года назад), количество пассажиров удвоилось, а авиаперелетов — уменьшилось в два раза. 600 - 800 километров — это оптимальное расстояние, на которое имеет смысл развивать высокоскоростное железнодорожное сообщение. Расстояние между Барселоной и Мадридом — 600 километров, между Казанью и Москвой — 800 километров.

Снова возвращаясь к Казани. То, о чем я говорю с первого приезда, — это три момента. Первое: развитие исторического центра столицы Татарстана. Второе: высокоскоростная железная дорога, и здесь надо обратить внимание на размещение железнодорожного вокзала и включение его в сеть развития всего города. Третий факт именно для Казани: развитие отношений с водными поверхностями, берегами. На всех территориях города надо развивать креативную составляющую — все что связано с наукой, мыслью.

— После Универсиады все заговорили о том, что Казань стала европейским городом, удобным, с качественной городской средой. На ваш взгляд европейца, Казань — это удобный город для проживания?

— Важно учитывать, что мы приезжаем с деловыми целями. Это, конечно, связано с приятным пребыванием в городе, но мы здесь не живем. Хотя то, что качество жизни улучшилось, мы видим: прилеты, перемещения, инфраструктура, связь с городом, общественные пространства. Все эти изменения налицо, чувствуется комфорт.

Но для того, чтобы все продолжалось, нельзя использовать произошедшие изменения как конечную точку развития. Если мы не подхватим ритм развития, то все может остаться, как оно есть. Чтобы комфортность сохранялась и повышалась, нужно постоянно работать, вливать новые трансформации, которые часто будут связаны с экономическими активностями города от промышленной деятельности и новым миром экономики услуг. Это приведет в город не только туристов, но и тех, кто будет здесь работать над постоянным повышением экономического статуса. Интернационализация города на карте — связи через аэропорт и железнодорожную сеть повысятся. Прелесть Казани в самобытности. Как говорил Шекспир, город — это не что иное, как люди, которые в нем живут.

ТОЧЕЧНЫЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ УДАРЫ

— Республика сейчас инициирует новый проект — город IT-технологий Иннополис и «умный город» — «СМАРТ-Сити». Как оцениваете саму идею? Не получится ли, что средств на город не хватит, потому что все будет уходить на развитие новых пригородов?

— Мы знаем об этих проектах, читаем новости в «БИЗНЕС Online». Тема инноваций — безусловно, важнейшая тема в современном городе для будущего развития. Если города развиваются, видя перед собой этот флаг инноваций, то это важнейший фактор. Важна также инфраструктура, которая поддерживает связь инновационности с научными центрами, университетами. Без постоянной связи невозможно развивать все эти инновационные центры. Зачастую употребляются названия типа «смарт», «инно»... Но чтобы они действительно стали таковыми, нужны не просто слова, а создавать сети, которые соединяют новые территории через железные дороги опять же.

Мы также знаем, что в городе много говорится об Адмиралтейской слободе. Это очень интересная точка, потому что находится в русле Казанки с видом на Кремль, захватывает все темы, связанные с промышленной трансформацией, очень актуальные в Барселоне, на Манхэттене. Трансформация идет через использование существующих приспособлений к инновационным темам. Когда есть баланс между такими крупными проектами, инфраструктурная взаимосвязь, — это положительный рывок для развития как региона, так и города.

Ключ успеха — во взаимодействии научной составляющей и вложений частных инвесторов. Например, дорога между Гарвардом и MIT (Массачусетский технологический институт/Massachusetts Institute of Technology) — это пример точки, где видна сильная роль научной составляющей, инфраструктурной взаимосвязи и частных инвестиций. На этой взаимосвязи и гарантируется успех.

— В своих интервью вы активно пропагандируете такой метод, как Urbana Acupuncture — точечные приемы для управления градостроительной средой. Где бы вы использовали этот прием в Казани?

— Это название, которое дали градостроительные операторы. За время, когда я возглавлял градостроительное ведомство Барселоны, с 1985 по 1992 год, было выполнено 140 подобных проектов. Это огромная система. Ее назвали акупунктурой, потому что это были не просто точки, а точки жизненно важные. Влияние градостроительной операции действительно помогло решить вопросы.

Конечно, крупные градостроительные проекты требуют огромной работы, затраты времени. А вот акупунктура — это градостроительная операция, которая как с социальной, так и с экономической точки зрения не требует огромных затрат. У этих операций короткий срок и моментальное воздействие. Параллельно с крупными проектами в Барселоне было принято решение сделать и такие маленькие.

В Казани такие точки отработаны. Я бы занялся такой точкой перед «Пирамидой». Это пространство, на мой взгляд, важно для ревитализации, оживления. Это как поднос, который расположен перед главной жемчужиной города — Кремлем. Сейчас он кажется недоступным, непроходимым.

Вокзал — также одна из жизненно важных точек для города. Могут быть также маленькие инфраструктурные объекты, которые могли бы решить крупные проблемы. Когда мы оказываемся на пересечении улицы Татарстана с перпендикулярными улицами (Салимжанова — прим. ред.), часто застреваем в пробке, там сложно повернуть, — это одна из точек, где недлинным туннелем можно было решить многие транспортные проблемы.

«Ключ успеха — во взаимодействии научной составляющей и вложений частных инвесторов»

ВОЗРОЖДАЯ ДЕМОКРАТИЮ

— Что сподвигло вас стать архитектором? Как вы пришли в профессию?

— Я должен был стать инженером и даже поехал сдавать вступительные экзамены. И совершенно спонтанно на эмоциональном порыве я выбрал для себя специальность «архитектура». Это решение нельзя было назвать рациональным, это был эмоциональный порыв.

После окончания университета я поступил на работу к Ориел Боигасу — архитектору, бывшему на тот период наиболее влиятельным в архитектуре и жизни города Испании. Этот опыт был очень важным. После падения режима Франко открывались горизонты развития демократической Барселоны, и в это время, в 80-х, меня пригласили руководить градостроительным департаментом города. На протяжении 30 лет я руководил архитектурой и градостроительным комплексом Барселоны.

В этом плане могу сказать, что в моей семье не было архитекторов. Что касается продолжения династии, то моя дочь — также архитектор. Но с ней непонятно, как все будет дальше развиваться, останется ли она в профессии.

Дмитрий Пузырев