Шамовская больница
В реконструкцию Шамовской больницы будет вложено порядка $15 миллионов

ЗАГАДОЧНЫЙ КАНАДСКИЙ ОПЕРАТОР

В судьбе одного из самых известных исторических зданий Казани, похоже, намечается новый поворот. Как ожидается, на форуме Invest in Tatarstan-2014, который состоится 5 - 6 марта, руководство АИР объявит об изменениях в жизни многострадальной Шамовской больницы. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в АИР РТ, медицинское назначение объекта сохранится, оператором выступят канадские бизнес-структуры.

«Это будет международная клиника, оператором которой выступает группа компаний из Канады. На данном этапе инвестор завершает все необходимые переговоры, а также совместно с министерством здравоохранения РТ ведется работа по определению специализации клиники», — сообщили в пресс-службе агентства.

В татарстанском минздраве РТ также в курсе переговоров АИР РТ по Шамовской больнице. «Министерство здравоохранения РТ проводит необходимые консультации с целью создания современного медицинского объекта, удовлетворяющего запросам населения республики. Более подробную информацию о потенциальном операторе возможно будет представить после следующего раунда переговоров в конце марта, — заявили в министерстве. — Мы предоставили инвестору и потенциальному оператору Шамовской больницы наше видение, и те специализации, в которых есть потребность у республики. Инвестор и оператор будут исходить из анализа рынка». Говоря о сроках реализации проекта, в минздраве заявляют, что такие проекты реализуются в течение двух лет, включая стадии реставрации, оснащения и подбора персонала.

МАЛАЙЦЫ КАК СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ПАМЯТНИКАМ

Напомним, что эксплуатацию Шамовской клиники приостановили еще в 2008 году, а в августе 2012 года по инициативе новоиспеченного АИР РТ было создано ОАО «Корпорация развития РТ» (100% учредитель — минземимущество РТ). Здание Шамовской больницы было внесено в уставный капитал этого предприятия. В декабре 2012 года АИР организовало для СМИ экскурсию по Шамовской больнице, где было объявлено о том, что уже в январе здание будет продано за 59 млн. рублей для реконструкции под пятизвездочный отель. Инвестором громкого проекта выступила малазийская компания Aliran Adaman, изъявившая готовность вложить в этот «дом с привидениями» 20 млн. евро. Этот проект с самого начала преподносился как знаковый для АИРа: тут играли свою роль и сумма инвестиций, и экзотические малайцы, которые с подачи руководства АИРа входили опять в моду у руководства РТ, да и само историческое здание по-своему знаковое для Казани с учетом его бекграунда...

Булат Гаянов (слева)
Булат Гаянов (слева) сообщил, что на роль инвестора, готового возродить Шамовскую больницу, были как местные, так и иностранные компании

Отвечая тогда на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», руководитель ОАО «Корпорация развития РТ» Булат Гаянов сообщил, что были и другие претенденты на роль инвестора, готового возродить Шамовскую больницу, как местные, так и иностранные, но назвать их отказался. Но малазийцы из «Алиран Адаман», по словам гендиректора ОАО «Корпорация развития РТ», были выбраны ввиду наличия у них соответствующего опыта по восстановлению памятников.

ИСЛАМСКИЙ ОФШОР ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СНГ

Попытка узнать дополнительную информацию о загадочной малайской «Алиран Адаман» или «Алиран Айдаман» (оба варианта фигурировал в разных пресс-релизах АИР) поначалу закончились ничем. Еще больше тумана добавило появившееся в марте 2013 года сообщение АИР РТ о подписании инвестиционного соглашения между ОАО «Корпорация развития Республики Татарстан» и ООО «Шамовский Кэпитал» по проекту Шамовской больницы. Как гласила новость, одним из условий данного соглашения является обязательство инвестора провести реставрацию здания с целью размещения в нем уже современного медицинского центра (видимо, сказалось общественное недовольство, что знаковый для Казани объект сменит назначение, став отелем). Тогда же прозвучала информация, что управление планируется передать некоему международному оператору.

Шамовская больница
Судьба здания больницы тесно связана с репутацией АИРа, для которого становится делом чести довести его до логического конца

Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», «Шамовский Кэпитал» базируется в Москве: фирма зарегистрирована 15 января 2013 года по адресу одного из московских офисных центров. По данным СПАРК, генеральный директор ООО «Шамовский Кэпитал» Сергей Королев числится руководителем еще десятка фирм, зарегистрированных в Москве, Московской и Ростовской области (рабочий поселок Каменоломниприм. ред.), в ряде фирм имеет статус недействующего руководителя. Единственный учредитель ООО «Шамовский Кэпитал» — вышеупомянутая малазийская «Алиран Айдаман Инк».

Позже завесу секретности несколько развеял пришедший в редакцию «БИЗНЕС Online» на интернет-конференцию руководитель АИР Линар Якупов. В частности, Якупов подтвердил, что ООО «Шамовский Кэпитал» на 100% владеет малазийская Aliran Idaman Inc. (судя по СПАРК, именно этот вариант английской версии верныйприм. ред.), и сообщил возможную причину «отсутствия присутствия» данной компании в сети интернет: оказывается, компания Aliran Idaman Inc. зарегистрирована в Лабуане — малазийском офшоре для исламского финансирования.

«Компания, которая занималась производством в сфере фармацевтики, а также девелоперством, она специально для инвестирования в страны СНГ и РФ открыла вот эту компанию — «Алиран Айдаман». Мы не вправе раскрывать всю структуру... Но я бы не сказал, что это скрытие (информации прим. ред.). На самом деле это та форма структуризации проекта, которая им нравится. Мы съездили, посмотрели, встречались с этими людьми, понимаем, откуда у них получаются такие деньги на инвестиции (по Шамовской больнице речь шла о 20 млн. европрим. ред.) и так далее. Это не наше было дело смотреть, через какую структуру они будут инвестировать», — рассказал тогда Якупов.

Далее он сообщил, что малазийский инвестор приезжал в Казань в марте 2013 года. «Провел здесь два-три дня, послушал людей, инженеров, архитекторов. Надо сказать, что он является представителем исламской элиты Малайзии. А в исламе есть такое понятие «вакф», когда бизнесмен свое имущество отчуждает в пользу общества, чтобы прибыль от объекта шла на пользу людям. И когда он (инвестор прим. ред.) понял, что по сути Шамовская больница примерно по такой схеме и досталась обществу, он сказал: «Все, стоп, никаких обсуждений здесь быть не может, здесь будет международная клиника. Мы найдем оператора, который будет предоставлять медуслуги». Мы тогда подписали договор, совершили сделку по продаже Шамовской больницы с ООО «Шамовский Кэпитал» (информация об этом появилась на сайте АИР 7 мартаприм. ред.). Эта компания была специально создана под проект в начале года в Москве. Мы продали Шамовскую больницу без единой наценки», — разъяснял в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» руководитель АИР РТ. По его словам, объем инвестиций, который инвестор будет вкладывать в данный объект, по предварительным подсчетам, уже составляет порядка $20 - 30 миллионов.

Линар Якубов
Линар Якупов

НОВОЕ ОБЕЩАНИЕ

Прошел почти год, как руководство АИР вновь рассказывает о медицинском центре, но внешне вокруг Шамовской больницы особо ничего не изменилось. Что же теперь со зданием?

«Объект в настоящий момент находится на стадии консервации, здание охраняется. «Шамовский Кэпитал» как инвестор-собственник ведет соответствующие работы по охране объекта. Уже проведено полное инженерное обследование здания, на основе которого разработан проект реставрации фундамента объекта. На сегодняшний день концепция реставрации объекта находится в стадии проработки, которая ведется совместно с компанией НПФ «Рекон», специализирующейся в области реставрации исторических зданий и имеющей опыт в данной сфере. При подготовке концепции необходимо учитывать множество вопросов, в том числе пожелания инвестора объекта, и требования, связанные с охранными обязательствами по объекту», — заявили «БИЗНЕС Online» в АИР. К самим восстановительным работам, стоимость которых составляет порядка $15 млн., планируется приступить во втором квартале 2014 года, добавляют в агентстве.

Один из участников рынка высказал свою версию возникшей длительной паузы вокруг здания Шамовской клиники. «Когда малайцы проанализировали все плюсы и минусы своего казанского приобретения, они поняли, что оказались в положении человека с чемоданом без ручки: нести тяжело, а выбрасывать жалко. Если все по-честному, то здание старое и оно не приспоблено ни под клинику, ни под гостиницу. Цена, за которую малайцы купили здание (точнее это был бартер, зачет), была выше декларируемых 59 миллионов рублей. Само здание — это около 6 тысяч квадратных метров, не могли им продать такое здание за 10 тысяч рублей за квадратный метр. Так вот весь прошлый год малайцы активно искали покупателей на Шамовскую больницу среди местных игроков. Но желающих так и не нашлось. Знаю, что предлагали его группе ASG, но те не готовы были платить деньги, а предлагали в обмен земли», — раскрыл подоплеку долгой реконструкции объекта наш источник.

Шамовская больница
На форуме Invest in Tatarstan-2014 руководство АИР объявит об изменениях в жизни многострадальной Шамовской больницы

Роберт Хайруллин — генеральный директор ЗАО «Управляющая компания «АС Менеджмент», подтвердил, что переговоры по поводу здания с бизнес -структурами миллиардера Алексея Семина действительно велись.

«Действительно, малазийский инвестор посещал штаб-квартиру ASG с предложением продать Шамовскую больницу. В ходе переговоров он подчеркнул, что они обратились именно к нам как к компании, обладающей необходимым опытом в реставрации и достаточными ресурсами. В ходе изучения объекта и необходимых обследований было выявлено множество проблем на объекте и сделаны выводы, что только затраты на восстановление будут существенными, — рассказал «БИЗНЕС Online» представитель ASG. — Основной профиль малазийского инвестора — это гостиничный бизнес, поэтому они посчитали этот проект бесперспективным. Учитывая системный подход по реализации программы восстановления исторического центра Казани, в данный момент мы рассматриваем возможность вхождения в этот проект. В свою очередь, с нашей стороны инвестору предложено взамен реализовать гостиничный проект на новых, уже построенных площадях в центре города».

Одним словом, ситуация вокруг Шамовской начинает выглядеть еще запутаннее, чем год (и два даже) назад. Подождем, наверное, новостей этой недели, возможно, туман рассеется на инвестфоруме АИРа. А единственное лекарство против пессимизма — это, наверное, тот факт, что судьба здания и всего проекта вокруг него тесно связаны с репутацией АИРа, для которого становится делом чести довести его до логического конца...

«ЛЕГЧЕ ПОСТРОИТЬ НА ЭТОМ МЕСТЕ НОВУЮ БОЛЬНИЦУ,
ЧЕМ РЕКОНСТРУИРОВАТЬ СТАРУЮ»

«БИЗНЕС Online» выяснил мнение экспертов о перспективах возрождения Шамовской больницы с участием иностранного капитала.

Ленар Салахутдинов — директор клиники «Медел»:

— Думаю, что озвученной суммы в 15 миллионов долларов на реконструкцию должно хватить с лихвой.

Если работать по классической схеме, то отбиваться средства будут достаточно тяжело. Классическая схема — это когда медучреждение работает по принципу поликлинического приема. Неклассическая схема — когда поликлиника применяет какие-то ноу-хау, особые методы лечения, позволяющие значительно быстрее и проще избавиться от каких-либо заболеваний.

Располагаться в историческом здании современная клиника вполне может. Инвесторам может быть интересно направление общей хирургии с круглосуточным дневным стационаром. Возможно, направление родовспоможения, ЭКО. Но медицина — это не та сфера деятельности, где крупный инвестор, вложив средства, может рассчитывать на быструю окупаемость. Сроки окупаемости зависят от типа управления, и они могут быть очень большими.

Ильяс Нуриев — директор казанского медицинского диагностического центра «Клиника Нуриевых», заслуженный врач РТ:

— Всем строителям известно, что реконструкция всегда обходится дороже, чем строительство нового здания. Коэффициент составляет 1,8 - 2. Легче построить на этом месте новую больницу, чем реконструировать старую. Это здание уже давно потеряло свое соответствие медицине: в нем очень высокие потолки, надо заменить все коммуникации. Это раньше, 100 лет назад, оно еще могло быть больницей, но сейчас лучше было бы разместить в нем банк, развлекательный или музейный комплекс. Если такие деньги и будут вкладываться, я не понимаю, как хозяин будет отбивать средства. Не вижу практичности. Интерес инвесторов к определенным медицинским направлениям зависит от ориентации на рынок Казани или Татарстана, или всего Поволжья. В Казани интересен стационар с новейшими технологиями, онконаправление.

Александр Дембич — завкафедрой градостроительства, кандидат архитектуры, член президиума правления союза архитекторов РТ:

— Медицинскую клинику можно располагать в историческом здании, противопоказаний никаких нет. Сегодня есть столько новых технологий в строительстве, которые позволяют аварийные дома привести в норму, что сложностей не возникнет.

Сумма в 15 миллионов долларов на восстановительные работы кажется маловатой. Все зависит от того, пойдут ли эти деньги только на общевосстановительные работы или на внутренние отделочные работы. Хотя сейчас рубль падает, а доллар растет, поэтому, возможно, получится купить материалы подешевле.

Медицина — это все-таки не очень быстрый возврат денег. Хотя если есть интересный бизнес-план, то собственники быстро восстановят финансовую сторону. Но чем больше объектов качественной медицины, тем лучше это для жителей и лучше для других инвесторов. В целом это положительный тренд.

Владимир Синицын — руководитель проекта «500 дней» (инвестиционная группа компаний ASG):

— Шамовская больница является знаковым зданием, которое известно буквально каждому жителю нашего города. Как и любой другой объект культурного наследия она должна реставрироваться с соблюдением всех норм и требований законодательства, под контролем министерства культуры РТ. Сейчас довольно сложно говорить о сроках и стоимости восстановления больницы, для этого необходимо тщательно изучить его текущее состояние, оценить масштаб предстоящих работ. Судить о состоянии объекта по фасаду не стоит. Картинка бывает обманчива, а изнанка может скрывать нелицеприятную истину в виде обрушений, глубоких трещин и так далее.

Конечно же, не хотелось бы, чтобы здание меняло свое историческое предназначение, тем более что существующая планировочная структура изначально создавалась под медицинское учреждение. Поэтому наилучшим развитием событий видится план ОАО «Корпорация развития РТ» по созданию современного медицинского центра, что оправдано как с исторической, так и с практической точек зрения. Приспособление памятников архитектуры к современным условиям является достаточно сложной частью процесса реставрации, а здесь ситуация усложняется тем, что помимо требований охранных обязательств нужно учитывать нормативы министерства здравоохранения и находить компромиссы между этими условиями. Это достаточно сложная задача, которую не облегчает тот факт, что изначально здание было больницей.