Александр Дугин (слева): «У людей нет выбора, нужны новые опции, новые предложения...»

«ПРЕДЛОЖЕНИЕ МЫСЛИТЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПОЛИТИЧЕСКОГО МОДЕРНА»

Страны Европы, США, а также Россия начали ревизию ценностей, а ведущие философы и политологи задались вопросом, насколько традиционные политические мировоззрения и теории отвечают вызовам и потребностям современности. И уже предлагается четвертая политическая теория — философия, противостоящая либерализму и двум классическим тоталитарным идеологиям XX века: коммунизму и фашизму. Именно о ней накануне в пресс-центре РИА «Новости» рассуждали философы и политологи.

«Эта идеология направлена против либеральной доминации, но критика либерализма не сводится ни к одной из классических, антилиберальных тоже, но проигравших исторически политических идеологий нового времени», — объяснил известный евразиец и профессор МГУ Александр Дугин смысл четвертой политической теории, которую, собственно, сам и разработал. Он напомнил, что сегодня либеральная идеология доминирует в планетарном масштабе, но при этом вызывает массу критических отзывов. «Если мы критикуем либерализм, то что утверждаем в ответ, в противовес? — задался вопросом философ. — Как быть антилибералу сегодня, если он не согласен ни с коммунизмом, ни с фашизмом, но в еще большей степени не согласен с этим доминирующим либерализмом? Вот ответ на это и пытается предложить четвертая политическая теория. Это предложение мыслить за пределами политического модерна».

По мнению Дугина, данный вопрос актуален для России и Европы. Он пояснил, что русским не подходит ни либерализм, ни социализм, ни фашизм: «Если мы хотим идеологически определить себя, русские, мы должны определить себя как представителей четвертой политической теории. В либералы не годимся, отвергаем либерализм, но и другие политические идеологии нам не подходят. Поэтому Россия — это страна, где четвертая политическая теория обречена, чтобы стать доминирующей, — если же в России не будет идеологии, ей будут управлять извне, предостерегает он. — Это вопрос нашей идентичности», — подчеркнул Дугин. Проблема в том, что Россия не может ничего противопоставить гегемонии США, поэтому четвертая политическая теория — это приглашение к разработке новой идеологии.

Эта же теория актуальна и для европейцев, полагает Дугин, так как, выступая против либерализма, они попадают в классическое противостояние правых и левых: «У людей нет выбора, нужны новые опции, новые предложения... Правые и левые в Европе уже ни о чем не говорят... Если люди хотят отвергнуть либерализм, то они отвергают его и в правой республиканской форме, и в левой социал-демократической. Тогда они оказываются где-то вне идеологии. Старые идеологии не работают, новые пока не созданы. Четвертая политическая теория — это предложение разработки нового мировоззрения, соответствующего мировоззрениям XXI века, по ту сторону правых и левых, по ту сторону политического модерна».

«СУБЪЕКТАМИ НОВОЙ ТЕОРИИ МОГУТ БЫТЬ НАРОДЫ ЗЕМЛИ, КОТОРЫМ УГРОЖАЕТ ИДЕОЛОГИЯ ОДИНАКОВОСТИ»

Философ Ален де Бенуа, вышедший на связь по видеомосту из Парижа, считает, что предложенная Дугиным четвертая политическая теория — интересный путь. Бенуа напомнил, что либерализм как самая старая теория базировался на экономической эффективности и на политическом доминировании, в частности, США. При этом все из уже названных теорий базировались на каком-либо субъекте — будь то буржуазия или пролетариат. И все эти идеологии фактически появились в качестве ответа на общую конфигурацию в мире на момент их возникновения. «Сегодня мы размышляем о возможной четвертой теории. Надо попытаться определить, каков исторический субъект этой новой идеологии, и попытаться понять, какого типа ответы может предложить эта идеология на вопросы сегодняшнего мира», — пригласил он к размышлению.

В то же время, по мнению Бенуа, субъектами новой теории могут быть народы Земли, которым сегодня угрожает идеология одинаковости, полной идентичности, то есть идея о том, что все культуры должны стать идентичными, что ценности всех культур и традиции должны исчезнуть и уступить место единой модели — миру, в котором будет единое управление и доминирование самых сильных. «Соответственно, четвертая политическая теория должна утверждать необходимость уважения разнообразия культур и попытаться создать подлинно многополярный мир, противостоящий однополярному», — уверен философ.

Бенуа отметил, что Россия возродилась как великая держава, а это, в свою очередь, дает человечеству надежду на распространение новой идеологии, которая будет противостоять идеологии полного нивелирования.

«БУДУТ СОЗДАВАТЬСЯ ТОЧКИ, ГЕОПОЛИТИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ РОССИИ»

Научный сотрудник социологического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Бовдунов, доказывая необходимость четвертой политической теории, обратился к ситуации на Украине, которая стала для России вызовом не только геополитическим, но и идеологическим, доказательством того, что стране нечего предложить. Пока на Украину транслировались красивые картинки либеральной европейской жизни, то есть хоть какого-то будущего, бьющего по эмоциям людей, Россия ограничилась какими-то экономическими вещами. Россия образ красивого будущего не транслировала, потому что он не был сформулирован, полагает эксперт: «Максимум, что делала Россия, — это чисто экономические сведения, только экономика, пренебрежение к идеям и идеологиям либо оперирование какими-то остаточными моментами из прежней советской идеологии, причем моментами, какими-то обломками концепций, оторванными от исторического контекста и всего прежнего идеологического содержания».

Бовдунов подчеркнул, что концепты прошлого не работают для молодежи. В отличие от России, украинские националисты предложили как раз антилиберальный концепт на основе нацизма, многие положения которого разделяются не только правыми, но и в значительной степени левыми. «Это некий пример национал-большевистского синтеза, направленного геополитически строго против России», — охарактеризовал он этот концепт. Бовдунов уверен, что если Россия продолжит свою прежнюю политику, не уделяя внимания идеологической, философской, социально-политической составляющим и не предлагая свою антилиберальную повестку, то «будут создаваться точки, геополитически направленные против России».

«МЫ ДОЛЖНЫ ОСУЩЕСТВИТЬ ЗАДАЧУ ПОДРЫВА ОСНОВНЫХ ПРИНЦПОВ ЗАПАДНОЙ ГЕГЕМОНИИ»

Руководитель российского отделения глобального революционного альянса Натэлла Сперанская рассказала о четырехполюсной модели мира дугинской теории, что качественно отличает ее от вариантов, предложенных западными философами. По ее словам, биполярная модель мира утратила свое значение после распада Советского Союза, тем более нет смысла говорить об однополярной модели с гегемонией США. «Сегодня мы вступаем в битву за кардинальные перемены правил самого политического дискурса. Сегодня мы должны осуществить задачу подрыва основных принципов западной гегемонии», — сказала она. Сперанская отметила, что даже западные стратеги поняли провал однополярного проекта, поэтому тоже заговорили про многополярность, хотя понимают под ней совершенно иную модель. «Четвертая политическая теория подобно молоту разбивает все теоретические построения наших западных оппонентов», — указала Сперанская.

Предложенная Дугиным теория предполагает четырехполюсную модель мира, разделенную на зоны: американский пояс с доминированием США, евроафрика с центром в ЕС, тихоокеанский пояс, центром которого могут стать Китай или Япония, и евразийский пояс с полюсом в России. Сперанская отметила, что западные теоретики исключают евразийский пояс, попросту вычеркивая его с карты мира. «Наличие четвертой евразийской зоны существенно отличает нашу позицию от позиции представителей атлантистской геополитики», — пояснила эксперт. Сперанская уверена, что многополярный мир может быть только квадриполярным, а трехполюсная модель мира «не создает многополярности, она находится в концепции все того же глобалистского дискурса».

«Единственно верным путем для России является следование четвертой политической теории, которая утверждает многополярную модель», — совершенно уверена она. В заключение Сперанская процитировала слова Дугина, который, описывая ситуацию на Украине, сказал, что происходит борьба однополярного мира, воплощенного американской гегемонией США, против России, воплощающей растущую волю к построению многополярного мира. Таким образом, важно отвоевать Украину и тем самым «нанести удар по нашему идеологическому врагу».

«МЫ — НИКТО, И НАДО СТАТЬ КЕМ-ТО»

Старший научный сотрудник Института востоковедения Фасих Бадерхан поинтересовался у Дугина, на каких ценностях базируется четвертая политическая теория. Тот ответил, что она направлена на ликвидацию политического модерна и модерна как такового. «Ликвидация модерна означает обращение к тому, что было до него, и то, что может быть после него», — добавил он. Дугин пояснил, что в теории два ориентира: традиция, то есть премодерн, куда попадает и ислам, и православие, и другие формы премодернистского общества: ценности империи, религии. При этом существует понятие полицентричного, то есть не идеология одного и того же, а культурные народы как субъекты истории. «Предлагается диверсификация, плюрализм, иными словами — мусульманское общество для мусульман, православное — для православных, католическое, языческое, европейское общество — для европейцев, то есть каждый народ может идти, не только выбирая скорость, но и ориентацию. Это представление о плюральности времени, плюральности пространства, плюральности человека — все то, что кардинально отрицалось в модерне: человек был один, и судьба у него была одна, и время было линейное, и прогресс технологический для всех был один и так далее», — попытался объяснить Дугин суть своей четвертой политической теории. Он добавил, что субъект его теории — конкретно существующая реальность — дазайн (dasein), о котором в своем учении говорил Мартин Хайдеггер.

«Четвертая политическая теория предлагает перечеркнуть вообще модерн... Четвертая политическая теория предлагает принципиальную критику модерна, — продолжил Дугин. — Предлагается демонтировать модерн, взорвать его и ликвидировать вместе с либерализмом, который является его магистральным представлением сегодня, вместе с коммунизмом, который был критикой модерна внутри модерна, и вместе с нацизмом, который был экстравагантным расистским фокусом, когда нация вдруг или раса стала субъектом истории, как еще одна конструкция на экзистенциальном пространстве».

Затем Дугини добавил, что понимать идею четвертой политической теории будут «люди нового начала», к кому она и обращена, а тем же, кто доживает свой век, не понять и лучше не пытаться. «Мы — никто, и надо стать кем-то... Мы — мусор. Если что-то в нас еще есть, так это четвертая политическая теория или ничего», — заключил он.