Первая двадцатка российских страховых компаний в 2013 году не заработала на страховании почти ничего, а для 60% из них основная деятельность стала убыточной. Такой вывод сделало агентство Standard&Poor’s (S&P). В минувшем году сборы российских страховщиков, по оценке S&P, выросли менее чем на 15%, в этом году прогнозируется 10%. Особенно замедлится рост сборов в корпоративном и автостраховании, на которое приходится 40% российского страхового рынка.

«Показатели прибыльности сектора остаются под давлением», — отмечает в своем исследовании кредитный аналитик S&P Виктор Никольский. Давление на прибыльность оказывают инфляция, расходы на продажу полисов и судебная практика, особенно в автокаско и ОСАГО, пишет газета «Ведомости». В России затраты на продажу составляют минимум 30% от цены услуги против 18% в Германии, 20% во Франции и 24% в Великобритании. Еще одна проблема – это мошенничество. В автостраховании на долю недобросовестных клиентов, по оценке Никольского, может приходиться до 30% первично заявленных убытков. Это включает заявления клиентов по убыткам, которых не было, то есть прямое мошенничество, заявление убытка сразу в несколько компаний или выдуманный угон автомобиля.

«Консолидированная позиция моих коллег: до 15 процентов выплат уходит в руки мошенникам, — говорит заместитель гендиректора СК «Макс» Виктор Алексеев. — Ростов-на-Дону, Краснодар, Ульяновск, Челябинск, Казань — города, где действуют «просто организованные преступные группы, делающие бизнес на страховщиках», — говорит Алексеев.

«В Казани распространено обращение с повреждением днища автомобиля, а в Норильске активно получали деньги по вине грузового транспорта, совершавшего все ДТП задним ходом», — приводит он примеры. Среди самых распространенных схем мошеннического получения выплат — умышленные повреждения АКПП, катализаторов, кражи салонов. «Среди последних инноваций, — продолжает Алексеев, — установка битых запчастей на целые автомобили и получение выплат за якобы повреждения».