КАМАЗ ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ «КОРТЕЖЕМ»

В качестве потенциальных производителей автомобилей для проекта «Кортеж» рассматриваются сразу несколько компаний: КАМАЗ, ГАЗ и Sollers. Об этом пишет «Газета.ru» со ссылкой на закрытое совещание с «высокопоставленным федеральным чиновником». Окончательный выбор пока не сделан, но наиболее вероятными претендентами для производства седана сейчас являются ГАЗ и КАМАЗ, сказал он.

Производство внедорожников обсуждается с компанией Sollers, которая имеет ряд производственных площадок в разных регионах России и богатый опыт производства автомобилей именно этого класса.

Сегодня руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев подтвердил «БИЗНЕС Online», что компания из Набережных Челнов заинтересована в проекте, но детали раскрывать не стал. «Могу только сказать, что КАМАЗ рассматривает возможность участия в этом проекте», — сообщил он.

Ранее основным претендентом на право производства машин для «Кортежа» считался АМО «ЗИЛ». Об этом в октябре прошлого года говорил вице-премьер Аркадий Дворкович, в качестве аргументов приводя близкое расположение производственной и научно-исследовательской базы под данный проект. По его словам, инвестиции в проект составят 23 - 24 млрд. рублей, из которых 11 - 12 млрд. рублей предусмотрено в федеральном бюджете. Остальные инвестиции будут частными, проект предполагает выпуск до 30 тыс. машин в год. Однако до сих пор никаких практических шагов по реализации проекта не было сделано.

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» информированный источник, производством авто будет точно заниматься российский производитель: КАМАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ или Sollers. Возможно, что в процессе создания авто примет участие и каждая из данных компаний.

ПОКА ЕСТЬ ТОЛЬКО ВАРИАНТ ЛИМУЗИНА, НО В ПЕРСПЕКТИВЕ СЕДАН, ВНЕДОРОЖНИК И УНИВЕРСАЛ

Напомним, проект «Кортеж» стартовал еще в 2012 году. Он предусматривал создание как президентского лимузина, так и автомобилей для первых лиц, подлежащих госохране. Тогда минпромторг РФ заявил, что в качестве потенциальных исполнителей рассматриваются ЗИЛ, ГАЗ, а также «Маруся Моторс» и НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт).

Победителем в итоге стал НАМИ, но позже к реализации проекта подключилась и «Маруся Моторс». В итоге каждый из партнеров получил свою задачу: НАМИ займется производством президентского лимузина, а остальные автомобили, которые планируется запустить в открытую продажу, спроектирует «Маруся Моторс». Планировалось в 2016 году выпустить седан, до 2018 года — внедорожник и универсал.

Новые авто «Маруси» планируется собирать в России и реализовывать через собственную дилерскую сеть компании. Стоимость будет варьироваться от 2 до 5 млн. рублей.

Главной же разработкой проекта «Кортеж» является «президентский» лимузин марки ЗИЛ, который в том или ином виде должны представить в январе 2014 года. Как он будет выглядеть, до сих пор неизвестно.

КАМАЗу ЗАНИМАТЬСЯ ЭТИМ ДЕЛОМ НЕ С РУКИ, НО...

Оценить участие КАМАЗа в этом проекте, а равно и сам проект корреспонденты «БИЗНЕС Online» попросили экспертов и участников рынка.

Николай Мордовцев — заместитель главного редактора журнала «Рейс» ИД «За рулем» (Москва):

— В свое время автомобили высшего класса у нас выпускали ЗИЛ и ГАЗ, причем московский «ЗИЛ» был на ступеньку выше, чем горьковская «Чайка». В тот момент эти автомобили были очень конкурентоспособными, они были для чиновников высокого класса, для руководства страны. Эти машины были достаточно высокого уровня и конструктивно были достаточно совершенны. Уровень комфорта, который предоставлялся, для той поры был очень высоким. То есть отечественные машины были сопоставимы с лучшими автомобилями премиум-класса.

Сейчас, к сожалению, ситуация совсем другая. Уже и ЗИЛ не тот, и Горьковский автозавод не тот, а самое главное — специалистов нет, которые могли бы такие машины выпускать. Это было штучное производство, все равно что строить корабль на стапеле. Можно было сказать про «Чайку», что это серия, но все равно их делали элитные рабочие в специальных элитных цехах на элитном производстве этих заводов.

Я думаю, что КАМАЗу заниматься этим делом совершенно не с руки. Если эти машины и будут выпускать, то, наверное, где-нибудь ближе к нашим столицам: или к Питеру, или к Москве. Это совершенно не тот сегмент, в котором КАМАЗу надо проявлять свой потенциал.

Ну, а вообще, если мы позиционируем себя как развитая страна с развитой промышленностью, с высоким научным потенциалом, то одним из показателей этого уровня является собственный автопром и, в частности, производство достаточно широкого ассортимента автомобилей и для народа, и в то же время для первых лиц. На мой взгляд, производство этих автомобилей восстанавливать надо. Само наличие таких автомобилей — это предмет национальной гордости. Вопрос в том, что, когда ликвидировали производство «Чаек» на ГАЗе, это был во многом политический ход нового руководства страны — борьба с привилегиями. Я придерживаюсь того же мнения, что производство автомобилей в таком сегменте ликвидировали зря. Восстанавливать надо.

Но нужно, чтобы это было все-таки экономически целесообразно. Спрос будет, но он будет поддержан дотациями, это дотационный проект. И еще. Я глубоко сомневаюсь, что там будут стопроцентно отечественные комплектующие, как это было в «ЗИЛах» и «Чайках», без импорта никак не получится.

Игорь Арнаутов — аналитик «Инвесткафе»:

— Возможно, КАМАЗ будет заниматься разработкой автомобилей охраны, либо поставкой части комплектующих с новых совместных предприятий, таких как «ЦФ КАМА». Кроме этого, челнинский завод может быть использован как сборочная площадка. Существующие мощности КАМАЗа позволяют дорабатывать модель в процессе производства совместно с научно-техническим центром предприятия.

У КАМАЗа есть интересные наработки. Например, бронеавтомобили семейства «Тайфун», которые предназначены для перевозки личного состава, а также возможность установки модульных вариантов военного оборудования и вооружения.

Автопроизводители в развитых странах мира специально создают модели автомобилей для первых лиц. Покупка зарубежных образцов, возможно, обойдется дешевле, однако данный факт влияет на репутацию российских производителей. Поддерживается мнение, что российские автогиганты либо не могут создать автомобиль подобного класса, либо существующие модели не соответствуют качеству зарубежных аналогов.

Евгений Ушмаев — генеральный директор «Альянс-Авто»:

— Инициатива хороша, но верится пока с трудом. КАМАЗ, к примеру, не имеет опыта производства седанов, тем более премиум сегмента. Возможно, это может быть и ГАЗ, но там мощностей не так много. Если задумку удастся реализовать и машина будет отвечать всем необходимым параметрам, то почему бы и нет, чиновники должны пересесть, это вполне реально.

Машины, на которых в основном сейчас ездят чиновники, — это Audi и Mercedes для высшего эшелона власти, ценовая категория от 4 - 5 миллионов, и Toyota Camry и Nissan Teana — для чиновников средней руки, стоимость до 1,5 миллионов рублей. Что значит: чиновники не захотят пересесть на подобные автомобили? Любой, заботящийся о своих гражданах чиновник должен быть заинтересован, чтобы денежные средства, которые затрачиваются на приобретение автомобильных единиц, максимально оставались в России, и в регионе. Чиновник — это госслужащий, почему он должен пользоваться автомобилями иностранного производства? А вот чтобы он захотел пересесть, необходимо, чтобы машина действительно была комфортной, удобной и отвечала всем нормам безопасности. Это же колоссальная поддержка наших заводов, сохранение и расширение рабочих мест, а возможно, и экспорт таких автомобилей.

Если говорить о спросе обычных граждан, то это зависит от качества седанов. Если машина хорошая, не будет вызывать нареканий, будет пользоваться популярностью в высших эшелонах — почему бы не ездить на ней всем? Ну, и ценовая политика: изначально она должна стоить дешевле. Очень интересно, конечно, посмотреть, что из этого получится. А если все и правда срастется, то за этим автомобильное будущее.

Владислав Куранов — руководитель отдела продаж «Chery-центр» («Триал-Авто»):

— Чиновники предпочитают Merсedes, производитель из Штутгарта очень сильно лоббирует свои машины. BMW, как правило, в личном гараже. Но в последнее время пошел тренд выбора в пользу личных Volvo, Honda — менее приметные машины. А в представительском классе у нас лидирует все-таки Merсedes. Стоит такой автомобиль от 3,5 до 4,5 миллионов. Причем Merсedes в аналогичном классе получается не намного дороже Kia и Hyundai, сейчас они сильно подняли цены. Merсedes уже не является эталоном предела мечтаний или самой дорогой машиной, есть машины дороже.

Из трех производителей (КАМАЗ, ГАЗ и Sollers), мне кажется, этим будет заниматься все-таки Sollers. Вероятность больше, чем у КАМАЗа. У КАМАЗа большая база, но нет опыта строительства представительских машин. У Sollers нет опыта строительства представительских машин, но они очень плотно работали с Fiat, сейчас они работают с корейцами. Собирают машины они на Дальнем Востоке, что экономически будет очень выгодно, допустим, работать с китайскими поставщиками по каким-то малозначимым запчастям. И опять же, у них есть финансовые возможности. Я не вижу, чтобы у КАМАЗа были какие-то наработки в этой области. Хорошо ответил Сталину один из немецких производителей в свое время, когда мы с ними друзьями были. Сталин спросил: что нужно в России, чтобы построить такой же автомобиль, что строят немцы? На что немец ответил: 200 лет инженерных традиций. КАМАЗ очень сильно держит нишу в грузовиках, но представительский автомобиль нельзя сделать с нуля. У Kia была такая попытка, Hyundai пытался скопировать большой бизнес-класс. У Sollers есть шансы это сделать, у них все-таки больше связей с зарубежьем.

Что касается целесообразности проекта, я, например, патриот. Я считаю, что российский чиновник должен ездить на российском автомобиле, по крайней мере, будет не стыдно перед Европой. АвтоВАЗ сразу отпадает. У нас раньше ЗИЛ и ГАЗ делали представительские машины, это была штучная сборка. Был отдельный цех, в котором штучно собирали машины для нашей верхушки. И то, они были скопированы с других машин, например, с Cadillac. Если речь идет о 30 тысячах автомобилей, это уже поточное производство для среднего чиновника.

Не думаю, что эти автомобили будут пользоваться спросом не у чиновников, сейчас авторынок ценой больше 2,5 миллионов забит. Volvo, например, — достаточно брендовая машина, автомобиль надежный и серьезный, с определенным пафосом, продаются юридическим лицам. В личное пользование люди обычно не берут такие машины. Это машина директора, юридического лица. Эта ниша плотно занята Volvo, Audi. У BMW все-таки имидж спортивной машины. Чиновник на BMW — это отголоски далеких 90-х. И потом, опыт насильственной пересадки чиновников на российские машины уже был в 2002 году — никто не сел. Предлагали использовать «Волгу» в качестве служебных машин, были даже аукционы, которые проводил Немцов. Что-то я наших чиновников на «Волгах» давно не видел.