Сегодня КАМАЗ объявил о том, что в феврале на предприятии вводится четырехдневная рабочая неделя. Нерабочая пятница (получается почти по шариату, согласно которому пятница - выходной) выведенному персоналу будет оплачена в размере 2/3 от средней зарплаты. При этом в обычном режиме и со 100-процентной оплатой будут работать подразделения, занятые реализацией и отгрузкой продукции, изготовлением запчастей, автобусных шасси и продуктов диверсификации. В полную силу будет работать персонал центральной бухгалтерии — предстоит сдача годовой и налоговой отчетности. Непрерывно действующих производств также не касается это решение. В прежнем режиме будут работать подразделения, проводящие регламентные, ремонтные и профилактические работы.

В сообщении компании закралась и надежда на будущее: отмечается, что гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, мол, распорядился в течение месяца нарастить портфель заказов, чтобы вернуть на производство пятидневный график.

Февральские «чернильные» новости (из тех, что достать и плакать) продолжают невеселый январь для камазовцев. Напомним, что конвейерные нитки КАМАЗа простояли почти весь январь — компания отправила коллектив в двухнедельный корпоративный отпуск сразу же после новогодних каникул. Производство возобновилось в пятидневном графике 23 января и проработало фактически дней 10. Всего же после введения февральской четырехдневки КАМАЗ проработает 23 дня в течение двух месяцев. Напомним, что в январе-феврале насчитывается 37 рабочих дней. В итоге по двум месяцам получим примерно 62% рабочего времени — негусто…

Как пояснил газете «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь КАМАЗа Олег Афанасьев, режим четырехдневки периодически действует на автогиганте уже несколько лет — как минимум с 2011 года. Однако каждый месяц в зависимости от загрузки принимается решение об отмене четырехдневки.

— Такие решения принимались в ноябре, в декабре прошлого года — две пятницы были нерабочими, — рассказал Афанасьев. — В декабре 2013 года предполагалось, что нерабочими будут четыре пятницы, но после формирования пакета заказов две из них были отменены. Поэтому график работы зависит от объема заказов и ситуации на рынке, это постоянно действующая антикризисная мера.

Точно оценить количество персонала, которого коснется четырехдневка, практически невозможно, объяснил он. Мало того что уходят не все подразделения, каждому дается еще определенная квота на вывод людей. То есть то или иное подразделение может отправить на четырехдневку и 20% состава, и 70% или не отправить никого. Однако в среднем по году соотношение «пятидневников» и «четырехдневников» в подразделениях, которым выпадает счастье работать по сокращенному графику, 50 на 50.

«Дать конкретную оценку по февралю тоже не удастся, потому что, допустим, в первую пятницу люди работать не будут, а в последнюю будут, или наоборот. Все регулируется в гибком режиме, по ситуации, — добавил Афанасьев. — В сутки мы производим от 180 до 240 автомобилей. Но это не означает, что, допустим, в феврале компания выпустит меньше на столько-то машин. Компания выпускает широкий спектр наименований продукции, и, когда говорится о наращивании портфеля заказов для возвращения к пятидневному графику, речь может идти о привлечении заказов по автобусным шасси или продукции диверсификации. В огромном механизме автомобильного завода очень много нюансов, которые влияют на те или иные решения».

Кстати, известно, что КАМАЗ снова остановит конвейер на время отпуска большей части коллектива — это будет в июле 2014 года.

КАМАЗ В 1,5 РАЗА УВЕЛИЧИЛ ДОЛЮ НА РЫНКЕ ГРУЗОВИКОВ

Днем ранее пресс-служба КАМАЗа распространила официальное заявление: по итогам состоявшегося в Москве совета директоров Сергей Когогин остается у руля челнинского автогиганта — контракт продлен еще на четыре года. Первое в этом году заседание совета провел гендиректор Ростеха Сергей Чемезов.

На нем также рассмотрели итоги прошлого года. Рынок тяжелых грузовиков в России упал в 2013 году на 28%. (Правда, доля КАМАЗа на падающем рынке традиционно выросла на с 33% до 45% — за счет иномарок прежде всего.) В результате суммарные продажи автомобилей «КАМАЗ» на внутреннем и внешнем рынках упали на 4% и составили 43,8 тыс. машин. Выручка компании превысила 110 млрд. рублей, а прибыль, по предварительным расчетам, — 4 млрд. рублей. КАМАЗ вложил в развитие производства почти 4,3 млрд. рублей инвестиций.

РЫНОК ГРУЗОВИКОВ ДЕМОНСТРИРУЕТ КЛАССИКУ КРИЗИСА

Оценить итоги КАМАЗа в 2013 году и дать прогноз по ситуации на рынке в 2014 году газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов.

Шамиль Латыповдиректор ООО «ТехАвтоКомплект»:

- Объемы продаж КАМАЗов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились примерно на 15 - 18 процентов. Я считаю, что снижение связано в первую очередь со вступлением России в ВТО, переходом автозавода на модели, соответствующие уровню «Евро-4», и введением утилизационного сбора. Думаю, что и удорожания техники из-за введения утилизационного сбора избежать не удастся. Тысяч на 100 - 150 «КАМАЗы» подорожают.

Естественно, китайские и европейские автопроизводители оказывают серьезное давление на спрос. А кроме этого, и товарные запасы автомобилей, сделанные КАМАЗом в конце прошлого года, будут продаваться еще не менее полугода.

Четырехдневка, на мой взгляд, будет длиться на КАМАЗе весь февраль. Возможно, что какие-то укороченные смены могут появиться и летом, когда также наблюдается снижение спроса на грузовую технику.

Алексей Захаров — эксперт ИХ «ФИНАМ»:

— Сколько бы ни говорилось с высоких трибун, что кризиса в стране нет, рынок грузовиков демонстрирует классическое кризисное поведение. Он падает намного быстрее, чем рынок легковых автомобилей, продажи которых в прошлом году снизились на 5 процентов. Понятен и рост доли КАМАЗа: в условиях экономической нестабильности эксплуатанты не хотят вкладываться в иностранные автомобили, которые имеют больший срок окупаемости.

Если говорить о прогнозах рынка грузовиков и положения КАМАЗа в 2014 году, то все зависит о того, сумеет ли правительство РФ справиться с кризисной ситуацией. На мой взгляд, для роста продаж «КАМАЗа» необходимы большие объемы строительных работ, причем имеющих значительную долю работ «с грунтом». Наиболее популярны эти грузовики в роли строительных самосвалов. В принципе, такие программы планировались, в том числе ВСМ Москва — Казань и ЦКАД. Однако сейчас эти проекты повисли в воздухе, поэтому прогнозы давать трудно.

Если ничего не изменится, то в следующем году рынок тяжелых грузовиков может продолжить падение. Правда, надеюсь, что оно не будет столь резким — процентов на 10 - 12.

Анатолий Воронин — аналитик FIBO Group:

— Положительным моментом является то, что продажи КАМАЗа падают медленнее рынка, отрицательным — что вынужденные выходные приходятся на последние месяцы: ноябрь, декабрь-2013, в январе были праздничные дни, а в феврале завод снова перешел на четырехдневку. Сокращение производства можно оценить в 20 процентов.

У КАМАЗа очень непросто с экспортом — на рынках Казахстана и Украины он сталкивается с китайскими производителями грузовиков, которые очень активно отвоевывают долю рынка. В России перспективы не слишком радужные — темпы роста экономики недостаточные, спрос на тяжелые грузовики тоже замедляется.

Два месяца четырехдневки — это примерно и есть 3 - 4 процента падения продаж. Аналогичные январь и февраль говорят нам о том, что объем производства не будет выше, чем 2013 году, однако руководство КАМАЗа надеется, что и не будет сильного падения. И не придется сокращать персонал. В то же время нельзя исключать падения на 20 - 25 процентов. Необходимо проследить за числом рабочих дней в марте и апреле.