хуснуллин.jpg
Зиннат Хуснуллин

МИКРОФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР СЕКРЕТАРЯ КПРФ ВЗЛОМАЛИ ХАКЕРЫ

Сегодня в Набережных Челнах прошел митинг «Коммунистов России» под лозунгом «В защиту детей войны», который собрал около сотни активистов партии. Одной из главных тем выступлений на нем стало выражение поддержки предпринимателю и коммунисту Риму Фархутдинову, объявленному в федеральный розыск. Позднее КР планируют провести еще один митинг в Казани, где челнинцы рассчитывают передать письмо в защиту Фархутдинова президенту республики Рустаму Минниханову.

Уголовное дело в отношении Фархутдинова по 272-й статье («Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации») расследуется по заявлению секретаря челнинского отделения КПРФ Зинната Хуснуллина — Фархутдинов прежде работал в его микрофинансовой организации «Кредит-Центр». 25-летний коммунист подозревается во взломе сайта «Кредит-Центра» с корыстными целями. За почти полтора года с момента получения заявления от Хуснуллина следователи так и не передали дело в суд — материального ущерба заявитель не обнаружил, мотивы преступления неочевидны.

Вкратце фабула истории такова. В 2004 году Фархутдинов четыре месяца проработал в «Кредит-Центре» менеджером по информационным технологиям и создал сайт компании. Впоследствии он уволился, уйдя от Хуснуллина, как подтверждают обе стороны, без конфликтов. Со временем Фархутдинов стал индивидуальным предпринимателем, основав студию веб-дизайна «Рим» и вполне успешно занимаясь производством и поддержкой сайтов. 24 сентября 2012 года новый сисадмин Хуснуллина по каким-то причинам не смог войти на сайт и обратился к хостеру — организации, которая предоставляет место под сайт на своих жестких дисках — за технической информацией. Однако ответное письмо пришло по личному адресу Фархутдинова, который был указан при заключении договора «Кредит-Центра» с хостером (в течение пяти лет, прошедших со дня увольнения Фархутдинова, почтовый адрес администратором сайта Хуснуллина не менялся).

В ноябре к Фархутдинову пришли с обыском. Вероятно, доступ к внутренней информации сайта действительно получил некто посторонний, поскольку полицейские из отдела «К» УВД города имели при себе цифровую комбинацию — MAC-адрес, уникальный идентификатор компьютера, который они сверяли с номерами на каждом компьютере Фархутдинова. Всего у него в квартире проверили пять компьютеров — три стационарных и два ноутбука. MAC-адрес предполагаемого злоумышленника не совпал ни с одним из них, после чего компьютеры забрали и отправили на экспертизу в Казань.

Никах Рима Фархутдинова
Никах Рима Фархутдинова

«В ТОТ ДЕНЬ У МЕНЯ БЫЛ НИКАХ!»

Следователь УВД Светлана Сивалекина как минимум трижды заказывала технические экспертизы, но, по словам адвоката Фархутдинова Елены Александровой, следов входа с компьютеров веб-дизайнера на сайт бывшего работодателя обнаружено не было. Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» сам Фархутдинов, лишь один из компьютеров был подключен к сети, но не имел операционной системы — он выполнял функцию сервера, на котором хранились архивы работающих сайтов 40 клиентов Рима. Все они на период экспертизы остались без сайтов.

— На самом деле Сивалекина провела уже 8 экспертиз, — рассказал Фархутдинов, — Но никаких подтверждений моей вины эксперты не нашли. В тот день, когда я, по мнению следствия, лазил на сайт Хуснуллина, у меня был никах, мы праздновали в большой компании, я вообще не был дома. Свидетели сначала заявляли об этом, потом их запугали, и они стали отмалчиваться. Но компьютеры, которые забрали якобы на две недели, мне так и не вернули. Клиенты устали ждать, когда их сайты восстановятся, мне пришлось закрыть студию, я стал безработным. Пришлось вернуть часть денег по договорам, чтобы на меня не завели новые уголовные дела. Около 300 тысяч рублей я заплатил адвокатам и правозащитникам.

В ответах на многочисленные жалобы Фархутдинова в прокуратуру указано, что он подозревается в блокировании доступа к сайту и смене паролей в один из дней с 22 по 24 сентября, никах же прошел 21 и 22 числа. Как бы то ни было, после трех месяцев ожидания Фархутдинов подал жалобу в прокуратуру о том, что ему не возвращают собственность.

— Сразу после этого в местной прессе появились заметки о хакере, который взломал сайт бывшего работодателя — без имен, но моего возраста. Так что понятно, о ком речь, — рассказывает Фархутдинов. — А еще через две недели следователь мне сказала: «Получишь диагноз «невменяемый», и я твое дело закрою». Я отказался, тогда меня послали на амбулаторное обследование. Потом пришло заключение о том, что меня надо отправить на стационарное обследование в Казань. Заключение юридически безграмотное, в нем почему-то написано, будто я безработный, хотя на тот момент у меня было свое ИП, будто мои родители пьют и в семье криминогенная обстановка. Мы отправляли его в Москву, в федерацию судебных экспертов. Мне пришел ответ, что данное заключение не может рассматриваться как документ. Но следователь все равно подала в суд, и судья мне объяснил, что либо я добровольно поеду в психоневрологический диспансер (ПНД), либо меня увезут туда в наручниках по решению суда. Мне оставалось только согласиться. Но я не поехал — меня закроют в ПНД на три месяца, а потом дадут справку о невменяемости, как я буду потом работать с такой бумагой?

Рим Фархутдинов с супругой
Рим Фархутдинов с супругой

ТИМЕРЗЯНОВ И ЧАЙКА НЕ ПОМОГЛИ

Отметим, что Фархутдинов — инвалид второй группы. Из-за болезни его в свое время и попросили уйти из «Кредит-Центра». Болезнь стала для семьи еще одной причиной избегать стационара — по словам матери Фархутдинова, частые ночные приступы без присмотра родных грозят ему смертью: если рядом не будет жены, которая сможет в любой момент помочь, он может погибнуть. В ПНД, считают Фархутдиновы, персонал в палате дежурить ночами не станет. Чтобы не отправляться в диспансер, Рим предпочел скрыться от следствия, снял квартиру и в результате был объявлен в федеральный розыск.

Несмотря на прошлогодние откровения о хакере в челнинских газетах, в УВД корреспонденту «БИЗНЕС Online» по существу дела комментария не дали. Впрочем, начальник следственной части Ленар Бадретдинов поделился, что если Фархутдинов объявится, то решение по делу будет принято в течение месяца.

— Да, он должен поехать в ПНД на обследование, потому что есть соответствующее решение суда, — сообщил Бадретдинов. — Мы не сами это решение инициировали — нам сказали, что необходимо провести послеамбулаторное стационарное обследование. Мы обратились в суд — и он разрешил.

Вникнуть в дело Фархутдинова успели и в городской прокуратуре, куда спускались по инстанции жалобы подозреваемого генпрокурору РФ Юрию Чайке и главному федеральному инспектору по РТ Ренату Тимерзянову. У Тимерзянова мать беглеца Светлана Фархутдинова побывала на приеме в октябре прошлого года. Бывший начальник криминальной милиции обещал посодействовать либо в закрытии дела, либо в повторной независимой психиатрической экспертизе, но ответ пришел снова из городской прокуратуры — о том, что сомневаться в выводах экспертов челнинского ПНД нет причины.

В прокуратуре вопрос Фархутдинова также комментируют крайне скупо, однако намекают на достаточную доказательную базу, собранную следствием. Видимо, подразумеваются не выводы компьютерно-технических судебных экспертиз, поскольку в ответе республиканской прокуратуры на запрос сказано, что они «не содержат значимой информации для уголовного дела».

Следователь Светлана Сивалекина
Следователь Светлана Сивалекина

— Эксперты сделали вывод, что для определения вменяемости подозреваемого необходимо обследование в условиях стационара, — пояснил газете «БИЗНЕС Online» первый заместитель прокурора Набережных Челнов Павел Шамов. — А без этой психиатрической экспертизы мы и дело не можем направить в суд. Но мама его прячет. А на мой взгляд, вина его будет полностью доказана следствием, и вопрос стоит только в проведении психиатрической экспертизы. Она нужна лишь для того, чтобы определить, может он нести за свои действия ответственность или не может.

«ЖАЛКО ПАРНЯ, НО ПУСТЬ НАПИШЕТ ПРИЗНАНИЕ»

Напомним, никакого ущерба компании Хуснуллина нанесено не было, ни ошибок, ни видоизменений сайта не зафиксировано. Желание довести дело до повинной бывший работодатель в комментарии для «БИЗНЕС Online» объясняет тем, что каждый должен отвечать за свои преступления. Но что непонятно в этой ситуации — ради признания Фархутдиновым вины лидер челнинского отделения КПРФ рискует репутацией своей компании, ведь по существу он требует признать сам факт того, что сайт его микрофинансовой организации был взломан, и даже заявляет при этом, что на сайте происходит движение денег клиентов.

«Ущерба нет, — подтвердил Хуснуллин. — Но раз на нашу территорию кто-то залез, мы об этом заявили органам, как положено, ничего личного. Остальное — дело следствия. Хотят его в ПНД направить — конечно, по-человечески парня жалко, он парень хороший и способный, но от меня сейчас ничего не зависит, за свои поступки надо отвечать. У нас на сайте база — самое ценное. Там движение денежных средств и личные данные людей — это же все очень ценно. Это рабочий сайт. Конечно, основная база у нас на других серверах, защищенных, но тут же личные кабинеты есть. Я не знаю его намерений, но если ты зашел, если это доказано, то о чем может идти речь? А если бы не было обоснованной информации, никто не стал бы заводить уголовное дело. Я не знаю, каковы доказательства, не разбираюсь — мы привлекали независимых специалистов. Сейчас я уже не помню, какая организация этим занималась. О репутации «Кредит-Центра» я вообще не беспокоюсь. У нас полторы тысячи пайщиков — они будут оценивать, насколько мы хороши или плохи. Мы просто приняли меры дополнительной защиты серверов. Своих ответственных работников, которые не поменяли вовремя пароли, мы наказали, а какой интерес был у Рима оставлять за собой возможность зайти на сайт, я не знаю. Да, я не постеснялся об этом сообщить, не утаил. Конечно, это против имиджа, но что делать — споткнулся, извините. Но ведь и международные банки взламывают. Рим должен раскаяться. Почему он отказывается? Он должен правильно себя вести. Должен сказать: «Простите, я пытался ввести всех в заблуждение, больше не буду». Пусть напишет признание».

DSCN9993.jpg
Татьяна Гурьева

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОППОНЕНТЫ

Следует отметить, что фактически никаких личных кабинетов на сайте «Кредит-Центра» не наблюдается, нет даже возможности регистрации пользователей. Интернет-страница, созданная в свое время самим Фархутдиновым, носит информационный характер, так что загадкой остаются как мотивы подозреваемого, так и мотивы собственно заявителя, не понесшего ущерба, но готового на имиджевые риски микрофинансиста. Интересно в этом отношении, что Хуснуллин и Фархутдинов при всей разности весовых категорий являются и политическими оппонентами. Фархутдинов — человек из команды секретаря челнинского отделения «Коммунистов России» Татьяны Гурьевой, а его мама числится активистом горкома КР. Оба они следом за Гурьевой в числе десятков коммунистов покинули КПРФ при расколе партии.

В тот период, когда возникли трения уголовного характера между Фархутдиновым и Хуснуллиным, последний, вероятно, уже имел виды на место секретаря челнинского горкома КПРФ, которое он и занял через год после обыска у веб-дизайнера. В своих интервью Хуснуллин неоднократно заявлял, что контактов с коммунистами не прерывал и, перед тем как принять предложение возглавить горком, долго думал. Смена руководства в челнинском горкоме КПРФ проходила в условиях настоящей информационной войны между бывшими лидерами — помощниками Гурьевой и руководством рескома Хафизом Миргалимовым, который впоследствии и представил публике нового главу КПРФ в Челнах. Говоря точнее, претензии к Фархутдинову возникли в те дни, когда челнинские коммунисты уже открыто высказывали недоверие к рескому и лично Миргалимову, говоря о «сливе» выборов в Госсовет по одномандатным округам. В те дни в рескоме всем стало предельно ясно, что секретаря челнинского горкома Гурьеву придется менять.

Противостояние партий сохраняет накал по сей день, и перед очередными выборами в Госсовет РТ для КПРФ Татарстана было бы уместно дискредитировать непримиримых «Коммунистов России» показательным фактом: мол, помощники шумной Гурьевой взломали сайт финансовой организации лидера челнинского отделения КПРФ Хуснуллина.

с-календарем.jpg
Хафиз Миргалимов (слева)

«СЧИТАЮ, НЫНЕШНЯЯ КПРФ СПОСОБНА НА ТАКУЮ КОМБИНАЦИЮ»

Соратники по партии поддерживали Фархутдинова как митингами, так и сбором подписей под просьбой «прекратить незаконное преследование инвалида второй группы».

В свое время за Фархутдинова вступалась и депутат Госдумы РФ Альфия Когогина — она направляла обращение в следственное управление МВД по Набережным Челнам с просьбой выдать ему копию технической экспертизы. Писали Фархутдиновы и депутатам Госсовета РТ, в частности, председателю совета директоров «Камгэсэнергостроя» Александру Евдокимову и замгендиректора ОАО «КАМАЗ» по управлению персоналом Кириллу Пузырькову. Теперь готовится письмо на имя президента. Между тем дело может кончиться и миром, если Фархутдинов рискнет явиться к следователю. Дело в том, что в настоящее время действует амнистия, по которой следствие фактически обязано закрыть производство, и все, что для этого требуется, — письменное согласие самого подозреваемого на прекращение расследования.

«НЕ ДУМАЮ, ЧТО ВЗЛОМ САЙТА МОЖЕТ СИЛЬНО ПОВЛИЯТЬ НА БИЗНЕС»

Возможность политической подоплеки конфликта в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» оценили лидеры местных отделений политических партий.

Татьяна Гурьева — секретарь челнинского отделения партии «Коммунисты России»:

— Я не знаю, есть ли у Хуснуллина планы использовать ситуацию с Римом как повод для политической борьбы с нами, но считаю, что челнинское отделение КПРФ на такую комбинацию способно. Хуснуллин сам по себе таков — не коммунист, а в парию вступил, городское отделение возглавил. А с Римом же ясно — инвалид, доказательств его вины нет, ущерба Хуснуллину нет. Техническую экспертизу мы видели — она не подтверждает преступных действий. Ну закроют они дело по амнистии, но человек же должен признаться в том, что он виновен. А если человек привлекался к уголовной ответственности, ему же это жизнь испортит. Потом дети не смогут работать на государственных должностях. Меня тоже по одному делу просили защищать, дело в суде разбиралось. И несмотря на то что мы уговорили стороны примириться, женщину потом не приняли на работу, поскольку она привлекалась к суду.

Руслан Зиннатуллин — председатель регионального отделения партии «Яблоко» в РТ:

— Существует достаточно жесткое противостояние между КПРФ и «Коммунистами России». Я думаю, расследуемая ситуация вполне может быть связана с конфликтом между партиями и может являться поводом для чего-то большего. Но подобные дрязги приводят к тому, что люди просто перестают голосовать, полагая, что все одинаковые в этой политике и какая разница между плохими и очень плохими. Вообще говоря, мне просто странно наблюдать ситуацию, когда лидер городского отделения КПРФ занимается микрофинансированием. Ведь КПРФ — партия, которая вроде должна выступать против частной собственности, а тут ростовщичество, и как правило, в микрофинансовых организациях такие процентные ставки, что это просто грабеж средь бела дня. Поэтому я был удивлен самим назначением Хуснуллина на руководящую должность в КПРФ.

Что касается имиджевых рисков, то я думаю, что для банка такая ситуация была бы весьма негативной. Получается, у вкладчиков нет гарантий, что их деньги будут сохранены. Но микрофинансовая организация — это же просто контора по выдаче денег, поэтому я не думаю, что взлом сайта может сильно повлиять на бизнес. Туда просто обращаются люди, которым срочно нужны деньги. Если же «Кредит-Центр» привлекает существенные объемы средств сторонних вкладчиков, тогда ситуация может повлиять на мнение этих вкладчиков.

Азат Ислаев — экс-руководитель аппарата ТРО партии «Справедливая Россия»:

— По существу самого уголовного дела я промолчу, но в принципе в период подготовки к выборам в Госсовет все возможно. Правила игры для политических противников особо не отличаются от тех, которые были приняты в 1990-е годы. Все делается по одной схеме, поэтому вполне возможен и черный пиар, и другие грязные методы. Тем более всем известно, как были созданы «Коммунисты России», а также то, что они с КПРФ просто по определению должны вести борьбу друг с другом. Если говорить о репутационных рисках, то применительно к микрофинансовой компании это довольно отвлеченная тема. Сложно говорить в целом о положительном имидже такой организации. Скорее, лишний информационный повод для них даже на руку.