Согласно списку аффилированных лиц, главным акционером НЕФАЗа на 31 декабря 2013 года выступал КАМАЗ с долей 50,02%, еще 28,5% от уставного капитала принадлежало башкирскому Региональному фонду

ДЕОФШОРИЗАЦИЯ НЕФАЗА

ОАО «НЕФАЗ» на нынешней неделе сообщило об увеличении доли акций, которыми имеет право распоряжаться один из крупнейших инвестбанков мира — швейцарский банк UBS AG. Доля банка выросла на 11,76%. В результате банк получил право распоряжаться 12,13% от всего уставного капитала завода. В свою очередь, резидент Швеции Питер Элам Хаканссон утратил право распоряжаться 11,7% голосующих акций. Как следствие, утратили право распоряжаться акциями нефтекамского завода такие фонды, как «Стора Ваттнет Инвест АБ» (Швеция), «РИТК Инвест АБ» (Швеция), «ИстКэпитал АБ» (Швеция), «Ист Кэпитал Альтернатив Инвестмент» (Каймановы острова), «Кадре Инвест СА» (Люксембург), «Катапел Лимитед» (Кипр).

Согласно списку аффилированных лиц, главным акционером НЕФАЗа на 31 декабря выступал КАМАЗ с долей 50,02%. Еще 28,5% от уставного капитала завода принадлежало ОАО «Региональный фонд», которое контролируется Республикой Башкортостан в лице республиканского МЗИО.

— У меня нет информации о том, что акционеры делают со своими акциями и как они перекладываются из одного места в другое, — признался газете «БИЗНЕС Online» гендиректор ОАО «НЕФАЗ» Николай Пронин, но заявил, что «ни о каком сотрудничестве с банком UBS AG — инвестиционном или ином — на сегодняшний день речи не ведется». — Никаких изменений в политике компании в этой связи я не слышал и не предвижу.

В том же духе ответил и руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев: «Акционеры распорядились своими активами так, как посчитали нужным, тут нечего добавить. НЕФАЗ как работал, так и продолжает работать, реализовывать установленные планы. Для кого банк покупает эти акции — вопрос не к нам. У нас есть 50 с лишним процентов акций — вот за них мы и отвечаем».

По сути, на КАМАЗе и НЕфАЗе формально правы — акционер волен продавать и покупать активы как ему вздумается, не ставя в известность других держателей акций и тем более топ-менеджемент компании. Но нельзя не обратить внимание на то, что сделка состоялась менее чем через месяц (!) после того, как КАМАЗ взял курс на вывод акций из офшоров. Напомним, что автогигант стал одним из первых в России, кто таким образом отреагировал на слова президента России Владимира Путина, сказанные им в послании Федеральному Собранию в конце минувшего года. Тогда президент заявил, что выход российских компаний из офшоров затянулся, поэтому тем, кто зарегистрирован в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты и госгарантии. Причем это была одна из наиболее значимых частей президентского выступления. По озвученным Путиным данным, через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью $111 млрд., что составляет пятую часть всего росссийского экспорта. Половина из $50 млрд. российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. КАМАЗ отреагировал на слова Путина одним из первых: гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин заявил, что в отношении акций ОАО «КАМАЗ» акционеры провели обсуждение и приняли решение начать юридическую процедуру по переводу владения акциями в российскую юрисдикцию. Кстати, как идет этот процесс и осуществлен ли перевод акций КАМАЗа в Россию, пока неясно. Афанасьев сегодня заявил газете «БИЗНЕС Online», что комментариев по этому поводу у него нет.

Конечные бенефициары акций НЕФАЗа, которые находились в распоряжении фондов, зарегистрированных в офшорах, неизвестны. Нельзя, однако, исключать, что за ними могут стоять некие бизнес-фигуры, не столь далекие от КАМАЗа и НЕФАЗа. Если это так, то сделка с UBS может оказаться промежуточным звеном в процессе деофшоризации. Раскрыть реальных собственников, стоящих за офшорами, сложно, а после того, как UBS найдет покупателя на полученный им пакет, скорее всего, это и вовсе станет невозможно. Можно предположить, что в конечном счете поккупателями акций окажутся сам КАМАЗ или близкие к нему структуры — здесь надо учитывать, что автогигант объективно заинтересован в усилении своего контроля над НЕФАЗом. Словом, скорее всего, история с пакетом акций далеко не закончена.

ВСЛЕД ЗА РЫНКОМ

НЕФАЗ — непубличная компания, акции которой не торгуются на бирже, поэтому определить ее капитализацию сложно. Однако можно вычислить нижнюю границу сделки между прежними миноритариями и UBS (если она была рыночной). Уставный капитал НЕФАЗа в сумме с резервами на 1 октября 2013 года составлял 704 млн. рублей, а чистые активы оценивались в 730 млн. рублей. Таким образом, минимальная сумма сделки с участием UBS по продаже пакета могла составить 82,4 млн. рублей.

Что касается экономических показателей, то сильно зависящий от КАМАЗа и, естественно, общей конъюнктуры рынка спецтезники НЕФАЗ переживает не лучшие времена, но ведет бизнес достаточно ровно и уверенно. Выручка завода снизилась на 10,5% — с 7,398 млрд. рублей за 9 месяцев 2012 года до 6,619 млрд. рублей за 9 месяцев 2013 года. Такая тенденция вполне логична с учетом падения спроса на грузовые автомобили. Так, по данным АСМ-холдинга, российские продажи грузовиков в январе-сентябре 2013 года составили 213,9 тыс. единиц, сократившись на 19,3% по отношению к первым 9 месяцам прошлого года.

Чистая прибыль завода сократилась в 61 раз — с 28,85 млн. рублей за три квартала 2012 года до 472 тыс. рублей за аналогичный период 2013 года.

Николай Пронин (в центре)
Гендиректор ОАО «НЕФАЗ» Николай Пронин (в центре)

ХОРОШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Впрочем, уже скоро НЕФАЗ может получить второе дыхание и новые инвестиции.

На заводе в октябре прошлого года поменялся гендиректор. По решению совета директоров, руководитель нефтекамского завода Раиф Маликов передал пост топ-менеджеру КАМАЗа Пронину, возглавлявшему подразделение автогиганта ООО «Управляющая компания «КАМАЗ-спецтехника». Представляя нового руководителя, Когогин заявил, что его стратегическая задача — создать на Нефтекамском автозаводе центр по развитию и производству спецтехники всей корпорации, что приведет к значительному увеличению и объемов производства, и номенклатуры выпускаемой продукции.

А в канун нового года НЕФАЗ сообщил, что на внеочередном собрании 26 декабря были досрочно прекращены полномочия членов совета директоров предприятия и избран его новый состав, куда вошли 7 человек, в том числе Когогин, министр промышленности и инновационной политики Башкортостана Алексей Карпухин, директор департамента экономики ОАО «КАМАЗ» Антон Сарайкин. Маликов, Пронин, директор по лизингу и развитию продаж КАМАЗа Олег Ершов, независимый консультант Алан Фредерик Спенсер сохранили свои места в совете. Председателем совета директоров избран Когогин.

ЕДВА ЛИ У БАНКА ЕСТЬ НАМЕРЕНИЯ ВМЕШИВАТЬСЯ В БИЗНЕС КОМПАНИИ

Изменения в составе акционеров башкирского предприятия газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Анатолий Воронин — аналитик FIBO Group:

— Судя по документам, из состава акционеров компании вышел целый ряд иностранных юридических лиц, которые, возможно, являлись номинальными держателями акций в чьих-либо интересах. Нельзя исключить того, что это произошло в рамках выполнения указания президента о борьбе с офшорами. Возможно, что последуют и другие объявления, а UBS AG может также оказаться промежуточным владельцем. Стоит обратить внимание, что буквально накануне Нового года в совете директоров компании произошли существенные изменения. А сообщение о смене владельцев акций произошло сразу после длинных праздников. Скорее всего, эти два события могут быть связаны.

Доля UBS AG незначительна и составляет 12,13 процента. Получается, что банк является миноритарным акционером, который не может влиять на политику предприятия. Контрольный пакет акций — у КАМАЗа, а блокирующий — у правительства Башкортостана. Возможно, акции переданы банку в залог, или он выступает в качестве номинального держателя в чьих-либо интересах.

Будет логичным предположить, что UBS AG предоставляет в этом случае либо финансовые, либо инвестиционные услуги. Едва ли у банка есть намерения вмешиваться в бизнес компании. В то же время нельзя не отметить, что НЕФАЗ имеет очень неплохие финансовые результаты, что, вероятно, и привлекло UBS AG.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

Начать следует с того, что свои акции продала шведская компания «Стора Ваттнет Инвест АБ». И размер ее пакета составлял как раз 11,7 процента. Кто является ее владельцами, неизвестно, но не исключено, что это иностранные граждане и/или компании. Продажа акций может объясняться самыми разными причинами: и просто желанием продать эти акции, и тем, что за них предложили хорошую цену, и сменой стратегии развития шведской компании, и потерей интереса к российским активам, и еще множеством самых разных причин. Но это лишь наши предположения о причинах продажи пакета, которые могут оказаться ошибочными.

Что касается продажи этого пакета швейцарскому банку, то не исключено, что он может быть лишь номинальным держателем, то есть акции могут быть приобретены для кого-то, кто пока не хочет афишировать тот факт, что стал совладельцем НЕФАЗа. Возможно, что впоследствии имя нового владельца данного пакета будет объявлено.

Вряд ли стоит ожидать, что стратегия развития компании существенно изменится. Во-первых, у нее остаются акционеры, владеющие гораздо большим пакетом акций, я говорю о КАМАЗе. Во-вторых, продукция, производимая компанией, пользуется спросом, и вряд ли что-то в деятельности компании следует кардинально менять. В-третьих, надо понять, кто фактически является новым акционером компании и насколько его устраивает нынешняя стратегия развития компании. Не исключено, что и приобретался этот пакет именно потому, что новому акционеру нравится, как развивается НЕФАЗ, и поэтому он приобрел пакет его акций.