«Я ЧЕСТНО ПЫТАЛСЯ ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ АРХИТЕКТУРА, ТАК ТОЛКОМ И НЕ ПОНЯЛ»

Так как предмет дискуссии всегда ключевой в любом общении, я попытаюсь рассказать не то, что я знаю, а то, о чем написано в наших дискуссионно-постановочных задачах...

«Обновление мировой финансовой архитектуры». Я вчера честно пытался понять, что такое мировая финансовая архитектура, так толком и не понял, честно говоря. Поэтому, если можно, на эту тему я не буду долго выступать. Как только я узнаю, что такое мировая финансовая архитектура, я сразу же что-нибудь скажу про ее обновление.

«Будущее мировых резервных валют»... Что такое мировая резервная валюта? Это то, в чем центральные банки хотят хранить деньги, хотят хранить свои резервы. Поэтому эта валюта является резервной. Центральные банки — это, конечно, огромное достояние человечества, они, собственно, эти деньги и печатают. И по каким-то правилам в какой-то валюте все это дело хранят...

Так как я не центральный банкир, больше занимаюсь частным бизнесом — меня очень часто спрашивают, в какой валюте хранить деньги населению и предпринимателям. И вот я хочу буквально три слайда показать по поводу мировых резервных валют. То есть наше исследование того, в каких валютах лучше всего, надежнее всего хранить деньги населению, гражданам, которые не занимаются ежедневными макроэкономическими изысканиями, не понимают таких терминов, как «волатильность», «устойчивость макроэкономическая» и так далее, и так далее.

ВАЛЮТЫ-ЧЕМПИОНЫ ИЛИ СТРАНЫ-ЧЕМПИОНЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ВАЛЮТ

Мы взяли целый ряд стран и целый ряд критериев, по которым пытались оценить устойчивость этих валют. Вот здесь вы видите основы методологии, которые были положены в исследования нашего центра макроэкономических исследований.

33 страны были разбиты на три группы устойчивости, и, в конце концов, мы получили такую картинку, в которой мы можем назвать валюты-чемпионы или страны-чемпионы с точки зрения устойчивости валют.

Интересно, что первые три страны, они, наверное, во многом предсказуемые. Это небольшие европейские страны. Это Швейцария — номер один с огромным отрывом. Это Норвегия. И это Швеция. Три страны, в которых сохранение валют с точки зрения их потенциала устойчивости, девальвации этих валют, разумности макроэкономической политики правительств, достаточности ресурсов для поддержания устойчивости этих валют являются доминирующими над всеми остальными в мире. Швейцарский франк, норвежская крона — и Швеция, третья страна, которые, на наш взгляд, являются фаворитами для устойчивого сохранения собственных ресурсов.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЛИКВИДНОСТЬ ВАЛЮТЫ — У ШВЕЙЦАРСКОГО ФРАНКА

Три страны следующие — это Тайвань, Сингапур и Малайзия. Есть в этих странах тоже свои проблемы. У Тайваня есть дефицит бюджета, собственно так же, как у Малайзии. Сингапурский доллар является наиболее приоритетным, на мой взгляд, в этой второй группе трех стран.

Но мы еще учитывали такой фактор, как ликвидность этих валют. Самая большая ликвидность валюты — это, конечно, швейцарский франк. Ежедневная ликвидность этой валюты составляет примерно 80 миллиардов долларов, это достаточный объем для того чтобы обеспечить, конечно, не потребности центральных банков, но потребности частных лиц, граждан. Этот объем ликвидности абсолютно закрывает потребности граждан.

Норвегия, Швеция, Сингапур — у них объем ликвидности примерно в три-четыре раза меньше, около 20 миллиардов долларов ежедневный объем. Поэтому эти валюты тоже вполне могут являться резервными с точки зрения сохранения гражданами своих ресурсов.

ДЛЯ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНИНА НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ИМЕТЬ В ПОРТФЕЛЕ РОССИЙСКИЕ РУБЛИ

Россия тоже находится в этом рейтинге, на 11-м месте. Хочу сказать, что это очень неплохое место. С учетом того, что Германия — если бы не являлась носителем всего европейского, то она бы, конечно, была в рейтинге значительно выше. Зона евро — она очень-очень разнородная, поэтому мы не отнесли евро в рекомендуемый набор валют.

Соединенные Штаты Америки по рейтингу попали на 9-е место, Россия — на 11-е. Понятно, что для российского гражданина нужно обязательно иметь в портфеле — и, наверное, преобладающую часть портфеля, — российские рубли, потому что все-таки все наши траты происходят в рублях.

Вот этим рейтингом надежности валют мы, собственно говоря, ответили на тот вопрос, который был поставлен в части резервности. Еще раз повторяю, это наша точка зрения, это наши критерии, которые мы положили в основу, методология здесь дана. На нашем сайте опубликован полностью этот отчет. Если кому-то он не нравится, можно предложить некий свой набор. Но ни одного подобного исследования я пока еще не видел... Я тоже люблю критиковать и люблю слушать критику. Поэтому если кто-то предложит нечто более разумное, я с удовольствием к этому готов буду присоединиться.

У НАС БУДЕТ СТАБИЛЬНО НИЗКИЙ ТЕМП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

«Структурные и стабилизационные меры экономической политики и государственно-экономическая политика в условиях нестабильности». Знаете, вот «структурные и стабилизационные меры экономической политики» — уже противоречие. Потому что структурные меры политики подразумевают, конечно же, изменения, то есть дестабилизацию. Любое изменение — это дестабилизация. Стабилизационные меры предполагают некое еще большее сохранение стабильности. Это явное противоречие, с этим противоречием мы встречаемся ежедневно, сталкиваемся ежедневно. Так же, как и с проблемой — какой должна быть государственная политика в эпоху нестабильности.

Вот здесь мой коллега сказал, что мы находимся в «новой нормальности»... Что сейчас «новая нормальность» — это высокая волатильность и низкие темпы роста. Ну, низкие темпы роста — это и есть, наверное, стабильность. Стабильно низкие темпы роста — это, в общем, как бы один из элементов стабильности. Рост в России будет ниже, чем рост в мировой экономике — 3,6 - 3,8 процента, ниже, чем в Соединенных Штатах Америки, в которой обещают в этом году 2,9 в среднем по прогнозу. У нас будет стабильно низкий темп экономического роста.

МЫ С МИНИСТРОМ ФИНАНСОВ НЕ СМОГЛИ НАЙТИ ПРОГРАММУ ДЕЙСТВИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА НА 2014 ГОД

Вопрос: какой должна быть экономическая политика? Вопрос хороший. Чтобы ответить на вопрос, какой должна быть экономическая политика, нужно понять, какой она будет у нас. Я открыл сайт правительства Российской Федерации и попытался понять, какой будет политика правительства Российской Федерации в 2014 году? Я даже воспользовался помощью министра финансов, но мы вместе не смогли найти программу действий правительства на 2014 год. Есть «Основные направления» деятельности правительства до 2018 года, и там даны индикаторы в 18-м году. Но на 14-й год мы ничего не смогли найти.

Но у нас есть такой институт и даже целый министр, который отвечает за Открытое правительство. И в общем я попытался зайти на сайт Открытого правительства. На сайте Открытого правительства я тоже ничего не увидел, с точки зрения того, что будет у нас в 2014 году. Там задекларированы — есть публичная декларация целей пяти министерств на 2013 год.

Тогда я попытался найти ответ, что такое открытое правительство в принципе? Вот на этот вопрос как бы ответ...м-м-м... на сайте есть — что такое открытое правительство. Есть сформулированный вопрос такой специальный для таких заинтересованных, как я, что такое открытое правительство? И есть такой очень красивый блин, который выплывает. И вот в середине этого блина есть такой вопрос: что это такое? Я нажал на него и четыре раза перечитал, что это такое, открытое правительство. Узнал, что это не новая властная структура, а система механизмов и принципов, обеспечивающая эффективность взаимодействия власти гражданского общества. Результатом станет не только повышение качества принимаемых решений, но и повышение качества жизни граждан. Все!

МЫ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ, ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ КАЖДОЕ МИНИСТЕРСТВО И ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Отсюда я понял, что надо, наверное, сворачиваться с рекомендацией того, что нужно делать, потому что надо сначала понять, что делаться будет. Вот как только мы поймем, что делаться будет, как только будет задекларирована программа правительства Российской Федерации на 2014 год, и будет четкое понимание того, как будет реализовываться задача повышения инвестиционного климата, улучшения качества медицинского обслуживания... Тут про пенсионную систему вспомнили, но я думаю, что лучше, наверное, эту тему сейчас не поднимать, еще пару лет, потому что осадок от действия в 2013-м году очень большой у экспертного сообщества...

Во всяком случае, мы должны понимать, что будет делать каждое министерство и что будет делать правительство. Вот на сегодняшний день я, например, этого не понимаю. И из главного инструмента — открытого правительства, и с сайта (правительства) Российской Федерации я этого не увидел. Нет ни одного инструмента, который бы нас адресовал к тому, что будет происходить.

КИТАЙЦЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ВО ВСЕМ НАДО ВИДЕТЬ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Еще тезис, о котором бы я хотел сказать, что, на мой взгляд, нужно делать в условиях нестабильности.

В условиях нестабильности, первое, нужно сохранять оптимизм (смех и аплодисменты в зале). В этом смысле примером нам могут быть китайцы. Они говорят, что во всем надо видеть новые возможности. И это абсолютная истина! В любой нестабильности, в любой системе изменений есть огромное количество возможностей. Есть огромное количество возможностей для нас, для нашей страны. Мы говорим о том, что нам есть что улучшать, мягко говоря. Ну, конечно, есть что улучшать. Давайте приедем в Соединенные Штаты, Европы и поговорим в любой из стран, есть ли там что улучшать. Мягко говоря, там тоже есть что улучшать.

Я, как человек, который работает сегодня на территории 22 стран, в том числе в Европе, хочу сказать, что в России работать тяжело, но в большинстве стран, где мы работаем, работать еще тяжелее. Бюрократия в Европе не имеет ни малейшего сравнения с нашим нелюбимым чиновничеством российским. Российские чиновники — агнцы Божьи по сравнению с бюрократами в Европе. В этом смысле, как бы себя, по нашей традиции, ни пытались пинать, ругать и так далее, и так далее...

ЭТО, МОЖЕТ БЫТЬ, КОНЕЧНО, ПЛОХОЙ РЕЗУЛЬТАТ. НО ЛУЧШЕ НИГДЕ НЕ ЗАРАБАТЫВАЮТ

Сбербанк сегодня опубликовал результаты нашей деятельности за прошлый год, пока по российским стандартам бухучета и пока без результатов группы... Возвратность за капитал наша за прошлый год составляет примерно 21 - 22 процента. Это, может быть, конечно, плохой результат. Но лучше нигде не зарабатывают. И больше, чем в России, а мы в 22 странах присутствуем, нет нигде. Лучший результат — в России. При всем при том, что мы здесь самая огромная махина, у нас здесь самые большие издержки и так далее...

У нас есть все возможности для развития. Мы сырьевая страна, мы говорим: у нас нефтяное проклятие. Да, нефтяное проклятие, это, в общем, то, что нам дает кусок хлеба. С другой стороны, не было бы этого нефтяного проклятия — где бы мы были? Вопрос. Поэтому, на мой взгляд, надо всячески поддерживать этих «проклятых» нефтяников, этих газовиков, которые являются основой нашей экономики в целом. Вопрос в правильном направлении ресурсов, которые они зарабатывают. Это, конечно, отдельная и очень важная тема. И, на мой взгляд, в условиях нестабильности нужно иметь очень мягкие ноги, должна быть очень гибкая система управления.

В ДАВОСЕ ОРГАНИЗУЕМ ДЕЛОВОЙ ЗАВТРАК СБЕРБАНКА

Если говорить о наших приоритетах, то, на мой взгляд, сегодня самой ключевой задачей для нашей страны является создание — первое — системы управления, гибкой системы управления. Потому что выстраивание внятной системы управления — это самая ключевая задача для нашей страны.

Вот мы в Давосе организуем деловой завтрак Сбербанка, где мы попытаемся построить дискуссию вокруг двух вещей: сильное правительство и сильные институты. Есть страны, в которых есть сильное правительство, и есть страны, в которых есть сильные институты. И есть страны — редчайшие! — в которых есть и то, и другое вместе взятое.

У нас очевидно, что есть сильное правительство. Наш лидер Forbes и еще каким-то огромным количеством разных источников признается, если не первым, то вторым в мире. С этим у нас все в порядке. Нам нужна система управления, нам нужны сильные институты. Сильные институты создаются, конечно, внятной системой органов управления, снизу доверху — от муниципалитетов до федерального правительства. И, конечно, разговор будет значительно более предметным, если мы, в конце концов, научимся простой управленческой культуре. Постановке целей и задач. Объяснению обществу, как эти цели и задачи будут достигаться. Определением критериев, как мы будем подбирать людей на ключевые должности и как эти люди будут выходить и публично отчитываться за достижение или недостижение соответствующих целей и задач. И как мы будем получать обратную связь от общества в качестве удовлетворения или неудовлетворения тем, как те или иные публичные персоналии отработали.

У НАС ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЕ МИНИСТРЫ, А ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА МАЛЕНЬКИЕ

У нас в бизнесе есть абсолютный критерий — это прибыль. Если меня не любят мои клиенты, они, в конце концов, не будут делать с нами бизнес. Нет бизнеса — нет прибыли.

В правительстве все значительно более сложно. Есть, конечно, показатель роста ВВП. Но при всем том, что у нас есть сильные министры... Я скажу, что здесь присутствующий Алексей Улюкаев, министр экономики, у нас очень сильный министр, и профессиональный, и сильный. И министр финансов, столько лет отработавший в этой сфере, очень опытный, очень сильный министр. А темпы экономического роста — маленькие (смех в зале). Значит, собака зарыта где-то в другом месте.

Я утверждаю, что с той системой управления, которую мы имеем сегодня, мы не можем достигать целей и задач. И поэтому лучше не ставить перед собой амбициозные цели реформ. Потому что Виктор Степанович (Черномырдин) лучше всего охарактеризовал реформу в неотстроенной системе управления: хотели как лучше, получилось как всегда. Результат будет один и тот же, какую бы сильную команду мы ни посадили во главе.

ПО-СЕРЬЕЗНОМУ ВКЛАДЫВАТЬСЯ НЕ В ВУЗЫ, А В ДЕТСКИЕ САДЫ

И последний тезис, о котором бы я хотел сказать, — это, конечно, обучение, это система образования. Самая ключевая задача для нас — понять, где мы находимся с точки зрения системы образования, и начать по-серьезному вкладываться. Не в вузы, а в детские сады, потому что там у нас появляется будущее поколение, будущее России. В среднюю школу, в систему профессионального образования нужно, в последнюю очередь в вузы...

Сегодня система образования у нас, к сожалению, неконкурентоспособна. Нам нужно всем вместе признать это и начать по-серьезному вкладываться в трансформацию системы образования.

Вот я вижу здесь основателя фонда династий, я люблю заглядывать на этот великолепный сайт, и спасибо людям, которые вкладывают собственные деньги в систему образования. Мне кажется, что это гражданская задача всех здесь присутствующих. А здесь собраны не последние люди бизнеса, ну и, конечно, государства.

...Самый лучший ответ на любую эпоху нестабильности — иметь гибкие мозги, иметь оптимистичное настроение, иметь правильно выстроенную систему управления. Это самый лучший ответ на любые перипетии, на любую нестабильность. И гарантия правильной экономической политики.