— Константин, так называемые smart-решения для дома — давно не новость, но тем не менее их внедрение в России не развито. Разъясните, чем вы занимаетесь.

— Мы реализуем проекты «умного дома», то есть разрабатываем и внедряем системы домашней автоматики. Управлять работой светильников, камер видеонаблюдения, домашнего кинотеатра, моторизованных штор, кондиционеров и теплых полов можно, например, с сенсорной панели из любой точки в доме или квартире. Это делается не только ради комфорта, но и для безопасности, а также для экономии используемой энергии. Система с помощью датчиков сама определит, необходимо ли потушить или включить верхний свет в холле или коридоре, на какой мощности и с каким алгоритмом должна работать климатическая система. Соответственно, коммунальные платежи будут приходить с меньшими суммами. Можно также контролировать работу всей системы удаленно через интернет. Допустим, уехали вы куда-то далеко, и потребовалось задержаться еще на несколько дней, можно отключить или убавить отопление в доме, тем самым снизив энергопотребление. А один из наших заказчиков, находясь в другом городе, обнаружил у себя дома нерадивую домработницу-вора, наблюдая по установленным камерам через интернет. Вариантов использования всех функций очень много, система гибкая и может быть настроена под пожелания любого заказчика.

— Наверное, многие относятся к этим системам как к дорогим игрушкам?

Изначально в 2000 году это воспринималось именно так. Сейчас уже нет. Люди больше путешествуют, видят и пробуют эти системы в других странах, понимают, что это удобно и функционально. Здесь как с видеомагнитофонами: раньше они удивляли, а теперь стали обыденной вещью в доме. А потом был бум DVD, и он стал обыденной вещью в доме, так и системы автоматики входят в нашу жизнь семимильными шагами.

Кто были первыми клиентами?

— Успешные коммерсанты — те люди, которые располагают финансами и любят, как говорится, быть в тренде. Цена первых проектов была действительно очень высока. Стоимость доходила до сотен тысяч долларов. Сейчас же человек со средним достатком вполне может себе позволить внедрение этих инженерных систем, потому что количество производителей оборудования значительно увеличилось. На сегодняшний день доступно много различных решений. И если раньше преимущество отдавалось американским производителям, то сейчас появились крупные и серьезные европейские производители, а также компании из Юго-Восточной Азии и России. Появляются более дешевые бренды, что позволяет заказчикам выбрать то, что подходит именно им.

— Ваши обеспеченные клиенты — это определенный круг общения. Благодаря чему и кому вы вышли на первых заказчиков?

— Начали работать со многими ведущими дизайнерами интерьеров, которые стремились выполнять проекты оригинально на волне новых технологий и предлагали своим клиентам услуги домашней автоматизации. Давно сотрудничаем с дизайнерским домом Татьяны Бабаевой и многими другими специалистами. Сейчас мы ведем несколько объектов совместно с американскими дизайнерами. Мы проводим для здешних специалистов мастер-классы, консультации и вывозим на учебу за границу. Так, недавно группа дизайнеров вернулась из Германии, где проводила учебу компания GIRA (входит в пятерку ведущих производителей компонентов автоматизированных систем для «интеллектуальных зданий»прим. авт.).

Еще на заре развития в салоне элитной мебели «Свет и уют» был удачно организован шоу-рум, где был представлен полноценный домашний кинотеатр с системой управления АV-оборудованием, освещением и моторизованными шторами. Тогда, 13 лет назад, это было непривычно: хороший звук, качественная картинка на большом экране, красивый интерьер — настоящий собственный кинотеатр. Люди видели, что все это у них может быть и дома. Вот так и начали появляться клиенты. И еще немаловажно: у нас практически не было конкурентов по домашней автоматизации в Татарстане.

В какой-то мере, когда у нашей компании был период становления, происходило некое воспитание рынка, тогда как на Западе эти технологии являлись нормой и применялись даже в арендном жилье.

«Сейчас мы решаем весь комплекс технических вопросов, чтобы вся инженерия объекта работала: от электрики и слаботочки до вентиляции и отопления»

ЗАМОК ПУГАЧЕВОЙ, ДОМА И ОФИСЫ ТАИФА

Какие у вас есть предложения для корпоративных клиентов?

— Сейчас мы решаем весь комплекс технических вопросов, чтобы вся инженерия объекта работала: от электрики и слаботочки до вентиляции и отопления. Ведь проще контролировать одну организацию и спрашивать с нее, а не набирать на объекте разных подрядчиков. Для корпоративных заказчиков мы делаем комплексные системы управления и диспетчеризации. Во многих офисах есть зоны отдыха, где нужно создать атмосферу комфорта, конференц-залы, где необходимо проводить видеоконференции и совещания, возможно, и с удаленными по всему миру участниками, современные комнаты переговоров, диспетчерские и централизованные пункты охраны. Как правило, в кабинете руководителя устанавливается очень много разной техники: поддержание климата, выбор нужного освещения, управление шторами — изменить режим работы можно буквально одним кликом, выбрав требуемый сценарий на панели задач. А покидая кабинет, нажав одну кнопку, все включенные устройства выключатся или переходят в спящий режим. Это же очень удобно.

— А кто ваши корпоративные клиенты сейчас?

— ТАИФ, «ПСО «Казань», «Татнефть» и другие крупные компании, проектные институты, например, «Татинвестгражданпроект», Гипронииавиапром... Однако мы все больше времени уделяем рынку частных инсталляций. Среди наших клиентов есть и известные звезды российского шоу-бизнеса. Так, наши специалисты привлекались к работе по внедрению системы «умного дома» в многоэтажном замке Пугачевой и Галкина (особняк под названием La Pier Blanche — «Белый камень» находится в деревне Грязь Одинцовского района Подмосковья. Эксплуатация, содержание, охрана дома обходится примерно в 655 тыс. рублей ежемесячноприм. авт.).

— Какие заказы были самыми крупными?

— Системы управления на объектах группы компаний ТАИФ. В жилом комплексе на улице Гоголя (дома повышенной комфортности и переменной этажностиприм. авт.), в гостевом поселке и в центральном офисе компании ТАИФ были внедрены системы управления светом, аудио- и видеосистемами, климат-контроль, персональный домашний кинотеатр. В ЖК на улице Гоголя концепция предусматривала построение гибкой системы, тогда мы прокладывали кабели для внедрения универсальной системы, а затем за счет оборудования и программирования все «подгонялось» под требования заказчика.

А самым первым крупным заказом был конференц-зал для казанской мэрии. В начале 2000-х этот зал для собраний был самым современным с внедренной конференц-системой Bosch, самой «продвинутой» на тот момент, также была установлена американская система управления АМХ. В целом на данный момент у нас порядка 150 выполненных объектов.

— А каким был первый заказ?

Первым заказом стал персональный домашний кинотеатр для одного из владельцев крупной строительной компании. Этот проект дал нам путевку в жизнь. Не могу рассказать конкретнее, у нас есть своя этика, и мы ее всегда придерживаемся.

«На сегодняшний день можно реализовать любую задачу, просто заказчик не всегда знает все возможности системы управления и не всегда представляет стоимость решения»

«30 - 40 ПРОЦЕНТОВ ОТ СТОИМОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ — СТОИМОСТЬ НАШЕЙ РАБОТЫ»

— Кто ваши поставщики «умной начинки»?

— Сначала мы везли технику только из США, оттуда и пришло понятие «умный дом». С помощью продукции бренда АМХ мы реализовали много интересных проектов на первых порах. Со временем у нас появились альтернативные поставщики по части управления светом и климатом. Мы стали работать с известными немецкими поставщиками: АВВ, Schneider Electric, GIRA и другие. Они хоть и являются конкурентами, зачастую некоторые изделия производятся на одних заводах, только под разными брендами. Мы «подружили» оборудование разных производителей друг с другом с помощью шлюзов и программных продуктов, начали инсталлировать так называемые гибридные системы. У клиентов появилось больше выбора, в том числе и по цене.

Компания АМХ, когда еще не было никаких планшетов, предлагая готовые решения для коммерческих инсталляций (крупные спортивные сооружения, музеи и офисы), делала хорошие сенсорные панели, встраиваемые в стены. С ними никогда не возникало проблем даже при внедрении сложных систем управления. Но устанавливать только их продукцию было очень дорого. Мы соединяли ее с оборудованием технологии KNX-EIB, например, бренда ABB (один из лидеров в производстве силового оборудования высокого, среднего и низкого напряжения; продуктов и технологий для автоматизации прим. авт.). На данный момент так называемые яблочные технологии активно заходят на рынок автоматизации. Думаю, Apple в ближайшем времени станет одним из лидеров по домашней автоматизации. Например, перспективен новый бренд SAVANT на базе платформы Apple. Кстати, с помощью этого оборудования была внедрена система управления на яхте Стива Джобса. Он мог управлять свой яхтой через свое детище — гаджеты Apple.

— Оборудование вам поставляют, а что делаете вы?

— Сначала составляем техническое задание. На сегодняшний день можно реализовать любую задачу, просто заказчик не всегда знает все возможности системы управления и не всегда представляет стоимость решения. Потом идет процесс проектирования: инженеры сводят воедино все оборудование, собирается единая система. Затем производится монтаж кабелей на объекте. Позже происходит установка оборудования, его наладка и отработка всех сценариев, согласование с дизайнером или хозяином объекта вариантов работы оборудования. Потом уже ведем гарантийное и сервисное обслуживание.

— Сколько стоят ваши услуги? И какова общая цена внедрения?

Стоимость законченного объекта для квартиры может составлять и 200 тысяч рублей. Такой же объект с большей сложностью может стоить в 5 - 10 раз дороже. Примерно 30 - 40 процентов от стоимости оборудования — стоимость нашей работы.

Сегодня стоимость «современной электрики» сопоставима со стоимостью традиционных решений. Один из плюсов современной электрики — слаботочные выключатели, это и безопасность и удобство, их можно даже в ванной комнате разместить. К тому же, выключатели можно быстро перепрограммировать на те или иные сценарии управления освещением, нет необходимости ждать следующего ремонта.

Вообще человеком руководит страх потерять и желание приобрести. Один из наших заказчиков очень долго ходил вокруг нас и говорил: в том, что мы предлагаем, нет никакой необходимости, и это только пафос. Он прибегнул к нашим услугам только тогда, когда на новогодние праздники у него прорвало трубу и практически все новогодние праздники в подвале стояла и парила вода. А все могло решиться с помощью системы контроля протечки воды, которая сегодня стоит около 10 тысяч рублей. Тут-то он и вспомнил о нашем предложении, а так как это был директор строительной компании, он направил людей на обучение этой технологии для последующего ее внедрения.

«Стоимость законченного объекта для квартиры может составлять и 200 тысяч рублей. Такой же объект с большей сложностью может стоить в 5 - 10 раз дороже»

«СТАРТОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ — 12 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ»

— Вы уже сказали, с какими сложностями столкнулась компания на заре развития и с каких услуг начинала. Расскажите, как появилась фирма.

— Компания официально была создана в 2000 году, двумя братьями Рустамом и Ильдаром Галиевыми. Рустам вернулся в Казань после окончания Киевского международного института менеджмента (МВА), во время обучения он стажировался в Европе, где впервые увидел применение системы «умный дом». У этих систем были перспективы и в России и в Татарстане, но ниша была пуста. Они создали шоу-рум по аналогии с европейскими инсталляционными компаниями. На первых порах в компанию вложили 12 тысяч долларов.

Когда все только начиналось, меня в компании не было, но мы все время общались с Рустамом. А я практически всю жизнь занимался продажами. Рустам пригласил меня в компанию в 2007 году, когда было принято решение увеличить долю на рынке инсталляций, и потребовалось расширить продажи.

ГОДОВАЯ ВЫРУЧКА — 100 МЛН. РУБЛЕЙ

— Какова годовая выручка компании за прошлый год?

Около 100 миллионов рублей. У нас несколько юридических лиц, чтобы было проще управлять бизнесом. Конечно, для меня, как для одного из собственников, это все один бизнес.

— Какие компании входят в группу компаний Wise House?

— ЗАО «Графитур» поставляет оборудование и производит наладку, ЗАО «БТР» — бюро технических решений, занимается проектированием. Еще есть салон-шоу-рум в центре города. Этот салон был открыт года четыре назад, затем мы решили его переформатировать и разместить там салон акустики и домашних кинотеатров, чтобы люди могли прийти, послушать звук, увидеть все воочию. Ведь когда речь идет о кинотеатре, то предлагается не только управление оборудованием кинотеатра, но и управление освещением и климатом — так возникает полный объект. Салон мы открыли под именем известного британского бренда акустических систем Bowers&Wilkins. Здесь можно узнать, как работает система в комплексе и ее отдельные элементы, увидеть большую плазменную панель диагональю 85 дюймов, насладиться просмотром фильма в 3D, попробовать управлять домом с настенной 19-дюймовой панели или прямо с экрана большого телевизора. Этот шоу-рум помогали открыть производители оборудования.

«ОКОЛО 50 СОТРУДНИКОВ СО СРЕДНЕЙ ЗАРПЛАТОЙ БОЛЕЕ 30 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»

— Какова рентабельность вашего бизнеса?

— От 20 до 30 процентов.

— Какие специалисты работают в группе компаний и с каким уровнем зарплат?

— Всего около 50 сотрудников со средней зарплатой более 30 тысяч рублей. У нас работают выпускники Энергоинститута, Строительного университета, Технологического и Авиационного университетов, а точнее с кафедр автоматизированных систем управления, проектирования, электроснабжения и кафедр, выпускающих специалистов в области отопления, вентиляции и кондиционирования, а также водоснабжения и канализации. Студенты у нас проходят практику, пишут дипломные работы. Конечно, принцип «забудь все, чему тебя учили» относится и к нашей компании. В вузах дается много теории, а у нас много практики. Мы всех переучиваем, отправляем на учебу, выставки к нашим поставщикам, партнерам, зачастую за границу.

А сейчас мы готовим предложения для специализированных лицеев и школ для того, чтобы делать факультативы. Мы бываем на мероприятиях в IТ-парке. Обмен мнениями и использование опыта других может помочь молодым талантам не изобретать велосипед, а идти дальше, опираясь на существующие разработки.

— Оцените конкурентную среду и свою долю на рынке. Кто ваши прямые конкуренты?

— Думаю, что на рынке частных заказов в Казани более 80 процентов занимает наша компания. Часто бывая на семинарах, которые организуют представители крупных брендов нашей отрасли, выяснили, что Wise House — одна из крупных организаций в своей отрасли в России. В фирмах, занимающихся инсталляциями, работает обычно 5 - 10 человек, а остальных нанимают на проекты. У нас же на все процессы собственные специалисты.

Что касается конкуренции, то на рынке работают около трех-четырех компаний, встречаются интересующиеся студенты-экспериментаторы, мы их называем «дикие бригады», заказчик, погнавшийся за дешевизной, часто после работы с ними приходит к нам с просьбой реанимировать его дом или квартиру, как говорится, скупой платит дважды. Совсем другое дело, когда мы говорим о коммерческих инсталляциях. Здесь количество компаний-конкурентов сразу увеличивается, потому что часть из них в эту отрасль пришла из автоматизации бизнес-процессов и автоматизации промышленности. И они достаточно хорошие профессионалы. Так мы являемся коллегами, иногда партнерами с такими компаниями, как «Комис», «АБАК», «Параллакс». Порой мы наступаем на их территорию, иногда они на нашу. Временами мы являемся их поставщиками, потому что у нас выгодно приобретать оборудование, так как мы давно и активно работаем, знаем бренды и у нас большие объемы.

«На рынке работают около трех-четырех компаний, встречаются интересующиеся студенты-экспериментаторы, мы их называем «дикие бригады»

КАК СЭКОНОМИТЬ 80 ТЫС. ЕВРО?

— С какими неординарными заказами вы сталкивались?

— Мы выполняли заказы на кораблях, яхтах, где есть зоны развлечения, кинотеатры, работает караоке и где могут выступать концертные группы. Или, например, мы работали над объектом, где был установлен профессиональный виртуальный тир, в нем можно учиться стрелять как в реальности, делая поправку на ветер, скорость движения объекта и на расстояние в зависимости от выбранной модели оружия.

А вообще так складывается, что в России управление инженерными системами направлено на комфорт и безопасность, а на Западе же — на комфорт и энергосбережение. Например, у нас практически в каждом доме задается вопрос: «Почему ты не выключил свет?» Особенно это касается коридоров. Порой это переходит в семейный конфликт. На промышленных объектах это тоже важно. Решение достаточно простое. На помощь приходят технологичные датчики движения. Кстати, музей современного искусства в Италии благодаря этим датчикам экономит 80 тысяч евро в месяц. Или вот система управления климатом. Допустим, у вас дома есть теплый пол и кондиционер. Стало душно, вы открываете форточку, холодный воздух дует на пол, и датчики, идентифицируя его, увеличивают температуру пола, другие датчики кондиционера понимают, что жарко, и включают холодный воздух, а далее теплый пол остужается и начинает снова нагреваться. Вам-то комфортно, но какими средствами это достигается, вы увидите, только если подойдете к электросчетчику. А если поставить единую систему управления, то все конфликты будут решены.

Сейчас с немецкой компанией Bayer AG мы работаем в рамках программы экокоммерческого строительства. Химическая компания объединила около 90 предприятий по всему миру для создания уникальных проектов с точки зрения энергоэффективного строительства.

— По какому именно направлению вы сотрудничаете?

— Мы работаем по внедрению энергоэффективных систем на территории «СМАРТ-Сити Казань». В среднем система позволяет сэкономить порядка 60 процентов энергозатрат. Сейчас ведь наши здания отапливают улицу: окна сквозят, через стены выходит тепло. Энергоэффективное здание — это комбинация двух факторов. Важны оболочка здания с нужными материалами, правильными конструктивными элементами и инженерия — либо какие-то альтернативные источники энергии, либо рациональный подход к традиционным системам.

— Что мешает Татарстану перейти на энергосберегающее строительство?

— Не только Татарстану. Отчасти наша законодательная база. Например, некоторые химические материалы, способствующие наилучшей изоляции здания, у нас запрещены к использованию, хотя очень широко используются в Германии. А в России они считаются пожароопасными. Очень сильно сомневаюсь, что в Германии любят своих граждан меньше, чем у нас. В индивидуальном строительстве такие «запрещенные» материалы могут использоваться, но для государственных, корпоративных зданий их не применишь — другой уровень проверки во время сдачи объекта.

Во-вторых, уровень осознанности населения и отсутствие поддержки со стороны государства. В той же самой Германии есть специальные группы людей, которые на общественных началах рассказывают гражданам, как можно экономить энергоресурсы. А установка альтернативных источников энергии датируется государством. Граждане могут продавать в энергокомпании электричество, выработанное их альтернативными источниками, например, солнечными батареями, причем по более высокому тарифу, чем покупают.

В-третьих, мы часто не считаем деньги на эксплуатацию здания. Сегодня 50 процентов вырабатываемых в мире ресурсов расходуется на то, чтобы содержать построенные здания и сооружения. А учитывая, что люди стремятся в города, эти показатели будут быстро расти. Энергия просто уходит в воздух. Однако, вложив в новые технологии 15 - 20 процентов дополнительно при строительстве здания, через несколько лет уже можно получать прибыль от этих инвестиций.

«Сегодня 50 процентов вырабатываемых в мире ресурсов расходуется на то, чтобы содержать построенные здания и сооружения»

«РАБОТА С СЕРГЕЕВЫМ СРАВНИМА СО СЛУЖБОЙ В АРМИИ»

— Где вы работали до того, как прийти в Wise House?

— Большая часть времени — это собственный бизнес. Однако удалось поработать на производстве, на 22 заводе, совсем недолго. Поставил перед собой задачу хотя бы попробовать поработать по специальности. Я же КАИ окончил, учился на инженера-конструктора самолетостроения. Еще будучи студентом я понял, что это не мое, но менять вуз уже не хотелось.

Когда пришли 90-е годы, когда главной идеей было извлечение прибыли из всего подряд, и законы ведения бизнеса были немножко другие, нежели сейчас, тогда продавали все, что хорошо продавалось. Это были и технические товары, и продукты питания, и услуги. Я попробовал себя в таком бизнесе, но потом понял, что мне не хватает знаний, поэтому пошел работать на компании. Был хороший опыт работы на Telenor (норвежская телекоммуникационная компания, крупнейшая в стране, один из ведущих международных инвесторов в секторе мобильной связиприм. авт.). Тогда интернета как такового не было, поэтому информация распространялась на CD и печатных носителях. Популярны были европейские, российские и региональные бизнес-справочники. Я организовывал сбор информации на территории России, открывал филиалы компании, создавал команды продаж.

Потом работал под руководством Александра Сергеева в его компании «Александр ЛТД». Это очень серьезная школа. Когда я пришел к нему, на предприятии были порядка тысячи человек. Там я занимался корпоративными продажами.

— Как складывалась работа с известным предпринимателем?

Непросто. Он очень требовательный, непостоянный человек, который очень быстро мыслит. И для него не существовало невыполнимых задач. Всем было непросто с ним работать. Работа с Сергеевым сравнима со службой в армии. Я свои три года отслужил (смеется).

— Как вы оцениваете историю о банкротстве его компании и распродаже имущества?

— Рынок ритейла непрост. Особенно когда приходится вести войну за покупателя с монстрами рынка, федеральными сетями, появившимися интернет-продавцами. Да и к тому же Сергеев — личность неоднозначная, не всем угодная. Он тот, кто всегда называл вещи своими именами. Часто ошибался, но делал все от души. Во всяком случае, это мое мнение. Работа с Сергеевым дала мне много деловых связей, ведь он был вхож в «высокие кабинеты».

«Некоторые химические материалы, способствующие наилучшей изоляции здания, у нас запрещены к использованию, хотя очень широко используются в Германии»

«У КАЖДОГО ПАПЫ ДОЛЖНА БЫТЬ ДОЧКА»

— Расскажите о своей семье.

— Моему сыну 14 лет, он учится в лицее, увлекается компьютерными технологиями. Причем он сам пришел к этому. У меня физика и электричество были не самыми любимыми предметами. Кто бы мог подумать, что я буду работать с электрическими системами. Но как говорят, никогда не говори никогда.

Еще у меня есть дочка. Ей два года. Моя отрада. У каждого отца обязательно должна быть дочь. А у моей супруги — маркетинговый бизнес.

— А хобби у вас есть?

— Я 10 лет занимаюсь йогой. В Индии несколько раз был. На самом деле, все путают йогу с комплексом физических упражнений. Цель йоги, физических упражнений и медитаций — добиться баланса ума и тела. Самое главное — жить в настоящем моменте. Как говорится в одном из голливудских фильмов: что было, то было, что будет — неважно, важен настоящий момент. Мы беспокоимся о будущем, сожалеем о прошлом и в результате не живем в настоящем. Собственно, успех достигается только благодаря тому, что мы живем здесь и сейчас.

Важно, когда человек работает, то он работает на 100 процентов, а когда он с семьей, то он на все 100 процентов с семьей. А у нас как бывает: главный бухгалтер готовит отчет, а думает об отпуске. В итоге делает ошибку в отчете и вместо того, чтобы ехать в отпуск, переделывает этот отчет. Причина — он не был в настоящем моменте. К тому же, на Востоке йог не человек, проводящий время в праздности, а человек с высоким уровнем социальной ответственности. Как сказано в священном писании: «Нет у Бога других рук, кроме наших».

— Какие технологии есть в вашем доме?

— Все новинки я и мои партнеры пробуем исключительно на себе: либо дома, либо в офисе. Так что дома есть все самое необходимое и даже чуть больше. В офисе же самые последние новинки, которые производят впечатления на наших гостей. Здесь также много оборудования, которое мы тестируем и изучаем.

— И последний вопрос: три секрета успешного ведения бизнеса?

Во-первых, это одержимость. Ты должен быть увлечен тем, что ты делаешь. Во-вторых, профессионализм. Заказчик быстро узнает дилетанта, как бы красиво он ни говорил. Сегодня в свой профессиональный рост надо вкладывать постоянно. И, наконец, в-третьих, умение и желание служить клиенту. Заказчик должен получать больше, чем он ожидает, у него должно появиться желание вернуться...