— Марина, наверное, заказывать дизайн интерьера — причуда для богатых?

— Нет, категорически с этим не согласна. С помощью простых средств можно помещение сделать уютным, красивым и приятным для конкретного человека. Для комфорта не обязательны дорогие материалы, необходимы красивые сочетания цветов, фактур. Несколько интересных деталей — и интерьер уже сложится.

— Для какого сегмента вы работаете, сколько стоят ваши услуги?

— К нам обращаются люди среднего и выше среднего достатка. Дизайн-проект стоит 1 тысячу рублей за квадратный метр.

— И какие дизайнерские решения востребованы сейчас, и сохраняется ли помпезность стиля у состоятельных заказчиков?

— В начале 2000 года люди, изголодавшиеся по всему красивому, заказывали проекты с какими-то экспрессивными формами, арками, колоннами, росписью, многоуровневыми потолками, что лепились из гипсокартона, — все, чтобы помещение казалось богаче. Сейчас тенденция к более простым формам, но более интересным материалам. Время сложных конструкций ушло. Все больше необычных обоев, мебели, настенных покрытий, декоративной штукатурки, панелей. Сегодня клиенты ценят натуральные материалы, которые приятны на ощупь.

Мы сейчас движемся в сторону европейского дизайна. Это влияние Европы, где сама геометрия помещения очень простая: ровные стены, потолки, полы, а интерьер насыщается мебелью, текстилем, какими-то красивыми вазами, картинами, и все без сложных строительных форм. Это связано с тем, что европейцы часто переезжают, они очень мобильны, и, чтобы не везти с собой сложные конструкции, используется декор, который легко демонтируется. Хоть мы и более оседлые, но мода на такой интерьер чувствуется.

— Какие заказы к вам чаще поступают: на интерьеры для частных клиентов или для общественных объектов?

— Да как-то поровну, и в самом начале были не только заказы на дизайн квартир. Так, на улице Право-Булачная делала интерьер для ночного клуба, который сейчас называется «Крылья», а тогда это был «Какаду». Этот объект был одним из первых самых крупных. Хотя потом еще был картинг-центр «Форсаж». На территории в 10 тысяч квадратных метров моей студией были продуманы и реализованы концепции очень многих помещений — бара, боулинга, лазертага, VIP-зала, кафе, и был даже зал для мини-гольфа. Картинг-центром я занималась достаточно долго, он строился со скрипом, с перерывами. Тогда, 7 лет назад, развлекательные центры только начинали появляться, и, видимо, возникали сложности в выборе направления, что и в каком виде должно быть в этом центре. В течение двух лет я над ним работала.

«ВСЕ УШЛО В НИКУДА, КАК ЭТО ЧАСТО БЫВАЕТ С ГОССТРУКТУРАМИ»

— В вашем портфолио также значится здание ГИБДД на Оренбургском тракте, над которым вы работали уже на второй год существования студии. Что было сделано? Проводился ли конкурс по этому объекту?

— Нет, конкурса не было. Меня пригласили на этот объект. Поясню: прежде чем пошли первые заказы, я обошла многие строительные организации, портьерные салоны, где я показывала свое портфолио. У меня к этому времени уже были собственные наработки. Для ГИБДД я разрабатывала дизайн кабинетов для руководителей, банкетного и конференц-зала. Была общая архитектура, существовали решения по основным помещениям, а ключевые из них делала я.

Что касается предпочтений, то Рифкат Минниханов хотел, чтобы в его кабинете все было функционально и без излишеств. По другим кабинетам ключевых руководителей ГИБДД были предпочтения, например, сделать интерьер в японском стиле, потому что была близка восточная философия, или в классическом. А для зала переговоров нужно было добиться отсутствия эха, поэтому были применены настенные и потолочное покрытия экофон. Отделкой занималась компания «Апрель», она и была моим заказчиком.

— А какие предпочтения были у министра образования и науки Альберта Гильмутдинова, когда вы делали дизайн его кабинета в 2009 году?

— Чтобы была выдержана зеленая гамма и присутствовала символика Татарстана. Нужно было все сделать в классическом стиле, при этом внедрить все необходимые коммуникации. А учитывая, что это историческое здание с деревянными перекрытиями, все оборудование прятались в специальных шкафчиках, чтобы не вредить ни интерьеру, ни зданию.

— И еще вы делали дизайн вестибюля кабмина в 2005 году.

— Да, я сделала дизайн, но он не был воплощен. Все ушло в никуда, как это часто бывает с госструктурами, хотя заказчиком не был кабмин.

— То есть проект приняли, а воплотили без вас?

— Не знаю, после этого проекта я не была в кабмине и не видела, что там сделано внутри, есть ли там мои задумки.

3.jpg
«Бывают случаи, когда сами хозяева сравнивают цены, узнают об условиях, но только если объект небольшой»

«ДИЗАЙНЕР ДОЛЖЕН ВЫДЕРЖАТЬ СВОЮ ЛИНИЮ»

— Из чего складывается ваша работа: вы ведете проект до конца или делаете проект дизайна и все?

— Для частных клиентов бывает достаточно подготовить только проект дизайна, а уже из предложенного они могут что-то реализовать, а что-то нет. С общественными объектами дела обстоят по-другому: дизайнер должен курировать проект от и до, потому что огромное количество подрядчиков и людей других организаций, которые каким-нибудь образом тоже принимают решения, и всех надо свести вместе, чтобы была достигнута цель — получился интерьер, который задумывался изначально. Людей много, и мнений тоже много, а дизайнер должен выдержать свою линию.

— Давно ни для кого не секрет, что чем крупнее объект, тем больше уходит на стройматериалы. Какова на рынке доля доходов не за проект дизайна, а с воровства этих стройматериалов?

— Понятия не имею, какова доля воровства. Но могу предположить, как этого можно избежать. Перед Универсиадой был построен торговый комплекс «Олимп» на пересечении проспекта Победы и улицы Рихарда Зорге. В этом комплексе мы делали дизайн кафе «Капуста» и ресторана японской кухни «Оригами». У заказчика, с которым мы работали, был специальный человек, отслеживающий цены на материалы. То есть он узнавал условия разных поставщиков и выбирал наиболее выгодное предложение по качеству материалов, стоимости, условиям поставки и монтажа. Этот сотрудник устраивал своего рода внутренний тендер. В итоге были выбраны добротные материалы, и при этом клиент уложился в свой бюджет.

— За ваши 9 лет работы «на себя» такой пример контроля был единичным?

— Да. Бывают случаи, когда сами хозяева сравнивают цены, узнают об условиях, но только если объект небольшой. Я как дизайнер закладываю идеи, и мне важно, чтобы помещения были красивыми, максимально качественными, и, конечно, не хочется, чтобы клиент переплачивал, потому что иначе обязательно наступит момент, как правило, на последнем этапе, когда придется что-то удешевить, и может пострадать общая концепция.

ДОМАШНИЕ СЦЕНАРИИ

— Вы сейчас работаете вместе со своим мужем. А начинали тоже вместе?

— Нет, начинала я одна, мой муж работал в IT-сфере. Первые заказы выполняла сидя у себя дома. А когда еще только задумала свою студию, денег не было совсем. Я уволилась с прежнего места работы, получила отпускные, и мы с мужем уехали на пару недель в Питер. Вернувшись, я приступила к реализации давней цели. А муж примкнул в 2008 году, помимо дизайна интерьера еще решили подтянуть продажи.

— На дизайне много не заработаешь?

— На самом деле даже не в деньгах дело. Возникла такая интересная тема — домашняя автоматизация. Меня это очень заинтересовало, ведь в больших квартирах, домах много источников света и зачастую больше половины этого освещения не используется. А в системе домашней автоматизации закладываются различные сценарии. Например, «Просмотр телевизора», и включается подсветка, проектор, закрываются жалюзи, а от человека требуется только нажать на одну кнопку. Или сценарий «Гость», когда включается весь свет, чтобы было ярко, торжественно и красиво. А может, сценарий «Ужин», когда включается свет над столом, неяркая декоративная подсветка, бра. В результате хозяину жилища нужно выучить четыре-пять сценариев.

Это может быть пульт или панель на стене. Конечно, об этих вещах мы знали давно, но в 2008 году решили, что будем делать сами, потому что услуги профильных компаний дорогие. Хотелось предлагать клиентам интересные группы услуг, чтобы те задумки, которые я как дизайнер закладываю в проект, не пылились, а использовались. Но я не могу разбираться во всех областях, а Руслан, муж, программист, и мы решили, что будем вместе развивать это направление.

Как раз, когда муж включился в работу, появился новый объект, где нужно было внедрить все возможные электроустановки. Сначала это все программируется, а потом завязывается в одну систему. Руслан дополнительно закончил специальные курсы в Москве — у поставщика электрооборудования Legrand. Теперь муж занимается программированием модулей, которые встраиваются в щиток и в выключатели.

— А что это был за проект, где вы опробовали идею домашней автоматизации?

— Это была московская квартира площадью примерно 200 квадратных метров. У них только электроника вышла на 700 тысяч рублей. А ремонт всей квартиры обошелся примерно в 10 миллионов рублей. Наш проект — это 3 - 5% от стоимости. Хозяева были достаточно обеспеченные люди, которые хотели сделать интересный интерьер в классическом стиле. Здесь мы внедрили разные сценарии освещения. После реализации этого проекта мы занялись и продажами электроустановочных изделий, задумали свой магазин. Начали ездить по международным выставкам. Смотрели, какие бывают розетки, выключатели, светильники.

razdat_zal_v2_0007P.jpg
Рентабельность бизнеса - около 20 процентов

ЛЮСТРА ПОД ЗАКАЗ ИЗ ИТАЛИИ ДЛЯ БАССЕЙНА ЗАГОРОДНОГО ДОМА В ТАТАРСТАНЕ

— На выставках, наверное, появлялись новые знакомства. С кем начали сотрудничать?

— Для своего магазина мы привозим электротовары с итальянских, австрийских, испанских фабрик. С какими-то из них мы работаем напрямую, а у кого-то есть представительства в Москве. Наши партнеры — «Патрисия Вольпато», «Евролампарт», «Коларз», «Мантра», еще есть компания «Кордон», которая занимается классическим дворцовым светом. Во дворце Мадрида стоят светильники именно этой фабрики. С этими компаниями сотрудничаем не только по нашему магазину, но и формируем заказы по нашим проектам. Фабрики производят необходимый набор светильников и отправляют нам. Так, в прошлом году мы у компании «Патрисия Вольпато» заказывали люстру под наши технические требования и со специальным покрытием, чтобы можно было повесить ее в бассейне. Это был большой хороший загородный дом у нас здесь, в Татарстане.

— Все-таки расскажите, пожалуйста, подробнее о своем магазине: когда появился и сколько в него было вложено.

— Называется «Свет и зеркала» и открылся он в сентябре этого года. Вложено в него было 3 миллиона рублей. За магазин отвечает мой муж. И теперь студия дизайна, магазин объединены в ООО «Золотое сечение». Находится все под одной крышей в помещении на улице Салимжанова.

Гордость нашего магазина — эксклюзивные светильники от фабрик-партнеров. Это нестандартные, интересные источники света. Это не похоже ни на что из представленного во всех магазинах города.

IMG_0410.jpg
«Выручка студии дизайна за прошлый год — около 15 миллионов, а оборот магазина еще только формируется»

ВНУТРЕННЯЯ ОТДЕЛКА КОТТЕДЖА ЗА 70 МЛН. РУБЛЕЙ ДЛЯ ТАТАРСТАНСКОГО VIP-А

— Какова годовая выручка компании?

— Выручка студии дизайна за прошлый год — около 15 миллионов, а оборот магазина еще только формируется. По нему пока вообще только затраты. Но в этом году мы планируем, что выручка будет больше, для этого и создавался магазин. Дизайн-студия — это не бизнес, который приносит большие деньги. Это дело, которое дает моральное удовлетворение. Здесь творчество в самом ярком проявлении — придумывается, воплощается, а через какое-то время этим уже люди пользуются.

— А какова рентабельность?

— Наверное, около 20 процентов.

— Какой объект был самым дорогим?

— Для одного татарстанского VIP-а нужно было спроектировать дизайн и сопровождать проект его дома в одном из коттеджных поселков Казани. Когда дело касается загородных домов, то это самые интересные, эксклюзивные материалы и дорогое оборудование. Примерная стоимость объекта вместе с отделкой, внедренной системой интеллектуального освещения — 70 миллионов рублей.

— Сколько стоят ваши услуги по сопровождению проекта?

— 10 процентов от стоимости проекта в месяц.

— Как долго делается один проект и сколько их выполняется за год?

— В среднем на реализацию проекта дизайна квартиры уходит два-три месяца. Если это дом с отделкой, то один-два года. А в год выполняется примерно 30 проектов.

IMG_0439.jpg
«Для своего магазина мы привозим электротовары с итальянских, австрийских, испанских фабрик»

«ЖИВАЯ» ПЛИТКА ДЛЯ «КАПУСТЫ» И ВЕЗДЕСУЩИЙ КИТАЙ

— Назовите свои последние крупные работы.

— Ресторан японской кухни «Оригами», кафе «Пахлава», что открылась перед Универсиадой на Астрономической, пивной дворик «Гаштет».

— А какой из проектов вам кажется самым оригинальным?

— Из последних — кафе «Капуста» с организацией питания по принципу «фри-фло» (свободное движение). Это современная концепция с использованием самообслуживания и без образования очередей, типичных для обычной линий раздачи, большой зал, несколько зон. Есть зоны раздаточной линии, общий и восточный залы, терраса, приподнятая над полом, где, как с капитанского мостика, можно разглядеть все заведение.

В этом кафе мы впервые применили «живую» плитку. Она сделана из очень жесткого материала и состоит из двух слоев, между которыми находится гель. Когда наступаешь на такую плитку, гель разливается пятнами или рисунками. Эффект просто необыкновенный. Дети в полном восторге! Мы ее постелили как раз перед детской игровой комнатой. Но, используя такую плитку, надо учитывать, чтобы температура была плюсовая и полы ровные. А сама технология пришла из Китая.

— Над какими крупными заказами работаете сейчас?

— По коммерческим объектам я не могу говорить, соблюдая интересы моих клиентов. Вообще есть непонятная мне тенденция, что объекты идут некими стаями. В какой-то момент — квартиры или общественно значимые объекты. У нас сейчас период кафе и ресторанов.

Также на сегодняшний день мы делаем несколько усадеб. С такими объектами всегда интересно работать — можно вложить какую-то цельную идею и воплощать ее в разных функциональных помещениях. Стоимость этих проектов — примерно 300 тысяч рублей каждый.

«МНОГО ВЫПУСКНИКОВ, КОТОРЫЕ ДЕМПИНГУЮТ»

— Давайте поговорим о конкурентной среде. Рынок насыщен?

— В плане дизайна, мне кажется, работы всем хватает. Рынок не насыщен и достаточно свободен. Много выпускников, которые демпингуют: цена у них низкая и качество тоже. А профессионалов не так уж и много.

— Кто ваши прямые конкуренты?

— У нас нет прямых конкурентов. Мы со всеми сотрудничаем и дружим.

— Тогда с кем вы сотрудничаете?

— Со студией Лены Валеевой, у нее очень красивые работы. Мне очень нравятся работы студии архитектора Марселя Искандарова. Наверное, его можно назвать дизайнером номер один у нас в Казани. Еще сотрудничаем с Леной Трофименко. У нее тоже интересные работы.

— А какова тенденция? Растет или, наоборот, уменьшается количество студий?

— Я не знаю по поводу студий и агентств, но количество дизайнеров точно растет. Профессия дизайнера кажется очень романтичной, приятной. На самом деле будни этой профессии — грязь, стройка, холод и не всегда приятное общение со строителями, грубыми, брутальными мужиками, которым надо доказывать свою точку зрения и объяснять элементарные вещи, потому что очень много неквалифицированных строителей.

— Среди ваших клиентов по частным интерьерам, наверное, есть и чиновники, и предприниматели. С кем из них работать проще?

— Приятно работать с людьми, которые с нуля сами построили свой бизнес. Они знают, чего хотят, четко понимают свои возможности и то, что за услуги надо платить.

IMG_0384.jpg
«Телевизор может быть в полную ширину зеркала или занимать небольшую его часть»

«МАЛО ЧТО УМЕЮТ, НО ПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕНЫ МОЗГИ»

— Сколько человек работает в компании?

— В студии два дизайнера, на фрилансе пять человек, еще два человека у нас в магазине и нас двое.

— Что скажете о подготовке дизайнеров?

— Дизайнеры, выпускники КГАСУ, практически мало что умеют, но у них очень правильно поставлены мозги и развито мышление. Из них можно выращивать профессионалов. И с ними приятно работать.

Кстати, к нам приезжала девушка из Ганновера. Ее зовут Яна, у нее то ли белорусские, то ли украинские корни. Она в течение четырех месяцев работа в нашей студии. И мы специально сравнивали качество чертежей и подход к работе. Все на самом деле очень похоже с тем, что делают казанские ребята. Просто она из Германии и более трудолюбива, чуть более пунктуальна.

— Как она к вам попала?

— Она захотела приехать в Казань, проходить здесь практику, увидеть город. Обратилась именно к нам в студию. Мы с теплотой вспоминаем и общаемся до сих пор. Не так давно она защитила диплом и получила максимальное количество баллов по работам, которые она сделала в нашей студии.

IMG_0390.jpg
«В плане дизайна, работы всем хватает. Рынок не насыщен и достаточно свободен»

«ЗАКАЗОВ НЕ БЫЛО, НО СИДЕТЬ И ПЛАКАТЬ ЖЕ НЕ БУДЕШЬ»

— А как вы пережили кризис?

— Это был страшно тяжелый период. В 2009 году мы еще умудрились переехать в новое помещение и сделать ремонт. Было тяжело, но вытянули. Перед самым кризисом было несколько хороших заказов, это помогло.

А в 2009 году к нам уже мало поступало обращений, и мы начали формировать экспозицию по розеткам, выключателям и светильникам для задуманного магазина. Занимались собой, ребятами: проводили тренинги продаж. Приглашали тренеров по бартеру. Заказов не было, но сидеть и плакать же не будешь, поэтому придумывали идеи, куда нам направить свою энергию. За какие-то проекты брались без денег, на авось. Конечно, были задержки по зарплате.

КВАРТИРЫ ПРЕМИУМ-КЛАССА НЕВЫСОКОГО КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА

— В чем причины низкого качества квартирного строительства? Где, в каких микрорайонах Казани, качество квартир приемлемое?

— Даже в элитных домах и квартирах премиум-класса все равно качество строительства невысокое. Геометрия хорошо выдержана в ЖК «Казань XXI век» и в ЖК на Муштари. «Берег» — там, в принципе, достаточно все ровненько. Но встречаются жилые комплексы, где стены очень-очень кривые.

Я не могу сказать, почему такое плохое строительство, мы же сами не строим. Могу лишь рассуждать, почему плохая отделка: приглашают низкоквалифицированных рабочих. На начальном этапе вроде хотят сэкономить, а в результате это выливается в переделки и потерю материалов. Услуги отделочников, которые ценят свой труд, конечно, дороже, но они и делают качественно, и потерь материалов не будет, и эксплуатируется помещение потом дольше.

Мои иногородние клиенты, которые делают ремонты в квартирах в разных городах, говорят, что рынок Казани именно по услугам отделочников очень низок. Это связано с отсутствием конкуренции — строек много, а специалистов мало. Вот в Москве, Самаре хороших отделочников найти проще. Они внимательнее и аккуратнее.

— Что скажите о рынке стройматериалов?

— Если сравнивать с Москвой, то в наших магазинах достаточно бедные экспозиции. Все, как правило, показывается только в каталогах. В Москве можно все потрогать, посмотреть и оценить.

— Какие существуют сейчас тенденции в сфере отделочных технологий?

— Сейчас все больше встречается аллергиков, и они просят применять гипоаллергенные натуральные материалы. Именно из-за этого появилась явная тенденция на экологичность.

IMG_0393.jpg
«В 2009 году мы еще умудрились переехать в новое помещение и сделать ремонт. Было тяжело, но вытянули»

«ЗВЕЗДНОЕ НЕБО» И «УМНОЕ» СТЕКЛО

— Расскажите о том, как и какие декоративные элементы могут менять пространство.

— Есть технология «Звездного неба». Она часто применяется в бассейнах или каких-то зонах отдыха. Натягивается натяжной потолок, протыкается оптоволокном, срез которого, собственно, и светится. То есть в какое-то подсобное помещение прячется проектор, от которого по оптоволокну идет световой поток, и оно не просто начинает светиться, а мерцает, как звезды. Мы такое неоднократно делали. Технология создает весьма приятную атмосферу.

Есть еще диплайн панели. Они похожи на гипсокартон, но внутри проложено два слоя фольги, через которую пропускается небольшое напряжение. В панели встраиваются маленькие светодиодные «светлячки», и их можно устанавливать в любом месте, создавая нужную для тебя картинку. У нас был московский проект, когда мы облицевали стены помещения этим панелями. Нанесли роспись с панорамным видом города, а на потолке было «Звездное небо», то есть все помещение засветилось, пространство раздвинулось. Диплайн панели пришли к нам из Франции.

Еще одна интересная новинка — так называемое смарт стекло. Это два стекла, между которыми закладывается специальная пленка. В обычном состоянии стекло матовое, а при подаче на него электрического тока становится прозрачным. А можно, чтобы на нем рисунок появился. То есть если нужна зонирующая перегородка между кухней и гостиной, то используется матовое стекло, а если визуально хотим расширить пространство, то нажимаем клавишу, и стекло становиться прозрачным. Эта технология может быть чрезвычайна актуальна для офисных перегородок.

А есть еще светопропускающие 3D-панели, которые похожи на столешницу из искусственного камня, но с рельефом рисунка, например водной ряби или струй воды. На рисунок подается свет за счет прокладывания светодиодной ленты, и получатся очень интересный динамический эффект.

Еще бывают зеркальные телевизоры. Например, в багете висит зеркало, оно может быть огромным, от потолка до пола, а в него телевизор встроен. Телевизор может быть в полную ширину зеркала или занимать небольшую его часть. Например, утром по телевизору, встроенному в зеркало в ванной комнате, можно посмотреть новости. А если такое зеркало-телевизор установить в салоне красоты, то клиентам будет чем себя развлечь во время стрижки. В нашем магазине такое «зеркало» представлено в диагонали 80 сантиметров, его стоимость — 150 тысяч рублей.

«УВИДЕЛИ СВЕТИЛЬНИКИ МАДРИДСКОГО ДВОРА»

— Теперь немного о вас. Где вы учились?

— Специальность дизайнера я получила в Казанском художественном училище, потом поехала в Москву, поступила на художественный факультет Российской академии образования, закончила, вернулась в Казань, работала дизайнером по найму. Мне хотелось заниматься именно дизайном интерьера и только им.

— А в каком стиле отремонтирована ваша квартира. Есть что-нибудь необычное?

— Она в стиле «Эко». Нет загромождения мебелью, только необходимый минимум. Но вся мебель с покрытием из натурального шпона. На стенах фотопанно с изображением листьев каштана. И, конечно же, есть оригинальная декоративная подсветка, где-то установлены датчики движения. Светильники, выключатели подобраны по цвету, форме, фактуре к общей концепции интерьера.

— Как проводите свободное время?

— Любим путешествовать. На следующий год собираемся поехать в Испанию и Францию. Вообще, мечтаю поехать в Камбоджи или куда-нибудь в Замбию, Кению.

Мы часто сочетаем приятное с полезным, путешествие с работой. Например, съездить на выставку и на один-два дня там задержаться. Так, этим летом мы были в Лиссабоне. Нас пригласили на выставку. Но туда мы поехали через Мадрид, пробыли там около недели. Увидели светильники Мадридского двора. Посмотрели на испанский дизайн XVIII века.

— И наш последний, традиционный, вопрос: три секрета успешного бизнеса?

— Искренняя увлеченность. Важна отдача себя бизнесу. Это ежедневный постоянный труд, больше чем работа. Об этом думаешь всегда: утром, ночью, в выходные, в отпуске.

IMG_0429.jpg
«Важна отдача себя бизнесу. Это ежедневный постоянный труд, больше чем работа»