ХОДОРКОВСКИЙ — В СТИЛЬНОМ ПИДЖАКЕ И ГАЛСТУКЕ, НО БРИТЫЙ НАЛЫСО

Сегодня первая официальная пресс-конференция экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского в Берлине вызвала среди журналистов небывалый ажиотаж. Она должна была начаться в 13:00 по местному времени (в 16:00 мск), но уже с утра зал был забит журналистами. Организаторы говорили, что должны были приехать около 80 журналистов из России, Германии, Франции, США, Великобритании. Судя по всему, как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», в музее Берлинской стены на Фридрихштрассе, где находился КПП Чекпойнт Чарли, их было больше.

Еще до начала конференции около входа в музей толпились съемочные группы. Внутри была неразбериха. К сожалению, организаторы не очень грамотно устроили мероприятие: мест на всех не хватило. Съемочные группы и фотографы разместились посередине зала, тем самым отрезав большую часть зала, которой приходилось довольствоваться лишь изображением на экране.

С 15-минутным опозданием на лестнице появился Ходорковский. Видимо, он сам не ожидал такого ажиотажа — на лице было заметно удивление, когда он увидел десятки вспышек фотокамер. Журналисты буквально бросаются к нему и организаторам, охране приходится сдерживать фотожурналистов, видеооператоров, стремящихся получить первые кадры Ходорковского, тем более что в карельской колонии его нельзя было фотографировать, а на свободе его видели считанное количество людей. Удивительно, но на проведшего десятилетие в заключении Ходорковский не был похож, о колонии, пожалуй, напоминали только коротко стриженые волосы. Одет он был в дорогой темно-синий костюм, белую рубашку, стильный темно-синий галстук. Было заметно, что бывший олигарх немного волновался. К столу сквозь толпу прессы ему удается пробраться только при помощи охранников. Угомонить журналистов Александре Хильдебрандт, которая и вела пресс-конференцию, удалось спустя лишь 10 минут.

Михаил Ходорковский
Михаил Ходорковский

Главные вопросы — про Путина. Один из журналистов формулирует вопрос так: «Есть ли ненависть или вы его простили?»

Ходорковский отвечает — он отдавал себе отчет, что занимается жесткими играми, когда пришел в крупный бизнес.

«По отношению ко мне эта жесткость была несколько расширена. Но в то же время, мою семью эта ситуация не коснулась. Это позволило мне не воспринимать противостояние (с Путинымприм. авт.) слишком эмоционально. К моей семье относились по-человечески, поэтому я оставил проблему взаимоотношений в прагматической сфере. А это не предполагает мести и ненависти. Да, эти правила мне не нравятся. Но ничего не поделаешь», — говорит Ходорковский.

==video2192==

«ПОЛИТИКИ ЗАПАДНЫХ СТРАН, ОБЩАЯСЬ С ПУТИНЫМ, БУДУТ ПОМНИТЬ...»

Кажется, тут сотни желающих задать следующий вопрос. Как западным странам надо общаться с Путиным? Ходорковский отвечает осторожно.

«Для меня было бы самонадеянным говорить опытным западным политикам, как вести себя со столь непростым человеком, которым является президент моей страны. Я надеюсь, политики западных стран, общаясь с Путиным, будут помнить, что я не последний политзаключенный в России».

Не прекращаются вспышки фотокамер. У Ходорковского на лице как будто грим.

«Путин может оставаться у власти еще на протяжении 10 лет. На последней пресс-конференции он сказал, что не собирается быть президентом пожизненно. Надеюсь, что своей точки зрения он не изменит», — сказал Ходорковский, отвечая на вопрос, как долго Путин собирается быть у власти.

«Путин обдумывал возможность моего освобождения на протяжении 10 лет. Я надеюсь, что это не будет воспринято им как ошибка», — добавил он.

Спрашивают про уголовное дело, за что посадили. Ходорковский пожимает плечами:

«Нет достоверного ответа. Я не знаю всех фактов. 19 февраля 2003 года состоялось совещание с Путиным, где произошел жесткий разговор. До сих пор видео доступно в интернете. Через две недели в отношении сотрудников ЮКОСа было возбуждено первое уголовное дело. Все остальное для меня — домыслы».

Что касается приватизации, то, по словам Ходорковского, «частный бизнес эффективнее государства». «Вы уж меня извините. Однако бизнес, не ощущающий социальной ответственности, не имеет права на существование».

Марина Филипповна - мать Ходорковского
Марина Филипповна, мать Ходорковского

Рассказал Ходорковский о том, что многие факты его освобождения ему не известны. Однако он поблагодарил «швейцарское правосудие» и фрау Ангелу Меркель. На выкрик из зала о Василии Алексаняне экс-глава Юкоса заявил, что исполнители ему, скорее всего, известны, но называть какие-либо имена он не стал бы без более четких документальных доказательств.

«Алексанян — это крест, который мне нести до конца жизни», — говорит Ходорковский.

Всех интересовала дальнейшая судьба Ходорковского. Он просил понять — за 36 часов на свободе сложно определиться с дальнейшими планами, однако заверил, что политической деятельностью заниматься не будет, а посвятит себя общественной работе. Возвращаться в Россию опасается, несмотря даже на заверения пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова.

«У меня нет гарантии, что потом я вновь смогу улететь туда, куда мне нужно... Семейные дела рассматриваю как приоритетные», — пояснил он и добавил, что въехав в Россию, уже может не получить разрешения на выезд.

Конференция длилась около 45 минут. Но этого было слишком мало, чтобы ответить на накопившиеся за 10 лет вопросы.

Подробный репортаж из Берлина читайте вскоре на сайте «БИЗНЕС Online».