IMG_7712.jpg
В Казани в скором времени планируется открытие халяль-супермаркета сети «Бахетле» в Старо-Татарской слободе. Площадь супермаркета составит 2 тыс. кв. метров

БОГОУГОДНОЕ ДЕЛО

В ближайшее время в Казани откроются сразу два магазина по продаже продукции стандарта «Халяль». Как рассказали газете «БИЗНЕС Online» в компании «Бахетле», 20 декабря планируется открытие халяль-супермаркета сети в Старо-Татарской слободе по адресу ул. Тукая, 64. Площадь супермаркета составит 2 тыс. кв. метров.

Напомним, ранее гендиректор сети Муслима Латыпова в интервью одной из казанских радиостанций заявляла, что строит его «не ради наживы, а ради людей», и это не бизнес-проект, а «богоугодное дело». К сожалению, оперативно получить информацию по параметрам проекта — инвестициям, ассортименту и прочее — на момент подготовки материала не удалось. Однако в том же интервью Латыпова уточнила, что количество наименований товаров там — 8 тыс., в то время как в обычном супермаркете доходит до 40 тысяч.

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» председатель комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Марат Низамов, недавно хозяйка супермаркетов домашней еды вместе с ним встречалась с муфтием Камилем Самигуллиным, где были рассмотрены «возникшие вопросы». «С ее стороны было явное стремление соблюсти все правила. Был ряд непонятных моментов, которые мы обсудили совместно с руководителем Духовного управления, и она пошла навстречу», — сообщил он. По его словам, «работа на объекте кипит, вроде все по графику, сейчас идет завоз оборудования».

Напомним, летом в Старо-Татарской слободе открылся гостинично-ресторанный комплекс «Татарская усадьба» Зуфара Гаязова — генерального директора «Татинтер Ресторантс». В конце сентября сообщалось, что туристический трафик в Старо-Татарской слободе после Универсиады вырос в 10 раз.

О планах компании открыть халяльный супермаркет наша газета писала еще в начале года.

Недавно Муслима Латыпова встречалась с муфтием Камилем Самигуллиным
Недавно Муслима Латыпова встречалась с муфтием Камилем Самигуллиным (фото: halalrt.com)

ЗАГАДОЧНЫЙ МАРКЕТ

Другой крупный проект в халяль-индустрии Казани расположится в Советском районе. Трудно не заметить стройку на улице Бигичева, так как она развернулась буквально в паре метров от кафе Bravo, чей ярко оформленный фасад в мексиканском стиле является местной достопримечательностью. Судя по паспорту объекта при въезде на стройку, между «мексиканским» общепитом и жилыми домами в октябре 2014 года «впишется» четырехэтажный торговый центр в восточном стиле — «Халяль-маркет». Заказчиком проекта выступает некое ООО «Стандарт Халяль», генподрядчиком — ООО «Экол груп». При этом проект с первых дней оказался окутан завесой тайны.

Через несколько дней после старта стройки слова «халяль» в названии фирмы-заказчика и в наименовании объекта оказались закрыты плотной белой бумагой. Попытки корреспондента «БИЗНЕС Online» выяснить детали по указанному на щите телефону успехом не увенчались: на том конце телефонной линии девушка сообщила, что «это другая организация, но они у нас бывают практически каждый день», однако уточнить, как же в таком случае можно связаться с представителями застройщика, не смогла.

Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», ООО «Стандарт Халяль» зарегистрировано в январе 2009 года и юридически «прописано» в обычной квартире одного из домов в Ново-Савиновском районе Казани. Уставный капитал фирмы составляет 42 тыс. рублей. Совладельцами общества в равных долях являются Эльвира Хайруллина (она же директор компании), Марсель Гасимов и Мадина Гайнуллина. Основным видом деятельности является розничная торговля в неспециализированных магазинах, организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: «производство мяса и мясопродуктов», «производство мяса сельскохозяйственной птицы и кроликов». Кроме того, согласно СПАРК, Хайруллиной принадлежит 99% ООО «Промышленная Компания «Магнит», которое до 2012 года было зарегистрировано по тому же адресу, что ныне ООО «Стандарт Халяль», а сегодня числится налогоплательщиком Марий Эл. Кроме Хайруллиной, которая некоторое время также была директором и ООО «ПК «Магнит», в учредителях данной фирмы числится некий Айрат Хайруллин. Что касается генподрядчика проекта — ООО «Экол груп», то данная компания, согласно СПАРК, зарегистрирована в Башкортостане с уставным капиталом в 20 тыс. рублей, и ее учредителями являются Гюндогду Касым, Гюндогду Самиттин, Тимур Хаиров и Акмаль Гулямов.

При этом большинство экспертов татарстанской халяль-индустрии, опрошенных корреспондентом «БИЗНЕС Online», сообщили, что название компании-заказчика «халяльного» ТЦ на Бигичева им ни о чем не говорит, хотя многие в курсе о начале стройки. Исключение составил Низамов. Отметив, что наслышан об этом проекте и поддерживает начинание, комментировать строительство халяль-маркета на Бигичева он отказался. «Они к нам пока не обращались», — сообщил представитель ДУМ РТ.

«ХАЛЯЛЬ-РИТЕЙЛ ПРЕДСТАВЛЕН МАЛЫМ БИЗНЕСОМ»

Газета «БИЗНЕС Online» узнала мнение экспертов о развитии халяль-индустрии в Татарстане и новых проектах в Казани.

Иршат Юнусовисполнительный директор некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация индустрии халяль» (НАСИХ):

- Проект халяль-маркета на Бигичева и готовящийся к открытию халяль-магазин сети «Бахетле» — первые объекты ритейла подобного формата и в Казани, и в Татарстане.

Хорошо, что у нас в Татарстане сформирован компетентный комитет по стандарту «Халяль». Насколько мне известно, «Бахетле» с комитетом активно ведут совместную работу, и этот тандем принесет ожидаемый результат в сегменте халяль-ритейла. Это проект и для России очень важный — современный, но с соблюдением всех требований и нормативов. Там и архитектура, и дизайн, и ассортимент будут... И проект этот делается не просто по принципу желания бизнесмена «что хочу, то и творю», а здесь идет именно командная работа.

Радик Гафуров — председатель ассоциации предпринимателей-мусульман России:

- В Казани есть халяль-розница в формате «магазин у дома» — и с широким ассортиментом, и узконишевые. Но доля их на рынке очень мала.

Использование слова «халяль» стало эдаким хорошим маркетинговым ходом, трендом, сейчас многие вешают. Например, я знаю вьетнамское кафе, над входом в которое висит знак «Халяль». Однако вопрос о реальном соответствии канонам и ответственности бизнеса очень непростой.

Например, в Чеченской Республике, в Малайзии — там все халяль, потому что харам продавать просто никто не рискнет. Там, наоборот, отдельные магазины для харам, как у нас — для халяль. В качестве решения проблем соответствия качества для этой новой, но бурной растущей в России отрасли я бы предложил разработать и законодательно утвердить ГОСТ по халяль.

Мясо со знаком «Халяль», как правило, на 5 - 7 процентов дороже обычного. Но мое личное мнение — чем больше соответствовать канонам халяль, тем больше будет успех в данном бизнесе. Но не стоит делать «халяль ради халяль» и навязывать внешние атрибуты, поскольку главное не атрибуты и не комитеты, а ответственность предпринимателя перед Всевышним.

«КОНТРОЛЬ СООТВЕТСТВИЯ СТАНДАРТАМ УСЛОЖНЯЕТСЯ»

Марат Низамов — председатель комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ:

- Помимо того, что в халяль-магазине не должно находиться продуктов, товаров, запрещенных исламом, там должна соблюдаться определенная исламская этика. Например, не должно быть громкой музыки, рекламных плакатов, которые бы вводили в смущение верующих. В одежде, в отношениях должны выдерживаться соответствующие нормы, обязательно наличие молельной комнаты. Должны соответствовать канонам халяль и поставщики товаров, и транспорт, и тара. Вся цепочка, начиная от производства товара и заканчивая прилавком, должна быть прозрачна и понятна потребителю. Только тогда он получит богоугодный продукт, который поддержит его жизнеспособность. Но официальная халяль-сертификация от ДУМ РТ является делом добровольным. Мы рекомендуем, смотрим, если, конечно, организация к нам заявляется.

Все предприятия сидят на наркотической игле процента, это ни к чему хорошему не приведет, отсюда и все кризисы. Предполагаю, что люди, занимающиеся бизнесом в сфере халяльной продукции, — верующие, а значит, они не привлекают кредиты в банках.

В целом халяль-индустрия в Татарстане бурно развивается, поэтому контроль соответствия стандартам усложняется, требуя научных исследований. Сейчас много вопросов не только по мясу, но и по молоку-творогу, не говоря уже о каких-то там сложных колбасах. Например, в части обработки мяса технология соблюдается, а в колбасу закладываются пищевые добавки с запрещенными ингредиентами. Есть и расхождения в плане религиозной экспертизы, над этим нужно плотно работать, нужно договариваться. Пока идет сближение с другими комитетами по стандарту «Халяль» (в России работают несколько десятков таких комитетовавт.), единого подхода нет.

Рашид Низамеев — гендиректор финансовой компании «Амаль»:

- В целом отдельные халяль-маркеты в Казани уже есть. Это, например, супермаркет «Сады» на одноименной остановке, магазин на улице Тукая, а также торговый центр «Пять звезд» на пересечении улицы Парижской Коммуны и улицы Московская, где практически 100 процентов арендаторов работают по нормам «Халяль». Напротив мечети Марджани есть магазин, есть и в Российском исламском университете. Их много, другое дело, что сектор халяль-ритейла в Казани представлен малым бизнесом.

Что касается компании, строящей магазин на Бигичева, то, собственно, вы тоже можете пойти и зарегистрировать такое название для своей фирмы.